Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Промышленный переворот в Западной Европе






Промышленный переворот означал переход от мануфактурного производства, основанного на кооперации специализированного ручного труда наемных рабочих, к фабричному производству, основанному на механизации труда посредством системы специализированных рабочих машин, оперирующих одновременно множеством рабочих инструментов и приводимых в движение единым двигателем, превращающим энергию из одной формы в другую.

Промышленный переворот означает торжество крупного производства, рассчитанного на массовый спрос. Одной из благоприятных предпосылок промышленного переворота в Англии был устойчивый спрос европейских армий на унифицированную одежду и обувь (что, в свою очередь, требовало тканей, кожи, пуговиц и т.д.), ружья, боеприпасы.

Промышленный переворот в Англии можно разделить на 3 этапа:

1-й (начиная с 60-х или даже 30-х гг. XVIII в. по 1783 г.) – механизация текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной промышленности; внедрение выплавки чугуна на коксе; применение водяного двигателя и новых форм организации производства; изобретение и усовершенствование паровой машины;

2-й - “взлет” - начался в 1783-1785 гг. с внедрения паровой машины двойного действия Дж.Уатта, открытия Г. Кортом способа переработки чугуна в ковкое железо и создания Э.Картрайтом ткацкого станка с паровым двигателем. Паровая машина стала универсальным двигателем для крупной промышленности и “матерью” промышленных городов - отпала необходимость размещать предприятия вблизи бурных речных течений, и промышленность стала концентрироваться в городах, стягивая в них массы пролетариата.

Железо стало превращаться в основной конструкционный материал, появились паровые мельницы с полностью металлическим оборудованием, железные суда и т.д.; развитие потребностей металлообработки привело к изобретению в 1797 г. металлорежущего токарного станка;

3-й, завершающий этап - первая треть XIX в. - ознаменован развитием парового транспорта (от паровой повозки Р.Тревитика, 1801 г., до локомотива с дымогарными трубками и других изобретений Дж.Стефенсона в 1825-1833 гг.) и перерастанием торгово-океанической гегемонии Англии в ее промышленную гегемонию, превращением Англии в мастерскую мира.

Социально-экономические последствия промышленного переворота: урбанизация, отрыв населения от земли и концентрация его в промышленных центрах (кроме Лондона, в Великобритании такими стали Бирмингем, Манчестер, Глазго, Шеффилд и др.); сдвиг занятости в обрабатывающую промышленность; централизация капитала - вытеснение с рынка мелких хозяев, не выдерживающих конкуренции с фабричной продукцией; образование класса наемных рабочих - промышленного и сельского пролетариата; установление жесткого режима дисциплинирования труда продолжительностью не менее 12 часов (а часто до 16-18); массовое применение женского и детского (начиная с 3 лет) труда в силу его беззащитности, дешевизны и “особых” преимуществ (малый рост, тонкие пальцы); рост пауперизма и социального протеста (движение “луддитов” - разрушителей машин - в нач. XIX в.; политически оформленное массовое рабочее движение - чартизм - в 1830-е гг.); изменение в структуре буржуазии - превращение промышленных фабрикантов в наиболее влиятельный слой предпринимателей; обострение конфликта интересов трех главных классов - лордов-землевладельцев, промышленной буржуазии и пролетариата.

Стремясь к политическому влиянию, английская буржуазия добилась в 1832 г. избирательной реформы, обеспечившей ей представительство в парламенте, и к 1850 г. - отмены законов, ограничивавших свободу торговли - запрета на импорт хлеба и Навигационного акта. Более дешевые и добротные английские ткани вытесняли с рынков товары других стран; континентальная Европа оказалась в зависимости от английских паровых машин, станков, металла, угля. Благодаря быстрому развитию новых видов водного транспорта (быстроходных парусных судов - клиперов - и пароходов), Англия стала не только мировым фабрикантом, но и мировым перевозчиком товаров и закрепилась в положении мирового банкира: Лондон был мировым финансовым центром, а британский фунт стерлингов доминировал в принятой в 1870-х гг. США и континентальной Европой по английскому образцу международной валютной системе золотого стандарта.

Начавшись в Англии, промышленный переворот в XIX в. охватил и другие страны Запада. При различии сроков и национальном своеобразии можно выделить общие черты, отличавшие промышленную революцию (индустриализацию) в других странах Европы от английского образца:

Ранее других европейских стран, после Англии, промышленный переворот завершился в Бельгии - новом государстве, образованном из большей части (за исключением герцогства Люксембург) бывших южных Нидерландов. Южные Нидерланды провозгласили свою независимость в 1790 г. Под воздействием Французской революции, но в 1794 г. были присоединены к Франции, а затем вошли в состав империи Наполеона. В 1815 г., после крушения Наполеона, вместе с бывшими голландскими провинциями они были объединены в Соединенное Королевство Нидерландов. К моменту нового обретения Бельгией государственной независимости в 1830 г. в стране уже набрал силу процесс индустриализации. Король Нидерландов продал английскому инженеру-предпринимателю Дж.Коккерилю замок князей-епископов Льежа, где были оборудованы первые в континентальной Европе мастерские по изготовлению паровых машин и ткацких станков, а затем крупный металлургический завод. Также по инициативе короля в 1822 г. был создан “Всеобщий банк Бельгии”, ставший главным кредитором промышленности страны. К 1850 г. Бельгия стала страной с наибольшей густотой железных дорог и добывала угля больше, чем вся остальная континентальная Европа.

