![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трансцендентальная философия Канта.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Философия XIX века План. Трансцендентальная философия Канта. Этические и политические взгляды Канта. Иррационализм А. Шопенгауэра. Философия Фридриха Ницше. Трансцендентальная философия Канта. Основы трансцендентальной философии Канта заложены в докторской диссертации “О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира”. С точки зрения человеческого познания, считал Кант, мир разделен надвое: мир Чувственно воспринимаемых вещей (мир феноменов) и мир, постигаемый нашим разумом, или (мир ноуменов, или “вещей в себе”). Умом мы постигаем то, чего не обнаруживают наши чувства. Какой же из этих миров доступен научному познанию? Ответ на этот вопрос Кант даёт в книге “Критика чистого разума”, которая, по его замыслу, должна была дать “ключ к тайне всей метафизики”. Первая и главная наша ошибка, считал Кант, заключается в том, что мы требуем от нашего рассудка с его логическими способностями, понимания тех вещей, которые он просто не способен осмыслить, например души и мироздания. Каковы же способности “чистого разума”? Чтобы ответить на этот вопрос. Кант ввел понятие “априорного” (т.е. до-опытного) знания. Наш рассудок мыслит определенными априорными формами, в рамках которых он только и способен формулировать знание о вещах, явленных человеку в процессе опытного чувственного познания. Эти априорные формы мышления Кант назвал “категориями чистого разума”: категории количества, качества, возможности, необходимости и существования, причинности. Область познания “чистого разума”, область науки ограничена теми вещами, которые поддаются описанию этими категориями, а так же категориями времени и пространства, то есть — миром феноменов. Метафизические идеи, ноумены, или “вещи в себе” в эту область не входят. Кант назвал их трансцендентными (то есть — запредельными) вещами или идеями. Такие идеи как, например, Бог, душа, целостный мир могут быть нами помыслены, но мы не можем доказать их существование. Саму же возможность разума мыслить, в том числе мыслить трансцендентные вещи, философ называл трансцендентальной способностью, или апперцепцией. Отсюда и отношение Канта к истине — всеобщий признак истины не может быть дан. Абсолютную истину познать невозможно, можно познать лишь относительную истину, главным критерием которой у Канта выступает “непротиворечивость суждений”. Трансцендентные идеи непознаваемы априорно и, тем не менее, считал Кант, необходимы человеку в его практической жизни. В жизни всегда заострены вопросы морали и нравственности, вопросы этики конкретного поступка.
|