Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровни владения иностранным языком в школах СНГ.
Российские и отечественные методисты включились в европейскую систему исследования уровней владения иностранными языками с середины 1990-х гг. Так как базовый уровень предусматривает его доступность для всех учащихся независимо от условий образования, то в стандарте (под стандартом образования понимается система основных параметров, которые используются в качестве государственной нормы образованности) устанавливается тот минимум уровня обученности, которого должен добиться каждый учащийся. Наиболее доступным для овладения в условиях средней школы считается чтение с различной глубиной понимания, поэтому уровень обученности в области чтения может быть выше по сравнению с другими видами речевой деятельности. Минимальные требования к подготовке учащихся на базовом уровне (выпускники 9 класса) выглядят в стандарте для средней школы следующим образом. В области чтения учащиеся должны: а) понимать основное содержание легких аутентичных текстов разных жанров, выделяя основную мысль (идею) и существенные факты и опуская второстепенную информацию; б) полностью понимать содержание несложных аутентичных текстов (публицистических, научно-популярных, а также инструкций, проспектов), используя для этого все известные приемы смысловой переработки текста (догадку, анализ, выборочный перевод) и обращаясь в случае необходимости к словарю; в) просматривать несложный аутентичный текст типа расписания (поездов, автобусов), меню и т.п., а также некоторых других текстов (например, из газет) и выбирать нужную или запрашиваемую информацию. В области говорения учащиеся должны: а) вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения (уметь поздороваться, представиться, обратиться, поблагодарить и т.д.), используя соответствующие формулы речевого этикета; б) вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего; в) вести побудительный диалог, выражая просьбу, совет, приглашение к совместному действию; г) вести диалог - обмен мнениями, используя также оценочные суждения; д) рассказывать о себе, своем друге, школе; е) давать характеристику отдельных лиц (друзей, учителей, действующих лиц текста); ж) описывать природу, город, село и т.д. В области аудирования учащиеся должны: а) воспринимать на слух и понимать в целом аутентичные высказывания в самых распространенных стандартных ситуациях общения; б) понимать основное содержание несложных аутентичных текстов и выделять для себя отдельную значимую информацию (прогноз погоды, объявления, программы радио-и телепередач), догадываясь о значении части незнакомых слов. В области письма учащиеся должны: а) уметь написать простое письмо, поздравительную открытку (с опорой на образец); б) уметь заполнить анкету, формуляр (например в гостинице). Пороговый уровень владения иностранным языком выпускниками средней школы, согласно Государственному стандарту, должен соответствовать пороговому уровню обученности выпускников средней европейской школы (или, по крайней мере, приближаться к нему). Тем самым декларируется вхождение образовательного стандарта в систему общеевропейских требований к уровням владения неродным языком. Достигаемый при этом уровень владения иностранным языком должен обеспечить возможность выпускнику школы практически использовать его при непосредственном общении с носителем языка (говорение, аудирование) в элементарных стандартных ситуациях повседневной жизни и при опосредствованном общении (чтение, письмо). Одновременно закладывается база для дальнейшего доучивания в вузе с целью использования иностранного языка в профессиональной деятельности.
Таблица. Рекомендации для самооценки уровня коммуникативной компетенции.
|