Промышленный переворот во Франции начался еще в конце XVIII в., но завершился лишь после 1850 г. теоретической химии (А.Л.Лавуазье), было положено начало и химической промышленности (изобретение промышленного способа получения соды Н.Лебланом, 1787 г.). По проекту химика А.Фуркруа была основана в 1794 г. Политехническая школа для подготовки кадров технологов. Однако политические потрясения на протяжении многих десятилетий не способствовали экономическому прогрессу страны. После очередного государственного переворота в 1851 г. власть захватил Наполеон III (“маленький племянник великого дяди”), покровительствовавший ускоренному развитию тяжелой промышленности посредством широкого предоставления правительственных кредитов, в том числе специальных займов для технического переоборудования предприятий. Наполеон III поддержал создание акционерного банка “Кредит Мобилье” для мобилизации сбережений населения в целях финансирования железнодорожного строительства. Основанный финансовыми дельцами братьями Перейра, “Кредит Мобилье” стал прообразом системы долгосрочного промышленного кредитования, получившей наибольшее распространение индустриализации в Германии. После Тридцатилетней войны и Вестфальского мира 1648 г. в разоренной и раздробленной Германии восторжествовала феодальная реакция. Значение дальней торговли и городов упало; возросла лишь роль городов нового типа - княжеских резиденций (Берлин, Дрезден, Мюнхен). Купцы стали агентами- посредниками французских, голландских, английских коммерсантов; в германские земли ввозились преимущественно колониальные товары (кофе, сахар, табак, шелк), а вывозились скот, продовольствие, сырье. Землевладельцы в германских землях восточнее Эльбы - юнкеры, как и польские паны, принудили крестьян к барщине ради продажи произведенного хлеба на внешние рынки.

Немецкие князья - курфюрсты (их было более 300) - получили по Вестфальскому миру право самостоятельной внутренней и внешней политики и торговали своими голосами при выборах императора. Последний, как правило из дома Габсбургов, не имел реальной власти нигде, кроме своих наследственных австрийских владений.

В XVIII в. на северо-востоке Германии усилилась Пруссия (королевство с 1701 г.) со столицей Берлином. Милитаризованная своими властителями и расширившаяся за счет раздела земель, Пруссия стала соперничать с Австрией за преобладание над остальными германскими государствами. В 1806 г. Наполеон Бонапарт формально ликвидировал Священную Римскую империю германской нации и создал послушный себе Рейнский союз из 12 западногерманских княжеств. После поражения Наполеона Пруссия и Австрия оказались в числе держав-победительниц вместе с Россией и Англией. На Венском конгрессе 1815 г. были созданы Священный союз “великих держав” России, Австрии и Пруссии и Германский союз во главе с Австрией и Пруссией из 34 государств и 4 вольных городов. Характерно, что часть владений Австрии (в т.ч. земли Венгрии и северо-востока Италии) и Пруссии не были включены в состав Германского союза, усиливая нелепую мозаичность этого объединения. Государства Германского союза были отгорожены друг от друга таможенными барьерами, различными системами торгового права, валют, мер и весов. Это тормозило экономическое развитие. Однако промышленная волна из Англии и Бельгии во второй четверти XIX в. достигла и германских земель. В 1834 г. Пруссия стала инициатором создания Германского таможенного союза, и тогда же в ней возникла первая фабрика, организатору которой удалось завербовать несколько английских сталеваров. Помощь английских инженеров способствовала созданию еще ряда предприятий к концу 1830-х гг. Для овладения английскими технологическими секретами германские предприниматели прибегали и к промышленному шпионажу. Но более значительна была роль традиций цехового ремесленного мастерства и государственной поддержки. Прусское правительство, поощряя со второй половины 1830-х гг. железнодорожное строительство, своими заказами способствовало превращению в образцовые капиталистических предприятий паровозостроительного и металлургического заводов Августа Борзига - искусного механика, из-за чересчур толстой шеи признанного непригодным к королевской военной службе, но исправно (и с прибылью для себя) послужившего монархии железнодорожными линиями, мостами и локомотивами. Традиции прусского милитаризма способствовали успеху другого крупнейшего предпринимателя - Альфреда Круппа, начавшего отливать стальные пушки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал