Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Развитие переселенческого капитализма в Северной Америке (XVII — первая половина XIX вв.)






 

Британские колонии в Северной Америке создавались в то время, когда в Англии шла напряженная социально-политическая и религиозная борьба. Если первая колония - Виргиния - была основана после плавания к берегам Нового Света (в поисках легендарной страны сокровищ Эльдорадо) кораблей под командованием приближенного Елизаветы Тюдор Уолтера Рэли, то с 1620 г. заокеанский берег стал пристанищем вынужденных покидать родину приверженцев протестантских сект - пуритан, баптистов, квакеров. Пуританские колонии в 1643 г. объединились в союз “Новой Англии”, а квакеры обосновались на земле, подаренной в 1681 г. королем приверженцу их вероучения Уильяму Пенну и названной Пенсильванией.

Среди городов Новой Англии быстро возвысился порт Бостон - центр колонии Массачусетс. Новая Англия и Пенсильвания расположились между побережьем Атлантического океана и Великими Озерами на богатой ресурсоносной площади горной системы Аппалачи (уголь, железная руда, обильные лиственные, хвойные и смешанные леса). Если квакеры проповедовали веротерпимость и миролюбие, то пуритане были воинственны, убеждены в своей богоизбранности и предназначении увенчать священную историю “Городом на холме”. Завезенные из Европы эпидемии чумы, уничтожившие население окрестных индейских деревень, пуритане расценили как божественный акт, покаравший язычников, а Бостон к началу XVIII в. сделался вершиной “треугольника торговли”: добыча негров-рабов в Африке (их доставка на острова Карибского моря для возделывания сахарных плантаций), доставка патоки другой частью негров - рабов в Бостон - изготовление рома для нового промысла “черного товара”.

В Виргинии и основанной в 1669 г. английскими аристократами Каролине, труд рабов-негров стал основой возделывания табака, а затем хлопка. Жизненности английских колоний способствовало преобладание среди переселенцев людей, искусных в ремеслах - ткачей, столяров, корабелов, кузнецов, печатников. В то же время колонисты, в соответствии с духом протестантизма, придавали решающее значение богословским знаниям, школьному делу и деловой активности. Уже в 1636 г. был основан первый американский университет - знаменитый Гарвард. Наряду с британской в XVII в. развернулась и французская колонизация Северной Америки. Ее поощряли Генрих IV Бурбон, кардинал Ришелье, Ж.Кольбер. В Канаде - к северу от Новой Англии и Великих Озер - французы в 1608 г. основали г. Квебек, в 1642 г. - Монреаль. В 1681 г. шевалье де Ла Саль проплыл по всему течению крупнейшей реки Миссисипи и область вокруг нее объявил территорией французского короля - Луизианой. Англичане, в результате войн с голландцами отнявшие у них в 1674 г. поселение Новый Амстердам, переименованное в Нью-Йорк, с конца XVII в. вели борьбу с французами за преобладание в Северной Америке и добились решающего успеха в 1763 г., заполучив Канаду и Луизиану. Но английское правительство рассматривало американские колонии как сырьевой придаток Великобритании, поставляющий корабельный лес и древесное топливо, овечью шерсть и хлопок. В 1750 г. был принят “железный закон”, запрещавший устройство металлургических предприятий в колониях.

Также были запрещены выделка тонких сукон, ввоз в колонии прядильных и ткацких машин. Эти и другие дискриминационные меры привели в итоге к войне колоний за независимость от Англии (1775-1783), называемой также Американской революцией. В 1776 г. была принята Декларация независимости, провозгласившая самостоятельность Соединенных Штатов Америки. Англия

после 7 лет боевых действий была вынуждена признать новое государство, в котором первоначально было 13 штатов. В 1812-1815 гг. произошло новое столкновение с бывшей метрополией; английские войска сожгли столицу США Вашингтон, но затем были разбиты американской армией под командованием генерала Э.Джексона.

За время войны за независимость и поочередного президентства (1789-1817) деятелей, известных как “отцы-основатели” США, - Дж. Вашингтона, Дж. Адамса, Т. Джефферсона, Дж. Медисона - были заложены основы американского капитализма, уходящего корнями в протестантский индивидуализм.

