Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль исполнения документов
Контроль за исполнением принятых управленческих решений, в том числе и зафиксированных в документной форме, — важная функция управления организацией. Контроль исполнения документов — совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов. В ГОСТ Р 6.30-2003 и других нормативно-методических документах по делопроизводству использован термин «контроль исполнения документов». В утвержденных в 2005 г. нормативных документах, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, содержатся термины: «контроль исполнения поручений», «контроль за исполнением поручений», «контроль за рассмотрением поступивших в федеральный орган исполнительной власти обращений». Новая редакция терминов правомерна, так как исполнению подлежат именно поручения, а обращения граждан не «исполняются», а рассматриваются. Поручения могут содержаться в документах (например, приказах, распоряжениях, письмах вышестоящих организаций) или в резолюции руководителя на документе. Кроме того, в некоторых организациях поручения считают особым видом документов и оформляют на бланках поручений. Цели контроля исполнения документов — содействие качественному и своевременному выполнению решений руководства организации и структурных подразделений, а также получение информации для оценки эффективности деятельности должностных лиц и подразделений организации. Основные направления контроля: • контроль за исполнением документов по существу поставленных в них вопросов и данных поручений; • контроль своевременности выполнения документов; • контроль соответствия формы создаваемых документов требованиям нормативных актов. Контроль «по существу» входит в должностные обязанности руководителей всех уровней. При большом объеме контрольных документов в организации создают специальное контрольное подразделение (самостоятельное или в составе службы ДОУ). Контролирует сроки исполнения, а также правильное, т.е. соответствующее нормативным требованиям, оформление документов служба ДОУ. Руководители подразделений и исполнители несут ответственность за полноту и своевременность исполнения документа, а работники, готовящие проекты документов, — за правильность использования форм, бланков, составление и оформление проектов. Задачи контроля исполнения: • проверка сроков исполнения; • регулирование хода исполнения документов; • учет и анализ результатов исполнения документов по отдельным структурным подразделениям и организации в целом, информирование руководителей о результатах проведенного обобщения и анализа. Сроки исполнения могут быть типовыми и индивидуальными, их исчисляют в календарных днях с даты подписания (утверждения) документа, а для поступивших из других организаций — с даты их поступления. Типовые сроки исполнения устанавливают законодательные акты и нормативные документы государственных органов управления, ведомственные подзаконные акты. В организации для определенных групп документов могут быть установлены типовые сроки исполнения, не указанные в законах и подзаконных нормативных актах. На документы с типовыми сроками исполнения составляют «Перечень документов с типовыми сроками исполнения», который является приложением к инструкции по делопроизводству организации. Индивидуальные сроки устанавливают вышестоящая организация или руководитель в тексте документа либо в резолюции. Изменить срок исполнения можно только по указанию организации или руководителя, установивших этот срок. Текущий контроль осуществляется путем ежедневной подготовки и предоставления руководству сведений о документах с истекшими сроками хранения. Предупредительный контроль — своевременное (за 3—5 дней) предупреждение работников о приближении сроков исполнения документов. Это может быть сделано в устной форме или путем направления письменного напоминания. Документ считают исполненным и снимают с контроля после выполнения всех установленных в нем заданий и информирования об этом всех заинтересованных организаций и лиц. Снять документ с контроля после его исполнения может лишь должностное лицо, установившее контроль, либо ответственный исполнитель. Отметку о снятии с контроля проставляют в левом нижнем углу документа, а также в его РК. Итоговый контроль состоит в обобщении и анализе данных исполнения документов в организации. Он ведется путем периодического составления (обычно ежемесячно, ежеквартально и ежегодно) сводки итогового контроля. Наиболее характерные причины несвоевременного исполнения документов: • слишком высокая степень централизации полномочий; • перегрузка отдельных руководителей и исполнителей; • недисциплинированность работников; • установленные нереальные сроки исполнения; • неэффективная система организации документооборота. Причины нарушения сроков исполнения анализируют. Результаты анализа используют для совершенствования деятельности организации в целом и работы отдельных структурных подразделений, повышения исполнительской дисциплины, оптимизации подготовки документов и документооборота. Технология контроля исполнения документов службой ДОУ при журнальной и традиционной карточной формах регистрации состоит в: • постановке документов на контроль, при этом на верхнем поле контрольных документов и в регистрационной форме (журнал, РК) проставляют отметку о контроле — «К»; • направлении карточки контролируемого документа исполнителю; • формировании картотеки РК контрольных документов и ее ежедневном просмотре; • устном или письменном напоминании исполнителю о приближении срока исполнения документа; • получении информации о ходе и результатах исполнения и записи ее в РК; • снятии документа с контроля (с типовыми сроками — самостоятельно, с индивидуальными — по указанию должностного лица, ответственного за контроль исполнения данного документа); • составлении текущих и итоговых отчетов (сводок) по исполнению документов. В САДД контроль за исполнением документа автоматизирован. При введении в РК плановой даты исполнения документа происходит его автоматическая постановка на контроль. На контроль может быть поставлено исполнение как отдельных резолюций, так и документа в целом. РК контрольного документа и сама резолюция выделяются определенным визуальным признаком. Система позволяет автоматически формировать и рассылать по локальной сети напоминания исполнителям о приближении срока выполнения. Для контрольных документов и резолюций автоматически отслеживаются сроки исполнения, особо выделяются документы с истекшими сроками исполнения. Система способна автоматически формировать сводки об исполнении контрольных документов, при этом периодичность и форму итоговой сводки определяет руководитель. Кроме того, руководитель организации, обладая в САДД правом неограниченного доступа к документам, имеет возможность в режиме «оп liпе» оценивать объем и результативность исполнительской деятельности всех должностных лиц и всех подразделений организации.
|