Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4.Общая характеристика рыночного хозяйства.






Рынок – это форма взаимодействия независимых продавцов и покупателей. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его элементах.

К ним можно отнести производителей и потребителей. Одни производят товар, другие – потребляют его. Далее, они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение – это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Следующим элементом рыночной экономики выступают цены. Равновесная цена образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Важнейший элемент – конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Существуют следующие виды конкуренции:

1) Честная и недобросовестная конкуренция. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» к недобросовестной конкуренции относят любые действия физического, юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Это такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.

2) Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. Иначе это называют ценовой войной. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным и фирменным знаком.

Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция.

Основные признаки совершенной конкуренции:

1. множество мелких покупателей и продавцов

2. однородность продукта, т.е. товары идентичны и взаимозаменяемы.

Пример: с\х продукты, валюта или акции.

3. покупатель и продавец не влияют на рыночную цену, они являются «ценополучателями».

4. игнорирование соперников, независимо действующих на рынке.

5. отсутствие условий для ценовой и неценовой конкуренции

6. полная информированность покупателей и продавцов о состоянии рынка. Информация распространяется быстро и ничего не стоит.

7. рациональное поведение всех участников рынка.

8. мобильность производственных ресурсов

9. свобода вхождения в рынок и выхода из него.

 

Основные признаки чистой монополии:

1. Одна фирма и много покупателей.

2. уникальность продукта, т.е. нет близких заменителей (электроэнергия)

3. значительные экономические, юридические и технологические барьеры для

вхождения на рынок.

4 полный контроль за объемом производства и значительная власть над ценой. 5информированость фирмы о состояние рынка.

Основной источник монопольной власти – это наличие барьеров входа.

 

Виды барьеров для вступления на рынок.

1. экономические преимущества крупного производства, т.е. существование положительного эффекта масштаба.

2. лицензирование, какого – либо вида деятельности.

3. патенты и авторские права.

4. собственность на уникальные природные ресурсы.

5. нечестная конкуренция (подкуп должностных лиц для получения лицензии, научно-технический и промышленный шпионаж, демпинговые цены, антиреклама, подделка торговой марки и упаковки).

Виды монополии:

1. Естественная монополия – это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума, только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Пример: телефонная связь, водохозяйственная система, метро и т.д.

2. закрытая или легальная монополия (основанием служат патенты, авторские права, торговые знаки).

3. открытая или нелегальная монополия (нет легальной защиты от конкуренции)

4. монопсония – рынок с большим количеством продавцов и лишь с один покупателем.

5. Картель – объединение фирм, какой – либо отрасли для ведения единой экономической политики.

Показатели монополистической власти.

Монополистическая власть является величиной обратной эластичности спроса. Опираясь на это положение, французский экономист Лернер в1934г. предложил следующий индекс:

Р – МС 1

I L = Р = Еd

Данный индекс изменяется от 0 до 1, чем больше значение принимает I L, тем больше монополистическая власть. При совершенной конкуренции данный показатель равен 0.

Для определения степени концентрации рынка используется индекс Хиршмана – Херфиндаля, который рассчитывается как сумма квадратов рыночных. долей всех фирм отраслей.

I = S12 + S22 +…+ Sn2

где S1 – удельный вес самой крупной фирмы и т.д.

Данный индекс принимает тем меньшее значение, чем больше фирм работает на данном рынке.

Основные признаки олигополии:

1. Незначительное количество фирм (как правило, не более 10)

2. продукт может быть стандартным (металлургическая. промышленность), так и дифференцированным (автомобильная промышленность)

3. значительные барьеры для вхождения на рынок (положительный эффект масштаба, лицензирование, затраты на рекламу)

4. значительная власть над ценой

5. неценовая конкуренция преобладает над ценовой.

6. значительная взаимозависимость производителей.

При олигополии фирмы могут вести себя следующим образом:

-не учитывается поведение других производителей, как при совершенной конкуренции (некооперативное поведение).

-пытаться предвидеть поведение других производителей

-вступать в тайный сговор с другими фирмами (кооперативное поведение).

 

Основные признаки монополистической конкуренции:

1. большое число производителей, причем все они ориентированы на производстве одной и той же группе товаров.

2. Дифференциация продукта. Дифференциация товара основана на местоположении, условии продаж, рекламе, возможности купить в рассрочку и т.д.

3. обладание некоторой доли монополистической власти в результате дифференциации товара.

4. существование неценовой конкуренции и рекламной деятельности.

5. устойчивость клиентуры, т.е. если цена возрастает, то фирма не теряет всех своих клиентов

6. игнорирование соперников независимо действующих на рынке.

7. отсутствие барьеров для вхождения на рынок.

Совершенная конкуренция и чистая монополия- это идеальные рыночные структуры (абстракция). А монополистическая конкуренция и олигополия это реальные рыночные структуры.

Примерами совершенной конкуренции являются сельскохозяйственные и финансовые рынки.

Примерами монополии являются естественные монополии.

Олигополия – это отрасль тяжелой промышленности, а монополистическая конкуренция – это сфера услуг и легкая промышлен

Кроме этого, элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это институты, способствующие эффективному функционированию рынка, снижению трансакционных издержек. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, банковской системы, страховых организаций.

В зависимости от различных критериев рынки можно разделить:

§ по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;

§ по товарным группам: рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынки услуг;

§ по территориальному признаку: местные (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские) и мировые (международные) рынки;

§ по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигопольный, рынки монополистической и чистой конкуренции;

§ по характеру продаж: рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;

§ по соблюдению законности: легальные и нелегальные рынки.

Рыночная система имеет преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести:

1) Рынок способствует более эффективному использованию ресурсов. Желание максимизировать прибыль заставляет использовать те ресурсы, которых много, так как они дешевы, и экономить редкие ресурсы, так как они дороги.

2) Способствует развитию техники, созданию новых технологий, методов организации и управления производством, так это повышает прибыль.

3) Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей. Последнее можно рассматривать как составляющую свободы вообще и одну из важнейших целей в жизни человека.

Недостатками рыночной экономики являются:

1) Внешние эффекты. Это ситуация, когда третья незаинтересованная в сделке сторона получает выгоды (положительный внешний эффект) или издержки (отрицательный внешний эффект). Примерами могут быть выгоды от образования, получаемые обществом и экологические проблемы как издержки.

2) Не стимулирует производство общественных товаров. Это товары, которые обладают свойствами неделимости и неисключаемости, то есть ими пользуются все и бесплатно. Например, это услуги обороны страны, освещения улиц.

3) Неравенство в доходах. На этот счет английский экономист У.Петти сказал следующее: «Не бывает богатых там, где все одинаково богаты, как не бывает бедных там, где все одинаково бедны». В рыночной системе преуспевает тот, кто обладает ресурсами. Однако есть категории людей – аутсайдеров. Это инвалиды, старики, дети. Без помощи государства эти люди обречены на бедность.

4) Макроэкономическая нестабильность (не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен). Для рыночной системы характерно циклическое развитие или чередование подъема и спада деловой активности.

5) Ассиметричная информация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией о товаре.

Особенностями современного рынка являются:

- Усиление роли государства. Это связано с политическими факторами, такими как войны, угроза терроризма и т.д.

- Усиление роли социальных групп, таких как партии, профсоюзы, другие общественные организации. К примеру, то обстоятельство, какая партия занимает большинство в парламенте, влияет на направленность принятых законодательных актов.

- Усиление роли научно-технического прогресса, что стало важнейшим фактором развития со второй половины прошлого столетия. Особенно актуально это обстоятельство для нашей страны сейчас, в процессе реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг., т.к. одним из критериев внешней конкурентоспособности страны является уровень развития технологий.

- Изменение формы предпринимательства - переход от преимущественно индивидуальных предприятий к таким формам, как АО, ТОО, характеризующимся низким уровнем риска.

- Расширение границ рынка, чему способствовала деятельность транснациональных компаний (ТНК), которые ежегодно производят 40% мирового объема экспортной продукции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал