Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционный комплекс






Лекция 1. Введение. Историография средневекового Казахстана

План:

1. Предмет, цели и задачи.

2. Источники и историография средневекового Казахстана

Периодизация истории средневекового Казахстана. Проблемы общественной формации. Актуальность предмета. Методология темы. Цели и задачи предмета.

Источники и историография средневекового Казахстана.

Источниковедческая база и исследования. Характеристика основных групп источников. Проблемы археологии и их разработки. Письменные источники по истории средневекового Казахстана. История изучения средневековой истории Казахстана.

Лекция 2. Тюркский и Западно-Тюркский каганаты.

1. Образование Тюркского государства

2. Политическая история Западно-Тюркского каганата

Сложение древнетюркского союза племен. Развитие производительных сил у древнетюркских племен. Образование древнетюркского государства. Общественный строй и занятия населения. Особенности генезиса феодализма на территории

Казахстана. Значение древнетюркской империи в истории народов Центральной Азии.

Образование Западного и Восточно-Тюркского каганатов. Социально-этническая история Западно-Тюркского каганата и его политический строй. Расцвет Западно-Тюркского каганата во время правления первых каганов. Падение каганата. После распада гуннской державы центральные и западные регионы Казахстана превратились в политически раздробленные районы, где продолжали жить близкие по происхождению этносы. В долине Сырдарьи и к северу от нее кочевали многочисленные кангары, не имевшие сколько-нибудь централизованной власти, к северу от Аральского моря обитали родственные племена уар и хионитов, остатков угро-иранского населения Южного Приаралья. От Аральского моря на запад жили гуннские племена сабиров, казар, кутургуров, утургуров, онногундуров и др. В V в. этнические группы Приазовья образуют новую общность, получившую название «булгар».

Весной 554 г. начался поход тюрков во главе с Истемикаганом на запад. После покорения Жетису и долины Сырдарьи тюрки вышли к Аральскому морю, где столкнулись с яростным сопротивлением уар и хионитов. Война с ними продолжалась более двух лет, и только к 558 г. тюркские войска достигли берегов реки Едидь. Часть уар и хионитов, не пожелавших покоряться Истеми, ушла в Причерноморье, где получила имя авар или абар.

В 60-х годах в Средней Азии активизировались эфталиты и Истеми, прервав свой поход на запад, повернул войско обратно. Это позволило аварам создать в Причерноморье сильное государство, объединившее сабиров, кутургуров и утургуров. В 568 г. авары стали хозяевами Паннонии (территория современной Венгрии), где жили остатки гуннов.

После смерти Истеми западная часть каганата была поделена на уделы. Сары-Арку и Западный Казахстан получил сын Истеми Тамган-хан, который продолжил войну на западе. В 70-х годах к каганату были присоединены едильские и кавказские сабиры и часть булгаров. Булгары-кутургуры, жившие к западу от реки Тен (Дон), остались в составе Аварского каганата.

После распада Тюркского каганата в 604 году племена Сары-Арки и Западного Казахстана получили относительную самостоятельносп. Каганы Западно-Тюркского каганата, втянутые в распри между дулу и он-шадпытами, не придавали особого значения своим северным и западным подданным. В итоге в первой половине VII века кангары практически не признавали власть кагана, а булгары и казары основали собственные династии.

В 630 году вождь булгар-уннагундуров Кубрат, происходящий из рода дулу, объединил под своей властью родственных кутургуров и утургуров и основал Великую Булгарию, враждебную и аварам, и тюркам. Центр этого государства находился на Таманском полуострове. В 651 году независимость объявили и казары, во главе которых находился каган династии Ашина. Западный Казахстан вошел в состав Казарского каганата.

О дальнейшей истории Сары-Арки сведений очень мало. Известно лишь, что кангары вели непрерывные войны с туркешами за низовья Таласа и Шу, а в долине реки Ертис появляется новое государство, основанное племенами кимаков, а на Сырдарье - огузское государство.

 

Лекция 3. Тюргешский и Карлукский каганаты.

