Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Начало экономического подъема. Развитие производительных сил в скотоводстве, возрождение городской и оседло-земледельческой культур
В истории Казахстана важное место занимают XIV-XV века (послемонгольский период). Завершается процесс сложения собственно казахской народности, восстанавливалась государственность на местной этнической основе. Борьба народов, насильственно включенных в монгольские улусы, стран и областей за самостоятельное развитие, изменения в их внутренней жизни ускорили процесс распада Золотой орды. Постепенно преодолевались тяжелые экономические последствия монгольского завоевания: возрождались земледелие, городская жизнь, ремесленное производство на юге Казахстана, в Семиречье, росло поголовье скота, восстанавливались торговые связи степных районов Центрального Казахстана и Семиречья с оазисами юга Казахстана и Средней Азии. Происходили определенные сдвиги в развитии общественных отношений. Основным занятием населения Казахстана в XIV-XV вв. оставалось, как и в предшествующие века, скотоводство. Соотношение трех его типов – кочевого, полукочевого и оседлого, – издавна существовавших на территории Казахстана, на протяжении веков не оставалось неизменным. Оно менялось не только в зависимости от экологических условий, но и от политических событий, миграций племен и народов, в свою очередь, связанных с этими условиями и событиями. Они могли даже повлиять на изменение маршрутов кочеваний, издавна сложившихся в соответствии с естественно-географическими традициями. Например, в XIV-XV веках произошли коренные изменения в общем балансе хозяйственных занятий населения Семиречья. Длительное господство монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII веке новых многочисленных кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны за перераспределение владений к концу XIV века уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в этом регионе. В результате здесь возобладало кочевое и полукочевое скотоводство. В XIV-XV веках в развитии производительных сил казахского общества основное место принадлежало именно кочевому и полукочевому скотоводству, в которых сформировались различные типы хозяйства, отличавшиеся дальностью маршрутов, продолжительностью кочевания и составом кочующих скотоводов (всем родом, семьей или только частью их). Скотоводство давало населению основные продукты питания – мясо, молоко, жиры, кумыс, сырье для домашних промыслов по изготовлению одежды, попон, обуви, утвари а также и основные средства передвижения, лошадей для войска. Лошади составляли важный предмет торговли. Так, в конце XV века в Москву было доставлено по сведениям “Московского летописного свода” на продажу более 40 тысяч лошадей. Подсобной отраслью хозяйственной деятельности, дополнительным источником питания и получения сырья (шкуры, мех) для домашних промыслов была охота на диких зверей, птиц. Нередко охота носила массовый облавный характер, с целью заготовки мяса (для армии). По мере укрепления хозяйственного положения росло поголовье скота в скотоводческих районах, увеличивалась его товарность. Жизненная необходимость экономических связей скотоводческих районов с земледельческими послужила одной из главных причин восстановления городов и земледелия в оазисах Южного Казахстана. Важным фактором такого восстановления были также традиционные глубокие корни городского и земледельческого хозяйства в данном районе. Источники упоминают о строительстве в Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде. Возводились жилые постройки, культовые и общественные здания. Восстанавливались крепостные стены и укрепления, строительство которых было ранее запрещено монгольскими властями. Наиболее значительным сооружением на рубеже XIV-XV веков является возведенный эмиром Тимуром Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Ясы (Туркестане). Складывается новый архитектурный стиль, совершенствовались строительные методы, развивались ремесла, связанные со строительным делом (изготовление кирпича, облицовочных материалов), в городах развивалось ремесленное производство: гончарное, кузнечное, ткацкое и др. Большим разнообразием цвета и орнаментовки отличалась местная керамика. Работали монетные дворы Сыгнака (стоянка ханов Ак-Орды), Отрара, Сарайчика (стоянка Ногайской Орды). Крупными очагами земледелия являлись Сауранский, Сайрамский и Отрарский оазисы с прекрасными ирригационными системами, садами, полями, пахотными угодьями. Сведения о выращиваемых в то время культурах очень скудны. Все зерновые культуры называются в источниках одним словом “зерно” (галле). Тем не менее ясно, что в основном занимались выращиванием пшеницы, ячменя, проса, а также выращивались огородные и бахчевые; виноградарство и садоводство. Одной из наиболее существенных сторон в жизнедеятельности городов Казахстана была торговля. Оживилась и транзитная торговля на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в Сарайчик, Отрар, Сайрам с выходом на древние торговые пути из Средней Азии через Семиречье на Алтай и Восточный Туркестан. Таким образом, юг Казахстана, юго-запад Жетысу был районом, где издавна проходил рубеж двух хозяйственных зон, двух культур, это был стык кочевого и оседлого мира. В этих условиях оседлое земледелие и кочевое скотоводство никогда не было изолировано друг от друга, а было связано нитями взаимного экономического, политического, культурного влияний. Между кочевым и оседлым укладами не было резкой границы. Взаимный спрос стимулировал развитие хозяйства в обеих сферах производства.
|