Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь основных понятий и терминов курса⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Агностицизм – это направление в теории познания, представители которого отрицают возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Антиномия – противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории. Апория – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. Априори – знание, предшествующее опыту. Архэ – (в древнегреческой натурфилософии) это обозначение первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное. Атрибут материи – это такое свойство материи, которое всегда и везде присуще как всей материи, так и любым материальным объектам. Бытие – это одна из важнейших категорий философии, которая выражает проблему существования в ее общем виде, а также отражает множественность форм жизни мира во всех его проявлениях, реальная жизнь природы, общества и человека в их бесконечном разнообразии. Верификация – установление достоверности высказываний опытным путем. Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности универсума. Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. Движение – это механическое перемещение тел в пространстве, а также любые взаимодействия, изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Демиург – зодчий мира. Диалектика – это учение, которое признает принцип всеобщей относительности и всеобщего развития на основе единства и борьбы противоположностей. Дуализм - это направление в философии, согласно которой мир образован двумя существующими исходными началами: духовной и материальной. Душа – понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психическую жизнь человека, его внутренний мир. Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. и выполняемых им социальных функций Идеализм – это философское направление, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию. Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как единичный представитель человеческого рода, без учета конкретных социальных или психологических характеристик. Индивидуальность – это термин, обозначающий единственность, неповторимость, уникальность человеческого существа. Иррационализм – это учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы человеческого сознания, как представление, воображение, воля, переживание, бессознательные элементы сознания (инстинкты, «озарения», интуиция). Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом. Картина мира – это состояние мировоззрения в определенном временном интервале, в рамках данной эпохи. Личность – это термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) Материализм – это философское направление, в котором основным вопросом философии считается вопрос о материи. Материя – это объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Метод – это путь исследования, ведущий к истине, а также основной теоретический инструмент познания и упорядочения научного знания. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. Монизм – это направление в философии, представители которого объясняют единство мира с помощью одной субстанции. Мышление – это осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленной на производство знаний о природе, обществе и мышлении. Номинализм – это философское направление, признающее, что универсалии существуют только в мышлении. Общество – это совокупность индивидов, взаимодействующих между собой, а потому находящихся в определенной связи и отношении. Объект – это то, что противостоит субъекту и на что направлена его деятельность. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Пантеизм – это философское учение, в котором признается слияние бога с природой, когда бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая естественная, существующая во всех природных объектах сила. «Пограничная ситуация» (в экзистенциализме) – это такие ситуации в жизни человека, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Познание – это процесс целенаправленного отражения действительности в сознании человека с целью ее дальнейшего возможного изменения. Рациональное познание – это опосредованное знание, полученное с помощью органов чувств и воспроизводимое в основных формах, отражающих общее, существенное в предметах. Реализм – это философское направление. Признающее, что универсалии существуют реально, независимо от сознания человека. Скептицизм – направление в теории познания, представители которого не отрицают познаваемости мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Соборность – это специфическое понятие русской философии, под которым понимается свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению. Сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа, а также интегрированный способ, с помощью которого человек выражает отношение с миром бытия. Субстанция – понятие, обозначающее внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она существует. Субъект – это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Субъект познания – это носитель познавательной деятельности. Универсалия – это общее понятие вещи. Философия – это систематизированное знание о сущностных проблемах бытия мира и возможностях человеческого познания, выраженное в научных понятиях и категориях. Чувственное познание – это познание с помощью органов чувств, которое дает непосредственное знание о предметах и их свойствах. Экзистенция – (в экзистенциализме) это самый глубокий уровень личности человека, то, что не может стать объектом не только изучения, но и философского созерцания.
[1] В тексте опущена нумерация афоризмов, принятая автором. – Ред. [2] Вероятно, это высказывание Декарта полемически заострено против сентенции Монтеня: «Правильно делают, что ставят человеческому уму самые тесные пределы» (Монтень М. Опыты. Кн. I-II. М., 1979. С. 492) [3] Определяя интуицию как несомненно понимание ума, несводимое к свидетельству чувств или к суждению воображения, Декарт тем самым проводил четкое различие между интеллектуальным познанием и познанием, приобретаемым благодаря чувствам и воображению. Примеры последовательного различения такого рода изредка встречались и в «школьной» философии (так, отделяя интеллектуальное познание субстанции от чувственного или квазичувственного познания ее акциденций, Франсиско Суарес писал: «Хотя мы признаем (что довольно спорно), что мыслительная способность иногда образует понятие единичной субстанции как таковой, тем не менее невероятно, что оно является первоначальным понятием, образованным в силу впечатления чувств или фантазии (Suares F. Mataphysicae disputationen. Disp. 38. Sect. 2. N 10. Т. 2. Моguntiае, 1600. Р. 348)). [4] Если в качестве основных компонентов системы научного знания традиционно допускались интуитивно познаваемые умом первоначала (см., напр., Аристотель. Вторая аналитика II 19, 100 b 12; Никомахова этика VI 6, 1141 а 7—8) и дедуктивно выводимые «отдаленные» следствия, то Декарт выделял наряду с ними особую сферу научных положений, постигаемых «то посредством интуиции, то посредством дедукции». Ведь, хотя Декарт неоднократно подчеркивал необходимость четкого различения интуиции и дедукции, в «Правилах» явно прослеживается тенденция к систематическому сближению интуитивного и дедуктивного, т.е. дискурсивного, познания.
[5] Названия теорем, данные Б.Спинозой, опущены. – Ред.
|