Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы работы. Соединения деталей посадкой с натягом относятся к неразъёмным соединениям и предназначены, в основном
Соединения деталей посадкой с натягом относятся к неразъёмным соединениям и предназначены, в основном, для передачи вращающего момента с вала на ступицу сидящей на нём детали (например, зубчатого колеса, полумуфты и т.п.) и наоборот, а также – для восприятия осевой или изгибной нагрузки. Натяг – это положительная разность диаметров вала и отверстия в ступице (втулке). После сборки соединения вследствие упругих и пластических деформаций его деталей диаметр
Рис. 5.2. Соединение деталей посадкой с натягом Сборку соединений деталей посадкой с натягом выполняют одним из трёх способов: прессованием (механическая сборка с использованием осевой нагрузки), нагрев втулки до 200…400оС, охлаждение вала до -79…-196оС (может быть использована и комбинация двух последних способов). При любом способе сборки и разборки соединения происходит смятие, а при первом способе и срез, микро- и макронеровностей контактирующих поверхностей вала и втулки, т.е. их частичное разрушение. Это позволяет отнести соединения деталей посадкой с натягом к группе неразъёмных соединений. Расчёт исследуемых соединений при заданных размерах и материалах деталей и известной нагрузке сводится к определению посадки, обеспечивающей прочность соединения, и выполняется по следующему алгоритму: 1. Требуемое нормальное давление
где Решив (1), получают
2. Расчётный натяг
где
3. Учитывая поправку
где 4. Используя справочные данные [2], выборка из которых приведена в табл. 5.1, и рис. 5.3, подбирают требуемую посадку в соединении из условий
где
Рис. 5.3. Схема полей допусков валика и втулки для выбора посадки Таблица 5.1 Предельные отклонения (ПО) полей допусков в посадках с натягом
5. Проверяют условия прочности деталей соединения при выбранной посадке
где 2. Порядок выполнения работы и оформление её результатов 1. Изучают теоретические основы работы. 2. Получают не менее трёх комплектов одинаковых по номинальным размерам валиков и втулок, образующих при запрессовке соединения с натягом. 3. Используя штангенциркуль, линейку и наборы эталонов шероховатости поверхностей, путем опытных замеров определяют геометрические характеристики исследуемых деталей (рис. 5.2) и заносят полученные результаты в табл. 5.2. Таблица 5.2 Геометрические параметры исследуемого соединения
4. На лабораторном стенде ДМ 27М (рис. 5.1), осуществляют запрессовку валиков во втулки на заданную глубину
где Таблица 5.3 Результаты эксперимента
5. Используя зависимости 5.2…5.5 и данные табл. 5.4, рассчитывают действительные натяги Таблица 5.4 Результаты расчётов
6. Определяют общую для исследуемой группы соединений стандартную посадку с натягом в соответствии с условиями (5.6), принимающими в данном случае вид
где 7. По условию (5.7) проверяют прочность деталей соединения при выбранной посадке. Выводы В выводах указывают основные результаты работы, сопоставляют полученные результаты с данными учебной литературы [1, 2], дают оценку работоспособности исследованных соединений и корректности проведённых исследований. Контрольные вопросы 1. К какому типу соединений деталей машин относятся соединения деталей посадкой с натягом? 2. Что такое посадка деталей? 3. Что такое натяг? 4. В чём заключается основное назначение соединений деталей посадкой с натягом? 5. Какие способы используются для получения соединений с натягом? 6. Каковы критерии работоспособности соединений с натягом? 7. За счёт чего обеспечивается взаимная неподвижность детлей при эксплуатации соединений с натягом? 8. От каких факторов зависит величина нормального давления на контактной поверхности соединения с натягом? 9. Чем действительный натяг в соединнии отличается от расчётного натяга? 10. Как проверить прочность деталей соединения при заданной посадке с натягом?
|