План:

1. Политическая история Тюргешского каганата

2. История Карлукского каганата

Тюргешский каганат (704—756 гг.). Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии находились под властью Западнотюркского каганата. Первостепен­ное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетысу тюргеши, родоначальником династии которых был Уч-элик-каган (699—706). Он изгнал из Жетысу (Семиречья) Бори-шада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка. Главную ставку он учредил в городе Суябе на реке Чу. Вторая ставка находилась в городе Кунгуте на р. Или. Уч-элик разделил страну на 20 тутукств (уделов), по семь тысяч воинов в каждом.

В 705 г. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей к востоку от Амударьи — Мавераннахра. Наместник Хорасана Ку-тейба ибн Муслим, захватив Балх, в 706 г. двинулся на Пайкенд (близ Бухары). Тюргеши пришли на помощь согдийцам. Объединенные силы тюрок и согдийцев нанесли серьезное поражение арабским войскам. Лишь обманным путем Кутейбе ибн Муслиму удалось столкнуть союзников между собой и вырваться из окруже­ния. В 709 г. Кутейба снова отправился в Мавераннахр и достиг окрестностей Бухары. Тюрко-согдийская коалиция нанесла ощути­мые удары арабскому войску. Снова, используя тактику обмана, Кутейба вынудил согдийского царя Тархуна отказаться от помощи тюрок, в результате чего арабские войска сумели занять Бухару.

В Тюргешском каганате преемником Уч-элика стал его сын Сакал-каган (706—711 гг.) Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. Совместно с согдийцами на западе они вели упорную борьбу с арабами, на юге представляли большую опасность войска династии Тан, с востока угрожали центральноазиатские тюрки. Восточно-тюрский каган Капаган в битве при Болучу (в Джунгарии) в 711 г. разбил тюргешей. Восточнотюркские войска, двигаясь на запад, переправились через Сырдарью. В это время против арабского наместника восстали самаркандцы и каган центральноазиатских тюрков. Но подоспевший Кутейба спас арабский гарнизон от полного разгрома. В 712—713 гг. против арабов выступили объеди­ненные силы тюрков, согдийцев, шашцев и ферганцев. В ответ Кутейба собрал большое войско и направил отряд в Фергану и Шаш. Большая часть поселений Шаша была сожжена. Понимая, какую угрозу арабскому владычеству в Мавераннахре представляет союз тюргешей со среднеазиатскими народами, он совершает в 714 г. поход на Исфиджаб.

Тюргешский каганат в течение нескольких лет находился в политической дестабилизации, но с восшествием на престол Сулук-кагана (715—738 гг.), окреп. Военно-административная власть перешла к племенам «черных» тюргешей, чья орда (ставка) была перенесена в Талас (Тараз).

Искусному дипломату и блистательному полководцу Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на западе серьезную угрозу представляли арабы, на востоке Танский двор поддерживал пре­тендентов из династии западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане. Дипломатическими (брачными связями) и военными мерами Сулук предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 723 г. тюргеши совместно с карлуками Ферганы и жителями Шаша нанесли крупное поражение арабам. Каган тюргешей Сулук дей­ствовал против арабов смело и решительно, за что получил у арабов прозвище Абу Музахим (Бодливый). Лишь в конце 732 г. арабский наместник разбил тюргешей и вошел в Бухару. В 737 г. Сулук предпринял поход против арабов и дошел до Тохаристана, но вслед за тем потерпел поражение. По возвращении в Суяб он был убит одним из своих полководцев, Бага-Тарханом.

Гибель Сулука положила начало длительной борьбе за власть между «желтыми» и «черными» тюргешами.

В 746 г. в Жетысу с Алтая и Тарбагатая переселились карлуки. В междоусобной борьбе, а также в жестокой длительной схватке с арабами тюргешские каганы потеряли свое былое могущество, вследствие чего не могли оказать достойного сопротивления карлукам. Создавшейся обстановкой воспользовалась, проводив­шая активную политику в этом регионе Китайская империя. Ее наместники в Восточном Туркестане в 748 г. двинули свои войска на г. Суяб, захватили и разрушили его, был казнен владетель Шаша. Его сын обратился за помощью к арабам. В 751 г. у города Атлаха около Тараза, развернулось грандиозное сражение между аббасидским военачальником Зиядом ибн Салихом и китайским полководцем Гао Сяньчжи. Битва продолжалась пять дней. В решительный момент в тылу китайцев восстали карлуки и пере­шли на сторону арабов. Китайское войско было наголову разбито. Битва у Атлаха имела большое историческое значение в судьбах народов Жетысу и Мавераннахра. Танские войска оставили не только пределы Жетысу, но и Восточный Туркестан под давлением уйгуров и тибетцев. Арабы тоже не смогли удержаться в Таласской долине и отступили в Шаш. Но междоусобицы окончательно подорвали Тюргешское государство и оно пало в 756 г. под натиском тюркоязычных племен карлуков.

