Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 13. Макроэкономическое равновесие
Совокупный спрос – это спрос на тот общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие: 1. Повышение уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается. Это явление называется «эффект процентной ставки». 2. «Эффект кассовых остатков», или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению товаров. 3. «Эффект импортных товаров». Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике. К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы населения: инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт, благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам и т.д Совокупное предложение – это то общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупное предложение и цена имеют прямую связь. AS может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине валового внутреннего продукта (ВВП). AS = ВНП = ВВП На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала). AS = зарплата + рента + процент + прибыль Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит, к росту AS. График совокупного предложения условно состоит из трех частей: • горизонтальной, когда производство растет при неизменяемом уровне цен; • восходящей, когда увеличивается объем национального продукта и растут цены; • вертикальной, когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей. Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров. На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения AS, то неценовые смещают кривую вправо, A1S1 при уменьшении издержек и влево, A2S2 при их увеличении. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки: • цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение. Кривая смещается влево. Снижение цен вызывает обратную реакцию; • рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение. Кривая AS сместится вправо; • правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот. Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: кейнсианского (горизонтального), промежуточного и классического (вертикального). К факторам, смещающим совокупное предложение относят: цены на ресурсы, изменения в производительности, изменения в правовых нормах. Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяют уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке Е, точке пересечения AD и AS, и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать ровно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.
Лекция.14. Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты 1.Теория внешних эффектов 2.Общественные блага 3 Социальная политика Кривая Лоренца
1. Существует проблемы, которые рынок сам по себе решить не может (фиаско рынка) -ассиметрия информации -производство общественных благ, -несовершенная. Конкуренции - внешние эффекты Внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они возникают, когда последствия экономической деятельности (производства или потребления некоторого блага) затрагивают третью сторону, не имеющую непосредственного отношения к заключаемой сделке. Внешние издержки (отрицательные внешние эффекты) - некомпенсируемые издержки, которые несут третьи лица. Если производство некоторого блага связано с возникновением отрицательного внешнего эффекта, то в этом случае при любом объеме производства предельные общественные издержки (MSC) окажутся больше, чем предельные частные издержки (МРС) на величину предельного внешнего эффекта: MSC = МРС + МЕС. И если при этом рыночная цена образуется в результате уравновешивания предельных выгод (MB) (кривой спроса) и предельных частных издержек (МРС), то такая цена не будет отражать всех затрат, которые несет общество в связи с производством данного блага. Цена будет занижена по сравнению с общественно оптимальной ценой, а объем производства будет превышать оптимальный уровень. Отрицательное внешнее воздействие имеет место тогда, когда сталелитейный завод сбрасывает сточные воды в реку, в которой рыбаки ловят рыбу. Чем больше промышленных стоков спускается заводом в реку, тем меньше улов. Отрицательный внешний эффект возникает потому, что у сталелитейной фирмы при принятии производственных решений нет стимула учитыватьвнешние дополнительные издержки, которые выражаются в убытках рыбаков Внешние выгоды (положительные внешние эффекты) – не требующие компенсации выгоды, возникающие у третьих лиц. Если производство (или потребление) некоторого блага связано с возникновением положительного внешнего эффекта, то в этом случае предельные общественные выгоды (MSB) оказываются больше, чем предельные частные выгоды (МРВ) на величину предельного внешнего эффекта: MSB = МРВ + МЕВ. Если при этом рыночная цена образуется в результате уравновешивания предельных издержек (МС) (кривой предложения) и предельных частных выгод (МРВ), то она не будет отражать всех выгод, которые имеет общество. В результате объем производства данного блага будет меньше уровня, необходимого обществу. Положительное внешнее воздействие может иметь место, когда владелец дома перекрашивает свой дом и разбивает красивый цветник. Все соседи выигрывают от такого рода деятельности, хотя решение приукрасить дом и ландшафт, вероятно, не принимало в расчет выигрыш соседей. Их выигрыш, таким образом, является результатом положительного внешнего воздействия. Загрязнение окружающей среды является общераспространенным внешним воздействием, которое ведет к рыночным трудностям. Его последствия можно предотвратить при помощи стандартов по выбросам, плата за выбросы или продаваемых на рынке временных разрешений на выбросы. Когда нет достаточной информации относительно выгод и издержек, может оказаться предпочтительным любой из этих механизмов в зависимости от форм кривых предельных общественных издержек и предельной выгоды.
2.Общественные товары - это товары, которые потребляются коллективно всеми людьми, не зависимо от того платят они за них или нет Производят эти товары государство, а затраты финансируются за счет налогов. Общественные товары классифицируются по географическому признаку: -мировые общественные блага (результаты фундаментальных научных исследований) -национальные общественные блага: национальная оборона -локальные общественные блага: освещение на улице. Общественный товар имеет два свойства: 1) Отсутствия конкуренции при их потреблении 2Неисключаемость в потреблении Спрос на общественные блага определяется суммарной предельной выгодой всех членов общества от его использования. В отличие от суммарного спроса на частное благо, который образуется путем горизонтального сложения функций индивидуального спроса (qi = f(P), где qi - величина индивидуального спроса на частное благо, Р. - его рыночная цена), спрос на общественное благо можно получить, если сложить по вертикали функции индивидуального спроса: pi = g(Q), где pi - индивидуальная готовность платить за общественное благо, обусловленная величиной предельной выгоды, которую извлечет отдельный человек из потребления определенного количества Q данного общественного блага. Эффективное предложение общественных благ достигается в точке, где совокупная готовность общества оплачивать общественное благо оказывается равной предельным издержкам его производства.
3. В рыночной экономике существует значительное неравенство в доходах. Это связано с различием способностей людей, наличием собственности дискриминацией, личными связями. Кривая Лоренца показывает фактическое распределение доходов.
При абсолютном равенстве в обществе кривая Лоренца совпадает с биссектрисой. Это означает соответствие долей населения и дохода, т.е. 10% населения принадлежит 10% дохода; 50% населения - 50%дохода и т.д. Если в обществе наблюдается абсолютное неравенство, кривая Лоренца представляет собой ломаную линию ОВС. Это означает, что одному человеку принадлежит все, остальным – ничего. В действительности кривая Лоренца является «прогнутой» вниз, т.к. некая степень неравенства существует в любом обществе. Например, 20% населения с самыми высокими доходами получают 60% общего дохода, Следовательно, остальные 80% населения получают 40% совокупного дохода. Если заштриховать область между линией абсолютного равенства (биссектрисой) и кривой Лоренца, эта область укажет степень неравенства доходов. Чем больше «прогнутость» кривой Лоренца, тем выше степень неравенства в обществе. Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется также индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини), который равен доле, которую составляет заштрихованная площадь на рисунке 14.1 по отношению к площади треугольника ОВС. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, то есть чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю. Так, в США коэффициент Джини равен 0, 45; в Германии – 0, 28; в России – 0, 42; в Казахстане – 0, 34. Основными целями социальной политики на современном этапе являются: -максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны; -формирование трудовой мотивации; -создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности, что необходимо для развития гражданского общества, личной свободы, реальной демократии.
Способы перераспределения доходов: 1) Фискальное регулирование, т.е. исполнение прогрессивное системы налогообложение и социальных трансфертов. 2) социальное страхование 3) социальная программа стимулирование экономической деятельности Проблемы перераспределения доходов: -снижается склонность к труду и предпринимательской деятельности -у фирм уменьшаются затраты на инновации, а у населения снижается склонность к сбережению. -увеличивается нагрузка на государственный бюджет. -значительная зарегулированость экономики и уменьшение экономических свобод.
|