Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы работы. Соединения деталей посадкой с натягом относятся к неразъёмным соединениям и предназначены, в основном
Соединения деталей посадкой с натягом относятся к неразъёмным соединениям и предназначены, в основном, для передачи вращающего момента с вала на ступицу сидящей на нём детали (например, зубчатого колеса, полумуфты и т.п.) и наоборот, а также – для восприятия осевой или изгибной нагрузки. Натяг – это положительная разность диаметров вала и отверстия в ступице (втулке). После сборки соединения вследствие упругих и пластических деформаций его деталей диаметр посадочных поверхностей вала и ступицы становится общим. При этом на поверхности посадки возникает удельное давление и соответствующие ему силы трения при попытке относительного сдвига деталей, которые обеспечивают прочность соединения, т.е. неподвижность валика и ступицы (втулки) друг относительно друга, и возможность воспринимать вращающие, осевые и изгибные нагрузки (рис. 5.2). Рис. 5.2. Соединение деталей посадкой с натягом Сборку соединений деталей посадкой с натягом выполняют одним из трёх способов: прессованием (механическая сборка с использованием осевой нагрузки), нагрев втулки до 200…400оС, охлаждение вала до -79…-196оС (может быть использована и комбинация двух последних способов). При любом способе сборки и разборки соединения происходит смятие, а при первом способе и срез, микро- и макронеровностей контактирующих поверхностей вала и втулки, т.е. их частичное разрушение. Это позволяет отнести соединения деталей посадкой с натягом к группе неразъёмных соединений. Расчёт исследуемых соединений при заданных размерах и материалах деталей и известной нагрузке сводится к определению посадки, обеспечивающей прочность соединения, и выполняется по следующему алгоритму: 1. Требуемое нормальное давление на цилиндрической поверхности контакта валика и втулки определяют из условия относительной неподвижности деталей соединения при действии нагрузки, например осевой силы (рис. 5.2), или , (5.1) где - суммарная сила трения в контакте, Н; - посадочный диаметр, мм; - глубина запрессовки валика во втулку, мм; - коэффициент трения на контактной поверхности стальных деталей соединения при сборке прессованием; - коэффициент запаса [1]. Решив (1), получают , МПа (5.2) 2. Расчётный натяг в соединении вычисляют [1] как , мкм (5.3) где ; ; (5.4) и , и - модули упругости первого рода и коэффициенты Пуассона материалов вала и втулки (для стали МПа и [1]); - диаметр отверстия в полом вале, мм; - внешний диаметр втулки, мм. 3. Учитывая поправку [1] на срез и смятие микронеровностей при запрессовке, рассчитывают требуемый действительный натяг в соединении. , мкм (5.5) где и - параметры шероховатости посадочных поверхностей вала и втулки, мкм (при сборке соединения тепловым способом ). 4. Используя справочные данные [2], выборка из которых приведена в табл. 5.1, и рис. 5.3, подбирают требуемую посадку в соединении из условий и , (5.6) где и - верхние и нижние предельные отклонения полей допусков валика и втулки, мкм; и - максимальный и минимальный табличные натяги стандартной посадки. Рис. 5.3. Схема полей допусков валика и втулки для выбора посадки Таблица 5.1 Предельные отклонения (ПО) полей допусков в посадках с натягом
5. Проверяют условия прочности деталей соединения при выбранной посадке , (5.7) где - максимально возможное давление на контактной поверхности, рассчитываемое по (5.2…5.5) в обратном порядке при ; - предел текучести материала (стали 45) валиков и втулок. 2. Порядок выполнения работы и оформление её результатов 1. Изучают теоретические основы работы. 2. Получают не менее трёх комплектов одинаковых по номинальным размерам валиков и втулок, образующих при запрессовке соединения с натягом. 3. Используя штангенциркуль, линейку и наборы эталонов шероховатости поверхностей, путем опытных замеров определяют геометрические характеристики исследуемых деталей (рис. 5.2) и заносят полученные результаты в табл. 5.2. Таблица 5.2 Геометрические параметры исследуемого соединения 4. На лабораторном стенде ДМ 27М (рис. 5.1), осуществляют запрессовку валиков во втулки на заданную глубину . В ходе опытов глубину запрессовки определяют по вертикальной измерительной шкале стенда, а величину силы запрессовки валика во втулку – по показаниям часового индикатора 3 (рис. 5.1) в делениях этого прибора. Эксперимент проводят для всех комплектов валиков и втулок с одинаковыми геометрическими параметрами (табл. 5.2). Реальные значения сил запрессовки в Ньютонах рассчитыают как , (5.7) где 311, 1 Н/дел - коэффициент пропорциональности. Полученные результаты записывают в табл. 5.3. Таблица 5.3 Результаты эксперимента
5. Используя зависимости 5.2…5.5 и данные табл. 5.4, рассчитывают действительные натяги для каждого из полученных соединений, приняв в (5.2) коэффициент запаса . Результаты расчёта сводят в табл. 5.4. Таблица 5.4 Результаты расчётов
6. Определяют общую для исследуемой группы соединений стандартную посадку с натягом в соответствии с условиями (5.6), принимающими в данном случае вид и , (5.8) где и - максимальное и минимальное значения действительных натягов, полученных для исследуемой группы соединений (табл. 5.4). 7. По условию (5.7) проверяют прочность деталей соединения при выбранной посадке. Выводы В выводах указывают основные результаты работы, сопоставляют полученные результаты с данными учебной литературы [1, 2], дают оценку работоспособности исследованных соединений и корректности проведённых исследований. Контрольные вопросы 1. К какому типу соединений деталей машин относятся соединения деталей посадкой с натягом? 2. Что такое посадка деталей? 3. Что такое натяг? 4. В чём заключается основное назначение соединений деталей посадкой с натягом? 5. Какие способы используются для получения соединений с натягом? 6. Каковы критерии работоспособности соединений с натягом? 7. За счёт чего обеспечивается взаимная неподвижность детлей при эксплуатации соединений с натягом? 8. От каких факторов зависит величина нормального давления на контактной поверхности соединения с натягом? 9. Чем действительный натяг в соединнии отличается от расчётного натяга? 10. Как проверить прочность деталей соединения при заданной посадке с натягом?
|