Тюргешский каганат продолжил государственно-администра­тивные, военные и социально-культурные традиции Западнотюрк-ского каганата и в сущности составлял последний период в его истории. На руинах Западнотюркского каганата кочевые и полуко­чевые тюркские племена образовали четыре могущественных госу­дарства. Помимо Хазарского каганата в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, на территории Казахстана возникли три этно-социальных объединения: в среднем и нижнем течении Сырдарьи и Приаральских степях разместилась Огузская держава, в регионе Северного, Восточного и Центрального Казахстана с центром на среднем Иртыше возник Кимекский каганат, а наследниками исконных земель Западнотюркского.каганата — Жетысу (Семи­речья) стали карлуки.

Карлукское государство (756—940 гг.). Первые сведения о карлуках известных под именем булак относятся к V в. Название «уч карлук» (три племени карлуков) древнетюркские рунические памятники распространяли на силь­ный союз кочевых племен, занимавших территорию между Алтаем и Восточным побережьем озера Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени — булак, чигиль (себек) и ташлык. Вожди карлукских племен носили титул эльтебер.

В 742 г. политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен — карлуков, уйгуров и басмылов, сокрушивших власть восточных тюрков. На короткое время возвысились басмы-лы — их вождь стал каганом. Глава карлуков и предводитель уйгуров получили звание ябгу. Однако в 744 г. басмылы были разгромлены объединенными силами уйгуров и карлуков. В Цент­ральной Азии возникло новое государство — уйгурский каганат (744—840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого (западного) ябгу. Стремле­ние к самостоятельности привело карлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата.

В середине VIII в. развернулась борьба за тюргешское наследст­во между карлуками и огузами, чьи значительные группировки расселялись в области Иссык-Куля и Таласа. В результате этого противоборства основная часть огузов покинула пределы Жетысу и ушла к Сырдарье.

В 766 г. в руки карлукского джабгу перешло все Жетысу с двумя ставками тюргешских каганов — Таразом и Суябом. Под эгидой карлуков образовалось раннефеодальное государство. Карлуки про­должали расширять границы. В 766—775 гг. одна ветвь карлуков захватила Кашгарию, а в конце VIII в. другая их группировка распространила свое влияние на Фергану.

На территории Жетысу сформировалось политическое объеди­нение карлукских племен. Согласно арабским и персидским источ­никам, карлукское объединение в IX—Х вв. состояло из многочис­

ленных родоплеменных групп. Так, арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает в составе карлуков девять племен. В карлукскую конфедерацию вошли кочевые и полукочевые тюркоязычные племена Жетысу и Южного Казахстана: тухси, чигили, азкиши, тюркеши, халаджи, чаруки, барсханы. Население, подвластное карлукам, не было этнически однородным, оно включало ираноя-зычных согдийцев, мигрантов из стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

В VIII—Х вв. в карлукском государстве шел интенсивный процесс тюркизации оседло-земледельческие жителей.

В VIII—Х вв. карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана — от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах р. Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабс-кой области вплоть до средневекового города Отрара. По данным арабского географа Ибн Хаукаля (X в.), «требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток».

Соперничество на востоке в конце VIII — начале IX в. карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков и признанием верховной власти уйгурского кагана в Монголии. На западе карлу­ки повели борьбу с арабскими завоевателями Мавераннахра;

активно поддерживали различные антиарабские выступления в начале IX в. В 810 г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до г. Кулана (ныне ст. Луговая). В 812 г. они организовали поход на Отрар, где разбили войска карлуков, вынудив их джабгу бежать в страну кимеков. С 20 гг. IX в. в Мавераннахре стала править местная династия Саманидов, находившаяся в номиналь­ной зависимости от арабского халифа в Багдаде.

В 840 г. в центральноазиатских степях произошло важное событие: енисейские киргизы положили конец Уйгурскому кагана­ту, вынудив уйгуров переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Исфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. В том же году карлукскому кагану пришлось вести войну против Саманидов. Наместник Самарканда, объявив свя­щенную войну неверным тюркам, захватил Исфиджаб. В 893 г. саманид Исмаил ибн Ахмед предпринял поход на Тараз. Карлукский каган Огулчак Кадыр-хан выдержал длительную осаду, однако город пал, а население приняло ислам. Огулчак перенес свою ставку из Тараза в Кашгар и продолжал военные действия против Саманидов. Вместе с тем тюрки Семиречья не только сдерживали натиск Саманидов, но и сами предпринимали походы на их государство. В 904 г. Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска, но вскоре оно было вытеснено.

Арабское господство коснулось лишь части территории Южно­го Казахстана, входившей в пределы Карлукского каганата. Города Фараб, Исфиджаб, Тараз, несмотря на все перипетии политической борьбы, оставались, как отмечают раннесредневековые арабские источники, наиболее неспокойными для арабов владениями. Араб­ское завоевание наложило печать на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь подвластных халифату террито­рий, на этнические и языковые процессы в ней.

Государственное устройство карлуков характеризовал ось, наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в карлук-ском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.

Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы. Однако основную массу населения составляли рядовые общинники, которые нередко подпадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей социальной значимости роды и племена карлукской конфедерации.

Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами, угодьями, но и городскими центрами. Согласно «Худуд аль-алам», в стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерки, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль и др. Столица карлуков и многие их города находились на Великом шелковом пути, который имел большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только как дипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей.

Карлукский каганат однако не обладал прочными экономичес­кими связями. Его раздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальная угроза Карлукскому каганату пришла со стороны Кашгара. В 940 г. ими был взят Баласагун, и государство карлуков пало.

Лекция 5. Государство Огузов и Караханидов.

План:

1. Государство Огузов

2. Государство Караханидо

Огузское государство. В IХ-Х вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов.

Этимология названия «огуз» неясна и она не раз дискутировалась в отечественной и зарубежной историко-филологической литературе. Термин, вероятно, означал «племена», «объединение племен», но затем мог превратитъся в этническое имя с собирательным значением. Археологические и письменные источники говорят, что они на эту территорию пришли из Жетису. Исходным ареалом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии, а начало становления раннеогузской группировки связано с Западным Жетису. Кочевавшие по Сырдарье племена кангаров были вынуждены частью войти в состав огузов, частью откочевать на запад - в Северное Причерноморье. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошли как древний этнический компонент долины Сырдарьи, так и кочевые и полукочевые племена Жетису. Они делились на ряд племен со множеством родовых подразделений.

Махмуд Кашгарский утверждает, что огузы первоначально состояли из 24 племен. Более поздние авторы, в частности Марвази, говорят лишь о 12 племенах. Расхождение источников, вероятно, можно объяснить делением огузов на две экзогамные фратрии: бузуков и учуков, входящих соответственно в правое и левое крыло их войска. Огузское государство разделялось на уруки и аймаки. Термином «урук» обозначались родовые подразделения. Роды и племена, объединенные в состав более крупных ременных союзов, назывались «иль» (страна).

До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Жетису. В X в. столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикентнаходился на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой. Огузская держава была неоднородной в этническом отношении. В городах и сельских поселениях жило тюркское и ираноязычное население.

Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались «иналами», для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны - «атабеки». Жены правителей носили титул «хату» и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками - «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права - «торе», из наиболее могущественных родов. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. В конце X в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.

Политическая история огузов. Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 г. между ними и киевским князем Святославом был заключен военный союз против хазар. Результатом совместных военных действий явился разгром Казарского каганата и крупное поражение Булгарии.

В ХI в. началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тогрул-беком и Чагры-беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул-бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входили Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии.

В период правления Али-хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али-хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание, и в 1041 г. захватил Хорезм. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.

В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караханидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых Кыпчаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

В физическом типе огузов преобладал монголоидный расовый облик.

Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.

Государство Караханидов. Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.

В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В Х в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Приис-сыккулья.

В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Сред­ней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения-Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.

Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой.

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так про­изошло юридическое закрепление уже фактического распада госу­дарства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.

В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059—1074) прави­ли сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница

между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.

