Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научный стиль
Основная форма реализации научного стиля речи – письменная. Даже в случае, если научный стиль реализуется устно (доклад, лекция), то в основе такого выступления, как правило, лежат те или иные предварительные записи. Научный стиль характеризуется признаками, схожими с признаками официально-делового стиля: точность, объективность, не эмоциональность, логичность, абстрактность изложения, описательный характер подачи информации В отличие от официально-делового стиля, в научном изложении могут появляться эмоционально окрашенные единицы, однако это всегда обусловлено предметом изложения, индивидуальным авторским стилем, спецификой жанра. В соответствии с этим в рамках научного стиля выделяют подстили: · собственно научный · научно-популярный · научно-учебный Среди жанров научной письменной речи выделяют: 1. Первичные жанры – жанры собственно научного стиля, то есть они пишутся специалистами для специалистов. К первичным жанрам относят научные статьи (сочинения небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования), монографии (научные труды, посвящённые изучению одной темы, одного вопроса), курсовые и дипломные работы. Тексты этих жанров должны отвечать требованиям логичности и точности, характеризоваться отвлечённостью и обобщённостью. Для научного сочинения характерна стройная композиция, которая включает следующие структурно-смысловые компоненты: Заголовок (название) научного произведения – это информативная единица, которая отражает тему данного текста и соответствует его содержанию. Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нём обосновывается выбор темы исследования, формулируется цель и задачи исследования. Основная часть текста членится на главы в соответствии с задачами работы. Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме. 2. Вторичные жанры – составляются на основе уже имеющихся опорных текстов. К ним относят следующие: Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста. Как правило, состоит из простых предложений. Аннотация состоит из двух обязательных частей: 1) содержательная характеристика первоисточника, цель автора; 2) адресат первичного текста. Кроме этого, могут быть отражены: композиция, структура первичного текста; иллюстративный материал, приведённый в первоисточнике. Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Требования к реферату: · Информативность, полнота изложения. · Объективность, неискажённое фиксирование всех положений первичного текста. · Корректность в оценке материала. Различают следующие разновидности рефератов: · Репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста. К ним относят реферат-конспект (содержит в обобщённом виде фотографическую информацию) и реферат-резюме (приводит только основные положения). · Продуктивные – предполагают критическое или творческое осмысление литературы. К ним относят реферат-обзор (охватывает несколько первичных текстов, даёт сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу) и реферат-доклад (даёт анализ информации, приведённой в первоисточнике, и объективную оценку состояния проблемы). Конспект – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свёртывание первичного текста. Виды конспектов: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект. Подготовка конспекта включает следующие этапы: · Вся информация, относящаяся к одной теме, собирается в один блок – так выделяются смысловые части. · В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. · В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. · Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план, конспект-схема). · Дополнительная информация приводится при необходимости. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По содержанию тезисы бывают первичными (оригинальными) – пишутся как сжатое отражение собственного доклада, вторичными – создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально (во-первых, …) или/и графически. К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад. Их объединяют: к оммуникативная задача – передать в устной форме некую информацию так, чтобы она в большей или меньшей мере была усвоена слушателями; публичный характер высказываний – при общении с группой людей необходимо учитывать индивидуальный настрой группы на восприятие говорящего и того, что он сообщает; порционная подача информации – деление информации на части, которые содержат одну порцию нового; учёт того, что слушатели будут фиксировать; подготовительный характер высказываний; диалогизация монолога, как способ взаимодействия с аудиторией. Различаются эти жанры в основном по характеру сообщаемой информации. В реферативном сообщении излагается подробно вне оценки содержание одного или нескольких книжных источников. Лекции могут быть учебными (для будущих специалистов) и популярными (для лиц, у которых есть потребность получить определённую информацию по интересующему их вопросу). Доклад научный – это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения. Доклад учебный имеет в большей мере субъективную новизну.
|