Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. Основы теории спроса и предложения
1.Объем спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. 2.Объем, закон и неценовые факторы предложения. 3.Рыночное равновесие. Излишек потребителя и производителя. 4.Эластичность спроса и предложения 2.1.Спрос– это платежеспособная потребность в товаре и услуги за определенный период времени. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за данный товар. Закон спроса утверждает, что при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса за определенный период времени. На более высоком уровне это объясняется: а) эффектом замещения: при повышении цены на данный товар потребитель замещает его дешевым аналогичным товаром, и спрос на данный товар падает. б) эффектом дохода: при повышении цены реальный доход потребителя падает – он сможет купить меньшее количество.
Р. (тенге)
D
Q Кривая спроса (D) нисходящая линия, которая показывает обратную зависимость между ценой (P) и спрашиваемым объёмом (Q)
Неценовые факторы спроса: 1) изменение потребительских вкусов под воздействием рекламы, моды, престижа и т.д. На вкус отдельного потребителя влияют вкусы и предпочтения других покупателей. (Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена). 2) Экономическая политика правительства. 3) Численность и структура населения покупателей. 4)Цены взаимосвязанных товаров 5) Изменения в доходах: При увеличении доходов возрастает спрос на качественные товары (образование, бытовая техника.) Спрос на некачественные товары при увеличении дохода снижается (общественный транспорт, картофель) 6)Потребительские ожидания.
2.2 Предложение - это зеркальное отражение спроса. Цена предложения – минимальная цена, по которой производитель согласен реализовать свой товар. Закон предложения устанавливает прямую связь между ценой и величиной предложения. Кривая предложения (S) восходящая, показывает прямую зависимость между ценой (Р) и объёмом предложения (Q). Р (тенге)
Неценовые факторы предложения:
1) Цены факторов производства 2)Уровень технологий. 3)Численность производителей. 3)Налоги и субсидии. 4)Природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на уменьшение предложения. 5)Природно-климатические условия. 6)Ожидание производителей. 2.3.Рыночное равновесие. Излишек потребителя и производителя. В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей.
Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики. Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium). В точке равновесия PE = PS = PD, где PE - равновесная цена; PS - цена предложения; PD - цена спроса. Это означает, что QE = QS = QD, где QE - равновесный объем; QS - объем предложения; QD - объем спроса. Равновесная цена(equilibrium price) - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены - процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса ценe предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Равновесие на рынке возникает при равенстве объема спроса и объеме предложение. Если цена ниже равновесного уровня, то возникает товарный дефицит. Если цена выше равновесного уровня, то возникает товарный излишек (профицит)
Проблемы дефицита товара. 1 Проблемы распределения и очередей. 2 Существование черного рынка. 3 Уменьшение товарных засов. Проблемы избытка товара. 1 Увеличение товарных запасов. 2Проблемы хранения и реализации. 3Очереди производителей. 4. Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменения другой. Важнейшим примером является эластичность спроса по цене, которая показывает, какой процент изменения спроса последует после однопроцентного изменения цены.
Ed = % изменения спроса__ % изменения цены . Оценка по показателю обшей выручки Общая выручка (ТR ) – сумма денег от реализации всех единиц товара. ТR= P Q 1) Если Еd > 1, то спрос эластичен. Изменение цены и общей выручки находятся в обратной зависимости, т.е. при увеличении цены общая выручка снижается. 2) Если Еd < 1, то спрос неэластичен. Изменение цены и общей выручки находятся в прямой зависимости, т.е. при повышении цены общая выручка повышается. 3) Если Еd = 1, то это случай единичной эластичности и изменение цены не повлияет на общую выручку. Факторы ценовой эластичности: 1) Число заменителей. Чем больше заменителей у данного товара, тем более эластичен спрос. 2) Товарная группа. Чем крупнее товарная группа, тем менее эластичен спрос на товар. 3) Стоимость товара. Чем выше цена товара, тем более эластичен спрос. 4Предметы роскоши более эластичны по цене, чем предметы первой необходимости. 5Линейность кривой спроса. Эластичность спроса убывает вниз по кривой. 6 Потребность в каком – либо товаре. Чем больше необходим данный товар, тем ниже эластичность спроса. 7Невежество потребителя. Эластичность спроса по доходу: Данный показатель показывает, какое процентное изменение спроса последует после однопроцентного изменения дохода.
Ei = % изменения спрос а % изменения дохода 1)Качественные (нормальные) товары имеют положительную эластичность, т.к. изменение дохода и спроса находятся в прямой зависимости. 2)Некачественные товары имеют отрицательную эластичность спроса. т.к. изменение дохода и спроса находятся в обратной зависимости.
Перекрестная эластичность спроса. Перекрестная эластичность спроса рассматривается при изучении сопряженных товаров.
1)Взаимозаменяемые товары имеют положительную перекрестную эластичность. 2)Взаимодополняемые товары имеют отрицательную перекрестную эластичность. 3)Если данный коэффициент = 0, то товары называются независимыми. №2. Эластичность предложения – это реакция производителя на изменение цены товара. 3.2 Коэффициент эластичности предложения показывает, какое процентное изменение предложения последует после однопроцентного изменения цены. Если Еs > 1, то предложение эластично. Если Еs =1, то это случай единичной эластичности. Если Еs=0, то предложение абсолютно неэластично. Если Еs=бесконечности, то предложение абсолютно эластично. Es = % изменения предложении % изменения цены
Факторы эластичности предложения: 1) способность к длительному хранению и стоимость хранения продуктов. 2) мобильность факторов производства. 3) экономическая среда (чем жестче экономическая среда, тем выше эластичность предложения) 4) Время. Чем больше времени у производителя, тем больше возможности отреагировать на изменения рынка.
|