Начало фабричной промышленности в стране положил С.Слэтер, сбежавший из Англии за океан и по памяти воспроизведший в 1789 г. прядильную машину. В 1802 г. иммигранты из Франции братья Дюпон де Немур, ученики казненного якобинцами великого химика Лавуазье, открыли пороховую фабрику. Первый министр финансов США А.Гамильтон в 1791 г. стал инициатором создания Национального банка и выступил с обоснованием перспектив промышленного развития страны и необходимости содействия ему посредством субсидий и протекционистских тарифов. Иных взглядов - сохранения аграрного характера экономики как гарантии демократического равенства – придерживался Т.Джефферсон. Его точка зрения поначалу возобладала, так как революционные и наполеоновские войны в Европе подняли волну спроса на американское сырье и продовольствие. В том же направлении воздействовал и промышленный переворот в Англии, тон в котором задавала хлопчатобумажная промышленность. В 1793 г. изобретатель И.Уитни сконструировал хлопко - очистительную машину, резко увеличившую выгодность применения труда негров-рабов на плантациях южных штатов США. Объем производимого в США хлопка с конца XVIII в. до середины XIX в. возрос в 1000 раз, но технический прогресс закрепил рабовладельческие отношения на юге страны. Илай Уитни, выполняя в начале XIX в. заказ на изготовление оружия для армии США, сделал еще одно нововведение, изобретя систему взаимозаменяемых комплектующих деталей. Эта система позволяла компенсировать недостаток индивидуальной умелости за счет стандартизации операций и деталей. Изобретения Уитни, наряду с созданием Р.Фултоном в 1807 г. усовершенствованной модели парохода, стали важнейшим вкладом американцев в промышленную революцию.

Период 1820-50-х гг. был отмечен складыванием трех макрорегионов США - промышленного Северо-востока, плантаторского Юга и дальнего Запада, колонизуемого переселенцами-земледельцами. Граница колонизированных земель - “фронтир” - все более сдвигалась к Тихому океану, а идеалом “фронтира” был self-made man - человек, добившийся всего собственными усилиями. Пионерами колонизации Запада были одиночки, обеспечивавшие себя большей частью охотой и рыболовством. За ними шли мигранты второй волны; они расчищали местность посреди лесов, прокладывали дороги и обустраивали фермы, ориентированные на самообеспечение. Наконец, предприимчивые и располагавшие более крупными капиталами приобретатели земли стремились включить фронтир в систему национального рынка.

Предъявляемый фронтиром спрос сделал сельскохозяйственное машиностроение одной из ведущих промышленных отраслей США. Со своей стороны, промышленный Север нуждался в хлебе с дальнего Запада. Интересы жителей как северных, так и западных штатов приходили в противоречие с интересами плантаторов Юга. Рабовладельцы-южане, продавая в Европу хлопок со своих плантаций, покупали там необходимые себе промышленные товары, игнорируя потребности северян (янки) в рынках сбыта, и конкурировали с мелкими фермерами с фронтира за пространства невозделанной земли, стремясь использовать ее для создания новых плантаций, а не для выращивания злаков. Так сталкивались интересы Севера, Запада и Юга.

В 1829-1837 гг. Президентом США был победитель англичан Э.Джексон, уроженец фронтира. Два срока его пребывания во главе государства были отмечены целым рядом важных событий, среди которых - начало в США железнодорожного строительства, принятие законодательства о патентах, изобретение жатвенной машины, телеграфного аппарата Морзе. Теснимые и истребляемые индейцы были загнаны в резервации, подавлено восстание негров-рабов в Виргинии. На Севере началось движение аболиционизма – за отмену рабства негров.

В 1836 г. от южного соседа США - Мексики - откололся штат Техас, принятый после 9-летнего существования в качестве “независимой республики” в состав США. Этот акт спровоцировал войну США и Мексики, завершившуюся в феврале 1848 г. присоединением к США более половины тогдашней территории Мексики. На бывших землях Мексики возникло 5 новых штатов США, включая Калифорнию с протяженной тихоокеанской береговой линией.

Через несколько месяцев после окончания американо-мексиканской войны в Калифорнии были обнаружены богатые золотые россыпи, и из разных стран на тихоокеанский берег США устремился поток старателей. Те из них, кто оказался удачлив, основали город Сан-Франциско на берегу одноименного залива, соединенного с океаном проливом Золотые Ворота. “Золотая лихорадка” обогатила предприимчивого судовладельца Вандербильта, организовавшего перевозки между атлантическим побережьем США и Калифорнией морем в обход Мексики с сухопутным транзитом через Панамский перешеек. Вандербильт стал первым американским мультимиллионером. Золотодобыча вызвала быстрый экономический подъем Дальнего Запада: позволила финансировать железнодорожное строительство между тихоокеанским побережьем и промышленным северо-востоком и стимулировала освоение плодородных земель Калифорнии и соседних штатов для выращивания пшеницы в таких масштабах, которые обеспечили не только покрытие потребностей населения США, но и экспорт американского хлеба в Европу.

Кроме того, быт старателей потребовал изобретения нового типа рабочей одежды - джинсов.

Колоссальная глыба калифорнийской золотой руды и сервиз, сделанный из чистого золота, были в числе экспонатов, выставленных американцами на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. На ней США продемонстрировали свое превосходство во многих областях: в судостроении и сельскохозяйственном машиностроении, в только что возникших фотографии и резиновой промышленности, в производстве портативного огнестрельного оружия (револьверов). Но экономический рост молодого гиганта был бы невозможен без притока капитала и труда из Европы: иммиграция давала США энергичные и часто умелые рабочие руки, а финансовые средства английских и германо-европейских банкиров способствовали развитию промышленности.

К 1860 г. США вышли на второе - после Англии - место в мире по уровню промышленного производства, а по уровню развития парового - железнодорожного и водного транспорта - оставили всех позади. Завершился промышленный переворот на приатлантическом северо-востоке; был создан мощный индустриальный пояс в районе Великих Озер с такими крупными центрами, как Цинциннати, Чикаго, Кливленд, Сент-Луис и др., а в молодых западных штатах, где промышленность только зарождалась, даже мелкие предприятия с несколькими рабочими имели паровой двигатель. Новые перспективы открывали начатые в самом конце 1850-х гг. разработка железной руды на берегах Великих озер и добыча нефти в Пенсильвании.

Но политическое положение страны было нестабильным ввиду столкновения интересов промышленного Севера и плантаторского Юга. После избрания в 1860 г. президентом северянина-аболициониста Авраама Линкольна южные штаты объявили о своем выходе из состава США и образовании самостоятельной Конфедерации. Северяне в ответ начали гражданскую войну под лозунгами единства страны и отмены рабства. В 1865 г. армия Севера восторжествовала, хотя президент Линкольн пал жертвой террористического акта. К Конституции США была добавлена 13-я поправка об отмене невольничества во всех штатах.

За время войны Севера и Юга был принят целый ряд правительственных решений, судьбоносных для экономики страны. Среди них - учреждение Тихо - океанской железнодорожной компании и “Закон о Гомстедах” (1862), согласно которому каждый мог получить земельный участок площадью 160 акров на Дальнем Западе и, отработав на нем 5 лет, приобрести в собственность.

Гомстед-акт стал завершающим этапом “фронтира” и способствовал победе фермерского пути в сельском хозяйстве США.

В американской промышленности после Гражданской войны начался бурный подъем, во многом связанный с железнодорожным строительством “от океана до океана”. В 1869 г. была построена первая трансконтинентальная магистраль, к 1882 г. к ней добавились еще четыре. Федеральное правительство передало частным предпринимателям, взявшимся за доработку национальной

системы железных дорог, права на земельные участки вокруг железнодорожных линий. Бум железнодорожного строительства способствовал появлению целого ряда новых миллионеров - “железнодорожных королей” – и сопровождался различными финансовыми махинациями и другими злоупотреблениями, но способствовал окончательному утверждению США как ведущей капиталистической державы. Железные дороги стимулировали развитие тяжелой промышленности, они связали территорию США в компактное хозяйственное целое и подключили к индустриализации северную соседку США - Канаду.

 

Тема 8. Начало индустриализации Европы и Америки в конце XVIII–XIX вв.


1. Промышленный переворот в западной Европе.

2.Основные тенденции развития мирового капиталистического хозяйства на рубеже XIX И XX вв.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал