Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Речевое развитие дошкольника направление развития ребенка и составная часть образовательного процесса дошкольной образовательной организации
Речевое развитие (РР) включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Основная работа по РР – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. РР тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы РР дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др. Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохиной, Кониной (закономерности речевой деятельности). Основные направления определения задач РР: Структурное - формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов. Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога). Когнитивное, т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи. Задачи РР: 1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.); 2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.); 3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования); 4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении; 5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму); 6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге). Общение способствует полноценному развитию ребёнка (М. Лисина), развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность. Дети – дошкольники часто в общении пытаются обратить внимание взрослых, используя разные способы. Чаще всего это «язык тела» (берёт за руку, обнимает, строит рожицы, кривляется). Для дошкольника 3 – 7 лет характерна особая динамика процесса общения (М. Лисина): - Дети овладевают общением со взрослым по инициативе взрослого. - Общение со взрослым по инициативе ребёнка. - Общение со сверстником по инициативе взрослых и детей. Общение ребёнка со взрослыми развивается благодаря сильнейшей эмоциональной тяге к взрослым, доверия к миру взрослых. В работах Г. Ляминой показана динамика развития общения ребёнка со взрослым. Младшим дошкольникам свойственна потребность в контактах со взрослыми, подражание им, доверчивость (3 – 4 года). К 4 годам появляется потребность в самостоятельности, активности. После 5-ти лет ребёнок чаще является инициатором общения, выбирает партнёров, независим в общении, появляется избирательность. Ребёнка в этом возрасте в общении со взрослыми привлекает способность последних понять его. Общение дошкольника со сверстниками изучалось и изучается А. Усовой, Т. Марковой, М. Лисиной, Т. Репиной. Данными учёными используется понятие «детское общество», под которым подразумевается группа детей, имеющая определённый возрастной состав, где происходит социализация детей. Т. Репина, давая характеристику группе детского сада, подчёркивает, что статус каждого ребёнка в группе зависит от общительности ребёнка, его личностных качеств. Всё это определяется стилем воспитания в семье, опытом общения, типом высшей нервной деятельности, установками, которые дают взрослые. М. Лисина показала, что в дошкольном возрасте существуют две линии развития общения ребёнка со сверстниками. От 3 – 4 лет – сверстники выступают для дошкольника как фон для самоутверждения. После 4-х лет сверстник находится для ребёнка в центре внимания, возникают первые симпатии, детская дружба. Т. Репина показала, что ребёнок строит свои взаимоотношения со сверстниками по-разному: - на основе положительных эмоций; - нейтральные взаимоотношения; - формальные; - негативные; - страстные. Взаимоотношения со сверстниками могут быть положительными и отрицательными. Положительные взаимоотношения строятся на основе эмпатии, дружбы, совместного дела, общих впечатлений (Т. Маркова). Отрицательные взаимоотношения детей больше изучены в зарубежной психологии (Б. Спок, А. Фромм). Различают 2 типа отрицательных взаимоотношений: - наступательные (использование силы, драки, угроз); - оборонительные (дети вынуждены реагировать, чтобы защищаться). Причинами отрицательных взаимоотношений являются особенности воспитания, преобладание эгоистических мотивов, отсутствие положительных форм общения, конфликты, споры, отрицательный психологический микроклимат. В работах С. Якобсон, Б. Спока подчёркивается необходимость коррекции отрицательных взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, в частности, игровая коррекция. Современный педагог, зная особенности общения ребёнка со взрослыми, со сверстниками, педагогического общения, должен создавать педагогические условия для развития, воспитания детей с помощью общения. Современный педагог должен уметь использовать большие возможности своей речи в общении с детьми, чтобы передать информацию, предложить детям задать вопросы, рассказывать, описывать взаимоотношения, чувства окружающих людей, располагать детей к размышлениям, будить фантазию, рассказывать об интересном, использовать речь в виде инструкции, одобрения, обоснования, вносить элементы неожиданности, новизны. Общение педагога с детьми должно быть содержательным, проблемным. Целесообразно использовать коллективное и индивидуальное общение, разговор по душам, тет-а-тет. Основные пособия по проблеме общения: Галлигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галлигузова. – М.: Аркти, 2004; Клюева Н.В., Фелипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева. – Ярославль, 2001. Педагогическими условиями организации общения являются: разнообразие средства общения (язык, мимика, поза, жест, расстояние); разнообразие функций общения (коммуникативная, перцептивная, интегративная); разнообразие форм и средств общения; знание и использование различных технологий общения (этапы, создание условий, педагогическая поддержка, культура общения). Таким образом, проблема развивающего воздействия общения в дошкольном возрасте многогранна. В педагогическом общении следует учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей. В основе общения лежит взаимопонимание, которое предполагает уважительное, эмпатийное отношение. Педагогическое общение предполагает формирование у педагогов профессиональных качеств общения. Общение как деятельность нуждается в контроле, управлении со стороны педагога. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое речевое развитие? 2. Каковы условия полноценного речевого развития дошкольников? 3. Назовите основных исследователей проблемы речевого развития дошкольников.
|