Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усиление процесса феодализации






В кочевых скотоводческих районах Ак-Орды, Ногайской Орды, ханства Абулхаира, Могулистана при значительном сохранении пережитков родоплеменной организации кочевников происходил процесс феодализации общественных отношений. Это было связано с ростом удельного веса кочевого

скотоводства, реставрации патриархальных черт в организации управления, в формах землевладения, эксплуатации подвластного населения в период монгольского нашествия. Существовавшая улусная система общественной организации населения позволяла кочевникам иметь в общинном владении определенную территорию с пастбищными угодьями и водоемами, предотвращала столкновения с другими улусными объединениями родоплеменных групп. Племена, роды, лишь внешне выступали владельцами пастбищной земли, но фактически право собственности на все земли было в руках правящей элиты в лице хана (верховного владельца всей земли), султанов (правителей уделов), баев, беков (глав родов, племен). Существовали различные формы землевладения: инджу (наследственное владение землей), мульк (частновладельческие земли в земледельческих районах), вакф (земли мусульманских учреждений и духовенства в районах распространения ислама, необлагаемые налогом).

В вассальных отношениях ханов с феодалами довольно широко практиковалась система тарханных пожалований. Получивший “тархан” феодал освобождался от налогов в пользу государства, имел право не делиться ни с кем военной добычей, освобождался от наказаний и т.д.

С развитием феодальных отношений росло социальное и имущественное неравенство, усиливалась эксплуатация земледельцев и скотоводов. Рядовые кочевники были обязаны платить зякет – основанный на шариате налог со скота в пользу хана и султанов. Степняки-скотоводы выплачивали также натуральные налоги и подати (согум, сыбага), несли повинности и отработки.

Оседло-земледельческое и городское население также платило налоги с урожая и земли (ушур, харадж, бадж), исполняло трудовые повинности, гужевые, почтовые, по содержанию проезжающих чиновников, ханских гонцов (джамалга, куналга и др.). В этот период также оставались повинности и налоги, введенные при монгольском правлении (купчур, тагар). Недовольство народа приводило к откочевкам того или иного рода или племени из-под власти главы государства или удельного правителя. Противодействие народных масс использовалось в борьбе различных группировок за власть. В значительной степени эти причины способствовали формированию самостоятельного казахского ханства в середине 60-х годов XV века.

 

Тема 13. Экономическое развитие Казахского Ханства (вторая половина XV –начало XVIII вв.)

1. Развитие производительных сил в кочевой общине.

2. Развитие производительных сил в земледелии

3. Торгово-экономические связи Казахского Ханства с Россией, Среднеазиатскими государствами, Китаем

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал