Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристики и принципы организации документооборота
Термин «документооборот» появился в российском (советском) документоведении в 1920-х гг. В результате многолетних научных исследований в области управленческого труда и делопроизводства основные правила движения документов и рациональной организации документооборота к середине 1970-х гг. были сформулированы в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД). Документооборот — это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Организация документооборота предполагает разработку и соблюдение правил движения и обработки документов в организации, касающихся: • последовательности перемещений документов; • выполнения операций с документами (получения, рассмотрения и распределения, передачи на исполнение, организации исполнения, отправки); • технологической обработки документов (регистрации, информационно-справочной работы, контроля за сроками исполнения). В соответствии с ЕГСД общие принципы организации документооборота: • оперативность движения документов; • обеспечение единообразия в порядке прохождения и при обработке основных групп документов; • исключение инстанций прохождения и действий с документами, не обусловленных деловой необходимостью. Сформулированные более 30 лет назад правила актуальны и сейчас. Документы в организации должны перемещаться с наименьшими затратами времени, по наиболее короткому пути и, желательно, без возвратных перемещений. Для этого в каждой организации необходимо целенаправленно изучать документооборот с последующими унификацией, стандартизацией и регламентацией маршрутов движения и технологий обработки документов. Документооборот — технологический процесс, который характеризуется качественными и количественными параметрами. К качественным характеристикам документооборота, в частности, относят: • разделение его на документопотоки, различающиеся по составу, направлению движения и порядку обработки документов; • особенности маршрутов движения определенных групп документов. По отношению к аппарату управления внутри организации выделяют входящий документопоток (документы, поступающие в организацию), исходящий документопоток (документы, отправляемые из организации), внутренний документопоток (документы, при создании и использовании не выходящие за пределы подготовившей их организации). Маршрут движения документа включает все этапы его перемещения в организации от получения или создания до отправки или подшивки вдело. Оптимизируют маршруты движения документов на основе организационных документов: устава, положения об организационно-функциональной структуре, положений о структурных подразделениях, бизнес-процессах, функциональных областях, должностных инструкций, приказов о делегировании полномочий и распределении обязанностей. В результате унификации маршрутов движения определенных категорий документов (входящих, исходящих, приказов по основной деятельности, личному составу и т.д.) создают маршрутные схемы (оперограммы). Этапы маршрутов движения создаваемых в организации документов (внутренних и исходящих) должны соответствовать разделам Табеля форм документов организации, отражающих особенности подготовки этих документов (например, согласования, подписания, утверждения и т.д.). Труднее всего регламентировать маршруты движения внутренних документов, за исключением распорядительных документов. Количественные характеристики документооборота: • параметры объема документооборота (общего и по отдельным документопотокам); • время движения документов (полного жизненного цикла — в организации, этапа — в отдельном подразделении). Объем документооборота — количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период. При определении объема документооборота учитывают все входящие, исходящие и внутренние документы (как регистрируемые, так и нерегистрируемые) и их копии. Для получения достоверных сведений каждый документ должен быть учтен один раз. Объем документооборота выражают дробью, в числителе которой — количество подлинников, в знаменателе — количество копий. Регулярный учет объема документооборота производят в целях анализа и упорядочения работы с документами в организации, изучения загруженности ее отдельных структурных подразделений и должностных лиц. Результаты учета используют для определения оптимальной штатной численности службы ДОУ (отдела делопроизводства). Документооборот бумажных и электронных документов в организации должен быть организован по единым принципам и желательно с последующим объединением всех источников документной информации в общий информационный массив.
|