При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов.

В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухам­мед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могу­щественного государства Караханидов на этом завершилась.

Государство Караханидов не было простым повторением пре­жних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земле­делию и приобщалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской рели­гии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.

Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.

В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наметившегося развития.

Лекция 5. Государство Кимаков и Кипчаков.

План:

1. Кимакский каганат

2. Государство Кипчаков

Кимакский каганат На политической арене в казахской степи в IX в. появилось государство кимаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политаческое ядро этого государства, племя имак, в середине VII в. заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 году имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются инакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак («еки-имак» - «два племени имаков»).

Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул «байгу» (искаженное «ябгу»), а в начале X в. принявшим титул «хакан». В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: имак, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак.

К середине X в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области:

1. Йогсун-Йасу - охватывает междуречье Есиля и Ертиса (Иртыша), Барабинскую степь к западу от Оби. Здесь, на Ертисе, располагались столицы - старая и новая.

2. Кыркырхан - занимает территорию Восточного и Центрального Казахстана от Ертиса до Балхаша и Алаколя, включая Каркаралинские, Чингизстауские и Тарбагатайские горы.

3. Авдар аз-хифчак - область «внутренних Кыпчаков» - располагалась в Центральном Казахстане, включая окрестности Улутауских гор, бассейны рек Нуры, Сары-Су, Каракенгира, на юге - по низовьям Шу и Тласа.

4. «Внешние кыпчаки» занимали предгорья Южного Урала и торгайские степи и пользовались значительной автономией. В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис. В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматъся ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак.

Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере X в. сменилась мирным общением с соседями.

Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IХ-Х вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу X в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.

Государство Кипчаков. В X в. на территории Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племен - Кыпчакское, которое стало прямым преемником Кимакского. Термин «кюеше» или «цзюеше», упомянутый в201 г. до н.э., воспринимается многими исследователями -кыпчако-ведамикак первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.

Однако более достоверное упоминание их под именем «кибчак» - в надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.), «кыпчак», «кыфчак» - в сочинениях мусульманских авторов: Ибн-Хордадбеха и Гардизи (IХ в.), Махмуда Кашгари (IХ в.), Ибн-Асира (ХIII 0в.), Рашид ад-дина, ал-Омари, Ибн-Халдуна (ХI в.) и других. Русские летописи (ХI-ХIII вв.) называют их половцами и сорочинами, венгерские - палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники (Рубрук, XIII в. и др.) - команами (куманами).

Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлыков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. Они дали свое имявозникшему объединению племен, которое стало называться кыпчакским.

В первый период политической истории Кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища.

К концу X века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья.

К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетису. Восточная граница их остается на Ертисе, западные пределы достигают Едиля, на юге - района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак».

Расцвет кыпчакского государства. В середине XI века Кыпчаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе многочисленные западнокангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения. Кыпчаки, обитавшие к западу от Едиля, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токсаба. Она разделялась на области тенских кыпчаков, от Едиля на востоке до Кавказских предгорий на юге и Тена - на северо-западе, и области узеуских кыпчаков, известных также как половцы и куманы, располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Тена на востоке до низовий Дуная и Карпат на западе. Во главе этих образований стояли ханы династий Шарухана и Бонекхана.

Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори. Легенды называют основателем этого государства Абар-хана (ХI век). Кроме верховного хана кыпчакские рода имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.

В ХI-ХII веках восточно-кыпчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее торгайские степи, бассейны рек Жем, Жаик, Едиль, а также полуостров Мангыстау, возглавлялось ханами ельбори. Здесь же, в районе Торгая и располагалась ставка верховного хана. Левое крыло занимали земли Центрального и Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Ертиса и Есиля. Столицей был город Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени кайы-уран.

Кризис кыпчакских государств. В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса. Сыгнакское владение, воевавшее на два фронта - против кара-киданей в Жетису и Хорезма - на Сырдарье, вынуждено было пойти на союз с последним и постепенно попадает под его зависимость. В 1182 г. хан Алл-Кара Уран направил хорезмшаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу-ханом, который заключил союз с Хорезмом против кара-киданей. Поход, состоявшийся летом того же года, закончился победой и кыпчаки освободили от киданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой и в 1195 г. хорезмшах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу-хана. Вначале кыпчаки отступили, но воины-урани, составлявшие основную часть гвардии Хорезмшаха, известили хана кыпчаков о своем намерении перейти на его сторону. Ободренный хан победил хорезмшаха, которому с трудом удалось спастись. Однако вражда между Кадыр Бугуханом и племянником Алп-Дерек иналом ослабила кыпчаков и в 1200 году Алп-Дерек, ставший новым ханом, признал себя вассалом Хорезма. После победы хорезмшаха над кара-киданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В 1210 г. он перенес столицу в Отрар и стал править от имени хорезмшаха, приняв титул Гайыр-хана.

Западные кыпчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1183 г. объединенные русские силы разгромили хана Кобека, правителя узеуских кыпчаков, на реке Орели. В 1185 г. хан тенских кыпчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кыпчаков и поживиться за счет военной добычи, но его поход в 1185 г. закончился полным разгромом русских войск на р. Каяле, что было описано в «Слове о полку Игореве». В этой битве принимали участие и западно-казахстанские кыпчаки во главе с Казак-ханом. В начале XIII в. часть кыпчаков во главе с ханами принимают христианство. Узеуский хан при крещении получил имя Данилы Кобяковича, а сын Кунашыка - Юрия Кончаковича. После смерти последнего власть над тенскими кыпчаками переходит хану Котану.

Кыпчакибыли не только кочевниками-скодоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент - на Сырдарье, Канглыкент - на Ыргызе, Саксин - в низовьях реки Едиль, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) - на Таманском полуострове и Шарухан - недалеко от современного Харькова. Кроме того, кыпчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.

 

Лекция 7. Найманы, кереиты и жалаиры.

План:

1. Государство найманов

2. Кереиты и жалаиры

Этнополитическая история найманов и кереитов, джалаиров. Образование улусов найманов и кереитов. Хозяйство и политическая организация. Найманы и кереитов в составе империи Чингисхана. Найманы и кереитов в Восточном Казахстане и Жетысу. Войны найманов с киданями.

Ранняя история найманов и кереитов. На йманы и кереиты впервые появились на исторической арене около середины ХIII века. Найманы были известны тогда под названием «сегиз огуз», т. е. союз восьми племен, и находились под властью Уйгурского каганата. После 840 года начинается процесс складывания конфедерации кочевников Центральной Азии, известных в источниках под собирательным названием «цзубу»- кочевники. Северными цзубу называли кереитов, а западными – найманов. Примерно в это время найманами правили полулегендарные Наркыш-Таян и Эниат-хан. Правитель всех цзубу носил титул далай-хан. В конце IХ-начале X века обострились отношения кочевников с киданьской империей Ляо, центр которого находился в Северном Китае. Ожесточенные столкновения и гибель в 984 году далай-хана привели к поражению цзубу. Правители кочевников, ища способы укрепления своей власти, обращаются к одной из мировых религий - христианству в его несторианской форме. Около 1007 или 1008 года хан кереитов направляет посольство мервскому митрополиту и вместе со своим народом принимает христианство, приняв имя Маргуз (т. е. Маркус - Марк). Вместе с кереитами христианами становятся найманы, онгуты, часть монгольских племен. Усилившееся и объединившееся государство цзубу стало серьезным противником Ляо. Кидани были вынуждены признать хана Уба (Увар) царем всех кочевников, В 1069 году цзубу нанесли поражение войскам Ляо, однако в конце XI века степное государство вновь ослабело. Очередная война была развязана в 1092 году и в ее итоге хан Маргуз II был захвачен в плен и казнен, Кереиты и найманы были включены в состав империи Ляо.

В 1125 году государство киданей распалось, и кереиты вновь получили независимость. Возглавили их правители с титулом буюрук-хан, первый из которых, Маргуз Буюрук-хан был одновременно и ханом монголов. Найманы основали собственное государство в 1143 году, правителем их стал Инанч-Бильге-Буку-хан. К югу от кереитов и найманов, на границе с Китаем образовалось владение белых татар, большую часть которых составляли тюркоязычные онгуты.

В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен. Вполне возможно, что они имели смешанный этнический состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают, что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию. Упоминаемый в древнетюркских надписях союз племен «секиз-огузов» исследователями отождествляется с найманами. В VIII в. племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.

Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.

Государство кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. Этнический состав конфе­дерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере — 'меркиты, на востоке — татары, на юге — тангуты. Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торго­вого пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионе­ров. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры.

Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитая-ми и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.

Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Отдельные факты наводят на мысль о наличии генетической связи между кереитами и канглы.

Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской став­кой, войсками и дружиной.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уро­вень социального и культурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

В 50-х голах XII века обострились отношения кереитов с Китаем. Маргуз-хан, возглавивший борьбу кочевников против захватчиков, был схвачен в плен и казнен. После его смерти ханство возглавил Хурджакус (Грегориус) Буюрук-хан. Его брат с титулом «гурхан» правил монголами. В 1171 году престол занял сын Хурджакуса-Торгул-хан. Начало его правления ознаменовалось ожесточенной борьбой за власть между Тогрулом и его дядей - гурханом. Только при поддержке монгольских вождей хану удалюсь одержать победу и изгнать гурхана, однако после этого власть кереитов над монголами значительно ослабла.

В начале 80-х годов Тогрул начинает поддерживать монгольского князя Темучина, пытаясь через него укрепить свое влияние среди монголов. В 1183 году кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, за что Тогрулу был пожалован китайский титул «ван», т, е, «царь», что было официальным признанием суверенных прав Тогрула в Центральной Азии. С этого момента Тогрула называют также Ванханом. В 90-х годах власть хана опять ослабла. В 1196 году ему пришлось оставить орду и бежать в Тангут. При помощи найманов престол занял его младший брат Ерке-Кара, однако его правление было недолгим. В 1198 голу Тогрул вернулся и вновь стал правителем кереитско-монгольской конфедерации.

Конец ХII - начало XIIIвека ознаменовались ослаблением кереитского ханства и усилением монголов. В 1203 году между бывшими союзниками разгорелась война, завершившаяся поражением кереитов. Ван-хан и его сын Сангум погибли, часть кереитов во главе с полководцем Кайранбаем бежала на северо-запад, в среднее течение Ертиса. Большая часть кереитов вошла в состав монгольского государства.

Государство найманов. После образования государства каракиданей найманы входили в его состав, но после смерти основателя Западного Ляо Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем Инанч-Бильге - Буку-хана. Государство найманов занимало земли к западу от кереитов, в Западной Монголии и Восточном Казахстане. С самого начала своего существования оно заняло враждебную к кереитам позицию, оспаривая у них власть над кочевниками Центральной Азии. Несколько раз Инанч-хану удавалось посадить на престол в кереитском государстве своих ставленников, однако после его смерти, в конце XII - начале XIII века само найманское ханство распалось на две части, которые возглавили два сына Инанча, Толи-хан и Буюрук-хан. Раскол ослабил найманов, и в 1201 году оба владения потерпили поражение от кереитско-монгольского союза. В 1204 году монголы разгромили Таянхана, а в 1206 - Буюрук-хана. Сын Таяна Кушлук-хан, собрав остатки найманских войск, укрылся в государстве кара-киданей.

Государственный строй. Государства кереитов и найманов были очень схожи по своему политическому устройству. Во главе государства стоял хан, передававший свою власть по наследству. Функции управления концентрировались в орде - ставке хана и осуществлялись служилой знатью - черби. Сушествовало делопроизводство, официальные бумага скреплялись ханской печатью. Все население государства делилось по военно-административному принципу на тысячи, сотни и десятки. В то же время источники говорят о племенах, входивших в состав кереитского и найманского государств. Так, по Рашнд-ад-Дину, в состав кереитов входили сахияты, дубоуты, албаты, карныны, влиятельной группой были канглы. Среди найманов часто упоминается вдиятеяьное племя битикин, а также кыпчаки и канглы.

Итак, кереиты и найманы сыграли заметную роль в этногенетических процессах X - XIIIвв. в Казахстане. Именно в этот период они вошли в состав казахского народа.

Лекция 8. Материальная и духовная культура в 6 – начале 13 вв.

План:

1.Хозяйство кочевников Казахстана в V - начале XIII вв.

2.Оседлая земледельческая культура Казахстана в V - начале XIII вв.

3.Городская культура Казахстана в V - начале XIII вв.

4.Ремесла и торговля.

5.Жилища и одежда.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал