Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отличия уголовно-процессуальной деятельности от оперативно-розыскной
1. оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, перечисленными в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», а уголовно-процессуальная деятельность относится к исключительной компетенции субъектов, указанных в УПК (органами предварительного расследования, прокуратурой, судом); 2. оперативно-розыскная деятельность проводится в порядке, изложенном как правило в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», в секретных ведомственных нормативных актах, а уголовно-процессуальная – в порядке, предусмотренном УПК; 3. в ОРД широко применяются негласные силы и средства, а в уголовно-процессуальной деятельности их использование недопустимо (исключения составляют ст. 185 УПК РФ – наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и ст. 186 УПК РФ – контроль и запись переговоров); 4. в результате следственных и судебных действий могут быть получены уголовно-процессуальные доказательства, а в результате оперативно-розыскных мероприятий – сведения, не имеющие уголовно-процессуального доказательственного значения.
2.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Предмет надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Предметом прокурорского надзора является законность оперативно-розыскной деятельности в целом как вида государственной правоохранительной деятельности. Задачи: охрана и защита прав и свобод личности; обеспечение верховенства закона при проведении ОРД; обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности; предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД. Пределы полномочий. Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов. Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД. Прокурор не вправе лично проводить ОРМ или участвовать в их подготовке. Прокурор также не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технический характер (последовательность мероприятий, применение тех или иных средств, определение круга участников). В органах внешней разведки Министерства обороны прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности. Прокурор не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих ОРД. 3.Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями гос.органов, уполномоченных на то настоящим Фед.законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачи: • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Принципы ОРД: законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. 4.Перечень органов, осуществляющих ОРД: ОВД РФ, органов ФСБ, федеральные органы гос.охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСИН, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 5. Перечень оперативно-розыскных мероприятий: 1. Опрос –общение самостоятельно или через третьих лиц с опрашиваемым лицом. 2. Наведение справок –получение информации из различных баз данных, криминалистических и оперативных учетов, при помощи направления запросов в различные организации, а также гражданам. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования –обнаружение, закрепление, изъятие и сохранение предметов и веществ, а также др.образцов с целью проверки для решения задач ОРД. 4. П роверочная закупка – контролируемое возмездное приобретение имущества органом, осуществляющим ОРД, или по его поручению третьим лицом, в рамках решения задач ОРД. 5. Исследование предметов и документов –изучение предметов и документов лицом, обладающим специальными познаниями, с целью проверки, не являются ли исследуемые предметы и документы средствами или орудиями преступления. 6. Наблюдение –негласное слежение за интересуемыми лицами, их ТС, а также местами постоянного или временного пребывания указанных лиц. 7. Отождествление личности –опознание лица, подозреваемого в совершении преступления, по его индивидуальным признакам. 8. Обследование помещений, зданий, участков местности и транспортных средств –визуальное или осуществляемое при помощи тех.средств изучение объектов с целью обнаружения лиц, предметов, документов, тайников и др., а также выявления обстоятельств, имеющих отношение к преступной деятельности. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений –осмотреи вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, без ведома отправителя и адресата с последующим восстановлением упаковки в прежнем виде, а также отслеживание перемещения корреспонденции в целях обнаружения сведений о незаконной деятельности лица, выявление его преступных связей и решения иных задач ОРД. 10. Прослушивание телефонных переговоров –негласный слуховой контроль и фиксация тел.переговоров лиц с использованием спец.тех.средств, в целях обнаружения сведений о незаконной деятельности лица, выявления его преступных связей и решения иных задач ОРД. 11. Снятие информации с тех.каналов связи –негласный съем информации, передаваемой по сетям электрической связи, компьютерным и иным сетям. 12. Оперативное внедрение –конспиративное внедрении штатного оперативного сотрудника или конфидента в криминальную среду или на интересующие объекты в целях получения тщательно скрываемой информации, представляющей оперативный интерес. 13. Контролируемая поставка – оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД, допускаются ввоз на территорию РФ, вывоз с этой территории либо перемещение (пересылка, перевозка и иная транспортировка) по ней продукции, предметов и веществ. 14. Оперативный эксперимент –негласное наблюдение и документирование поведения лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств. 6. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД имеет существенные особенности в сравнении с организацией прокурорского надзора по иным направлениям деятельности. Это связано с двумя обстоятельствами: 1) со спецификой деятельности оперативных подразделений, входящих в состав различных органов. Эта специфика учитывается при разграничении полномочий территориальных и специализированных прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов за ОРД. Ключевым здесь является приказ Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». 2) Накладывает свой отпечаток действие таких принципов ОРД как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств. 7.Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Полномочия по выявлению нарушений закона: право на проведение проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД; право прокурора знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами; право прокурора получать письменные объяснения от должностных лиц и сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона. Полномочия по устранению нарушений законности: • предъявлять письменные требования и давать поручения по делам оперативного учета и иным материалам об устранении нарушений закона; • решать вопрос об опротестовании незаконных и необоснованных постановлений руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе и о передаче результатов ОРД следователю, дознавателю, руководителю следственного органа, органу дознания, в суд; • ставить вопрос об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенных в порядке реализации результатов ОРД; • решать вопрос об опротестовании противоречащих закону ПА руководителей органов, осуществляющих ОРД; • решать вопрос о внесении представлений об устранении нарушений закона, допущенных сотрудниками и должностными лицами органов, осуществляющих ОРД; • при выявлении в ходе проверки повода и основания для возбуждения уголовного дела, ставить вопрос о вынесении мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам допущенных нарушений уголовного законодательства. 8.Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания - деятельность соответствующих прокуроров в досудебном производстве в пределах их компетенции с использованием предоставленных им законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений. Предмет надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, и порядка проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и др.федеральными законами. Полномочия прокурора: 1.проверять исполнение требований фед.закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2.выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3.требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 4.давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5.давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6.отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом; 7.рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 8.участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса; 9. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 10. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; 11. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 12. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования ФОИВ (при ФОИВ) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи; 13. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; 14. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; 15. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для передоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков; 16. осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
Лекция 9. 1.ФССП— это ФОИВ, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов др.органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Предмет надзора за исполнением законов судебными приставами: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, структурными подразделениями ФССП; соответствие законам ПА, издаваемых органами и должностными лицами структурных подразделений ФССП. Цель прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами - выявление, пресечение и устранение нарушений законов в деятельности судебных приставов, соблюдении ими прав и свобод физических и юридических лиц, восстановлении нарушенных прав граждан, а также привлечении к установленной законом ответственности лиц, совершивших правонарушения. Задачи: определяются в приказах и указаниях Ген.прокурора РФ. Основные из них связаны с законностью исполнения судебных актов и актов др.органов; соблюдением требований законодательства в деятельности судебных приставов; законностью осуществления ими властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов; соответствием законам решений судебных приставов; защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства; своевременным и надлежащим исполнением судебных решений. Пределы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами: прокурор осуществляет надзор только за исполнением законов, что свидетельствует о том, что надзор за исполнением иных НПА объектами надзора не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами перечислены в статьях 22 и 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» 2.Организация работы по прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами. Надзор на данном направлении возложен на несколько структурных подразделений прокуратуры: на Управление по надзору за исполнением законов и законностью ПА Ген.прокуратуры РФ на подразделение по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам; на подразделение по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; следственным подразделениям. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.Предмет надзора: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Полномочия прокурора • посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего ФЗ; • опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; • знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; • требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего ФЗ, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается; • отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
|