Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория рационализации Ф. Тейлора






ЛЕКЦИЯ 2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ОСНОВНЫЕ концепции социального управления

План

 

1. Теория рационализации Ф.Тейлора.

2. Административная теория А.Файоля.

3. Классики социологии управления.

4. Классическая теория организации: выводы.

5. Теория «человеческих отношений» Э.Мэйо.

6. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.

 

 

По мере развития производства и научных исследований в области социологии управления, социологии организации, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности. Некоторые теории, несмотря на однозначность трактовок внесли свой вклад в основные положения науки управления.

В социологии и психологии управления получили известность и научную разработку следующие научные теории управления.

 

Теория рационализации Ф. Тейлора

Американца Ф.Тейлора (1856-1915) считают родоначальником науки управления. Ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро, новые методы работы, эффективные приемы резания металла, инструкционные карточки для рабочих и многое другое. Ф.Тейлор разработал свою концепцию, которую впоследствии называли «концепцией экономического человека». Он открыл феномен группового давления и экспериментально доказал, что работа в коллективе принуждает передовиков оказаться на уровне середняков, а середняков – до уровня отстающих по производительности труда.

Теория Ф. Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчинение управляющему. Этому способствовало и то, что в полученном задании рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог нарушить. Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность.

Он рассматривал рабочего как автоматического исполнителя трудовых действий, предписанных инструкций. Основными движущими импульсами Ф.Тейлор считал ожидание и получение материального вознаграждения за труд, заинтересованность в личной экономической выгоде.

Руководство Тейлор понимал как сложнейшее искусство и точную науку одновременно. Расчет и интуиция – залог успеха. Ф. Тейлор разработал две концепции – «достигающего работника» и «достигающего руководителя».

Согласно концепции «достигающего работника» человеку надо поручить такое задание, которое требовало максимального усилий, но не вредило его здоровью.

Согласно концепции «достигающего руководителя» одного мастера, отвечающего в цехе за все, заменяла «функциональная администрация», состоявшая из узкоспециализированных инструкторов. Если раньше рабочий заботился обо всем сам, то теперь администрация заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментом. Рабочему оставалось только хорошо трудиться.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал