Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Физическое развитие дошкольника - направление развития ребенка и составная часть образовательного процесса дошкольной образовательной организации






Структурные части образовательного процесса мы рассматриваем с позиции основных направлений развития детей: физического, интеллектуально-речевого, социально-личностного, художественно – эстетического. Взаимосвязь и гармоничность развития разных сторон личности ребенка означает взаимосвязь содержания, технологий, методов и приемов, дополнение одной стороны развития другой, взаимопроникновение одной из сторон развития ребенка в другую.

Физическое развитие – это процесс изменения функций детского организма под воздействием условий жизни и воспитания.

Физическое развитие – развитие физических качеств (выносливость, быстрота и т. д.).

Физическое развитие – антропометрические и биометрические данные ребенка.

Физическое воспитание – организованный процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития.

Задачи физического развития:

- оздоровительные задачи (сохранение, укрепление здоровья, развитие физических и адаптационных возможностей организма, повышение работоспособности, умение сохранять осанку);

- образовательные задачи (формирование представлений о своем организме, здоровье, режиме, знакомство с разными способами движений и развития физических качеств);

- воспитательные задачи (воспитание интереса к разным видам спорта, двигательной деятельности).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – увеличиваются рост, масса тела, развивается двигательная активность. Важной задачей воспитателя является развитие физических способностей ребенка – силы, ловкости, выносливости.

Формирование движений, становление двигательной активности начинается у детей задолго до рождения и продолжается на всех этапах дошкольного детства. В первые пять лет особенно активно происходит накопление двигательного опыта.

Для нормального физического развития детей необходимы специальные упражнения, укрепляющие слабые мышцы плечевого пояса, туловища, ног. Ежедневно во всех возрастных группах детского сада проводится утренняя гимнастика. Ее цель – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребенка, способствует хорошему настроению в течение всего дня.

Большое место в физическом развитии ребенка занимают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежутке между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются в музыкальные занятия.

Игры младших дошкольников организует воспитатель, а старшие дошкольники учатся организовывать подвижные игры самостоятельно. Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует у дошкольников стремление к еще большей физической активности.

Забота о здоровье детей и их физическом развитии тесно связана с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней гимнастики два раза в неделю во всех группах дошкольного образовательного учреждения проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучить детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия с группами детей раннего возраста проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной активности осуществляется во время прогулки. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе. Интерес у детей вызывает прогулка, во время которой они учатся наблюдать явления природы, жизнь людей, объекты социума.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за развитием детей и состоянием их здоровья, проводятся профилактические мероприятия для укрепления здоровья. Авторы комплексных программ воспитания и развития дошкольников большое внимание уделяют формированию привычек к здоровому образу жизни, потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности.

К семи годам у старших дошкольников заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку; способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания; прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

Содержание работы по физическому развитию заключается в создании условий для психофизического развития детей, формировании здорового образа жизни, развитии физической компетентности.

Содержание работы по физическому развитию находит отражение во всех общих образовательных программах для дошкольников. Например, интересен подход к физическому развитию в программе «Истоки». В данной программе формирование здорового образа жизни связано с активными движениями, дающими ощущение радости.

Существует много дополнительных программ, посвященных только физическому развитию дошкольников, например, программа Ю. Змановского «Здоровый дошкольник». Автор предлагает в основу двигательной деятельности положить циклические упражнения (бег). Даются рекомендации по организации питания, приготовлению пищи, использованию психогимнастики и др.

Программа Т. Тарасовой «Я и мое здоровье» посвящена валеологическому воспитанию, т.е. знакомству детей с нетрадиционными способами оздоровления организма. Автор предлагает интересную систему занятий.

В. Кудрявцев, Б. Егоров являются авторами педагогики оздоровления. Они предлагают в процессе физической культуры развивать личность ребенка, формировать культуру движений, познавать возможности собственного тела.

Каждое ДОУ имеет право создавать свою систему физического воспитания на основе общих принципов: «Не навреди», «В здоровом теле – здоровый дух», демократичности, гуманизации, единства всех участников образовательного процесса.

Проблемами физического развития в прошлом занимались Е. Гориневская, Л. Чулицкая, А. Кенеман. В настоящее время физическому развитию уделяют внимание такие авторы как В. Кудрявцев, Э. Степаненкова, Е. Вавилова, Г. Лескова, Г. Попов, С. Филиппова, Т. Волосникова.

Современные пособия по физическому развитию детей: Э. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду»; Н. Ожухова «Воспитатель по физической культуре в ДОУ»; О. Хухлаева «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников»; «Теория и методика физической культуры дошкольников» под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарёва.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое физическое развитие?

2. Каковы условия полноценного физического развития дошкольников?

3. Назовите современные программы физического развития дошкольников.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал