Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор темы, цели задачи, поиск необходимого материала.
Классическая риторика включает следующие разделы: а) инвенция (от лат. Inventio – изобретение, создание речи); б) диспозиция (от лат. Dispositio – расположение, построение речи); в) элокуция (от лат. Elokutio – выражение, украшение) – языковое оформление речи; г) мемориа (от лат. Memoria - память) – запоминание речи; д) акцио (от лат. Actio - действие) – произнесение речи. Интенцией называется раздел риторики, содержащий сведения о том, как: а) выбирать тему речи, б) вырабатывать авторскую позицию и в) определять цели выступления. При выборе темы необходимо учитывать следующее: 1.2 Тема может быть произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором – об искусственной ситуации (фр. Situation – положение, обстановка, совокупность обстоятельств). На роль ситуации при выборе темы указал ещё Аристотель, хотя самого термина «ситуация» у него не встречается. Естественные ситуации порождены самой жизнью – защитить человека в суде, сделать предложение любимой девушке и т.д. Искусственные ситуации связанны со специальной деятельностью, например, учебной (выступление на семинаре), научной (защита диплома). 1.3 В естественной ситуации удачному выбору темы соответствует учет следующих обстоятельств: а) соответствие темы вашим знаниям и интересам, наличие личного опыта или теоретических знаний, которые помогут раскрыть её. Следует придерживаться правила – избранная тема должна дать вам больше информации, чем имеется у ваших слушателей. б) уместность темы для данной аудитории. в) конфликтный характер темы. Спор, толкование, борьба всегда вызывает у людей интерес. г) новизна темы. Человека всегда интересует что-то новое – стремление к познанию присуще ему от природы. Но новое и необычное должно опираться на то, что людям уже знакомо и имеет для них значение. 1.2 Тема раскрыта если соблюдены следующие условия: а) затронуты различные её аспекты; б) даны ответы на все поставленные вопросы; в) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих мнение автора и определяющих другие мнения; г) текст высказывания соответствует нормам культурной речи. Авторская позиция определяется многими факторами: а) возрастом и полом; б) образом мысли; в) уровнем образования; г) профессий; д) жизненным опытом оратора. Древние риторы считали, что позиция автора есть зеркало его нравственного облика, выражения его стремления к добру и справедливости. Цицерон писал, что оратор только тогда заслуживает доверия, когда собственными поступками доказал верность идеям, которые несёт людям в своих речах. Примером такой верности был Демосфен, посвятивший свою жизнь борьбе за самостоятельность Афин. Другой пример: пламенно выступал, отстаивая своё представление о военном искусстве и воспитании солдат, А. В. Суворов. Страстным защитником своей веры был протопоп Аввакум, идеолог церковного раскола и противник никонианских реформ. Авторская позиция вырабатывается поэтапно: а) приобретение знаний по существу проблемы; б) изучение компетентных мнений; в) выработка собственного взгляда на проблему. Приобретение собственных знаний – процесс, хорошо знакомый студентам. Образованнейший русский критик Д.И. Писарев прожил всего двадцать восемь лет. Его наследие составляет шесть томов сочетаний. Ему принадлежат слова: «Настоящее образование – это самообразование». Источники информации бывают: а) непосредственные (опыт прошлой и текущей жизни, специальные наблюдения); б) опосредованные (личный опыт и специальные наблюдения компетентных людей, изложенные в их произведениях). Количество собранного материала должно быть избыточным, нужно знать историю вопроса и самые новые данные, не доверять всецело первому же автору, но собирать противоположные мнения. Сбор материала должен сопровождаться записями (основная информация, подлинные слова компетентного лица, собственные мысли). Прочитав тысячу слов, запишите пятьдесят. По поводу того, как оформлять заметки, единого мнения у лингвистов нет, но все согласны с тем, что должна быть определенная система. Большинство авторитетов рекомендует делать записи на карточках. Карточки должны быть одного размера, записи делаются с одной стороны. Содержание карточки следующее: тема информации, цитаты в кавычках, данные об источнике информации (книга, журнальная статья, авторы, год издания, номер, страницы). Накопив материал и выработав авторскую позицию, можно приступить к определению цели выступление. Они могут быть общими и конкретными в зависимости от особенностей аудиторий, для которой готовится речь. Общая цель выступления определяется видом реакции, которую мы хотим получить: а) удовлетворить любознательность слушателей; б) развлечь их; в) воодушевить, убедить, склонить к какому – либо действию или его прекращению. По характеру общей цели речи подразделяют на следующие типы: информационная, развлекательная, агитация. Задача информационной речи – пробудить в слушателях интерес к её предмету, теме, дать им новые знания. Основные элементы – факты, события, теоретические размышления, обобщения, выводы. По форме это может быть - описание, повествование, рассуждение. Задача развлекательной речи – доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно и с пользой провести время отдыха. Основные элементы – шутка в сочетании с серьёзной мыслью, правда и вымысел. По типу высказывания – повествование. Агитационные речи могут быть воодушевляющими, убеждающими и призывающими к действию. По форме – это приветствия, выступления с оценкой заслуг, в ознаменование каких-либо событий, речи о значении нравственных и общественных ценностей. В них не сообщается новой информации, скорее напоминают о том, что всем хорошо известно, но в суете повседневной жизни отходит на второй план. Воодушевляющая речь призвана затронуть прежде всего чувства слушателя, а не его рассудок. Успех убеждающей речи возможен при соблюдении следующих условий: а) в качестве темы выбирать спорный вопрос; б) проблема должна быть разрешимой. Призывающая к действию или прекращению оного речь должна вызывать в слушателях потребность сделать то, к чему их призывают (оказать материальную поддержку, проголосовать на выборах, купить товар, прочитать книгу, бросить курить, заняться физкультурой и т.д.). Конкретная цель выявляет, что слушатель должен знать, чувствовать, делать, выслушав ваше выступление. Она должна быть выражена предложением, раскрывающим центральную идею речи, основное утверждение или изложение темы.
|