Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий. Потребности - это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Потребности - это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Экономические потребности удовлетворяются путем использования материальных и нематериальных благ и услуг. Благо - то, что обладает свойствами, полезными для потребителя. Ресурсы - факторы, используемые в процессе создания благ для конечного потребления. Свободное благо - это благо, количество которого достаточно для удовлетворения потребностей всех нуждающихся в нем по нулевой цене. Ограниченное (экономическое) благо - это благо, количество которого недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих. Для приобретения такого блага необходимы затраты. Эффективность - показатель соотношения полученного результата и произведенных затрат. Экономический выбор - ситуация, при которой из нескольких возможных вариантов нужно предпочесть один, который обеспечит максимальную эффективность. Альтернативная стоимость (издержки) - лучший из вариантов, от которого отказались в пользу выбранного. Модель - абстрактный образ действительности, помогающий понять суть происходящего явления; упрощенное и упорядоченное отражение реальности, необходимое для выявления и изучения закономерностей. Кривая производственных возможностей - модель, иллюстрирующая проблему экономического выбора в условиях ограниченности ресурсов. Закон возрастающих альтернативных издержек - для производства каждой дополнительной единицы одного из благ нужно последовательно отказываться от всё большего количества единиц другого блага. Спрос - отношение между рыночной ценой блага и его количеством, которое потребители готовы приобрести в течение определенного периода времени при прочих равных условиях (т.е. неизменности других факторов: дохода, вкусов, ожиданий и проч.). Величина спроса - количество товаров или услуг, которое потребитель готов купить по данной цене. Предложение - отношение между рыночной ценой и количеством товаров, которое производители готовы предложить в течение определенного периода времени при прочих равных условиях (издержках, ожиданиях и проч.). Величина предложения - количество товаров или услуг, - предлагаемое на продажу по данной цене. Неценовые факторы спроса - факторы спроса, кроме цены на данный товар, которые изменяют отношение между ценой и запрашиваемым количеством товара. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса. Наиболее важные из них: доходы потребителей, цены взаимозаменяемых и взамодополняемых товаров, потребительские предпочтения, ожидания потребителей и их количество. Неценовые факторы предложения - факторы предложения, кроме цены на данный товар, которые изменяют отношение между ценой и предлагаемым продавцом количеством товара. Изменение неценовых факторов сдвигает всю кривую предложения. Наиболее важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов, макроэкономическая политика государства. Рыночное равновесие - такое состояние рынка, когда количество товара, которое готов продать производитель, равно количеству товара, которое готов приобрести покупатель при данной конкретной цене. Равновесная цена - цена, при которой величина спроса равна величине предложения. «Мертвый груз» (DWL) - это чистые потери, которые несет общество в связи с несовершенством рыночного механизма. Их возникновение объясняется потерями эффективности. Эластичность - степень реакции зависимой переменной на изменение независимой. Полезность - удовлетворение, получаемое индивидом в результате потребления блага. Потребительская функция - связь между количеством потребляемого блага, общей полезностью, извлекаемой при этом потребителем. Предельная полезность - прирост общей полезности при увеличении потребления некоторого блага на единицу. Кардиналистская (количественная) концепция полезности предполагает возможность точного количественного измерения величины полезности.
Нормальные товары - товары, потребление которых растет с ростом дохода. Кривая Энгеля показывает соотношение между денежным доходом и количеством покупаемого товара. Кривая «цена-потребление» - это кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах; кроме того, она позволяет вывести кривую индивидуального спроса. Товары Гиффена - некачественные товары, расходы на которые в бюджете потребителя составляют значительную часть и потребление которых увеличивается даже при увеличении цен на них. Эффект дохода - это изменение величины спроса на товар в результате изменения дохода потребителя. Эффект замещения - это изменение величины спроса на товар в результате изменения соотношения цен. Краткосрочный период - это период времени, в течение которого хотя бы один фактор производства остается фиксированным, т.е. постоянным. Долгосрочный период - это период времени, в течение которого может быть изменено количество всех используемых факторов производства. Производственная функция характеризует техническую зависимость между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продуции за единицу времени. Изокванта - множество точек, координаты которых характеризуют минимальные количества труда и капитала, необходимые для создания данного объема продукции. Изокоста (линия равных издержек) - это множество точек, координаты которых представляют собой комбинации ресурсов, доступные при данном бюджетном ограничении и ценах на ресурсы. Издержки – это плата за услуги производственных факторов, используемых в процессе производства продукции. Общие издержки (ТС) - это вся сумма затрат на производство продукции. Постоянные издержки (FС) – издержки, величина которых не зависит от объема производства. Переменные издержки (VC) - издержки, величина которых зависит от объема производства. Предельные издержки (МС) - изменение в общей величине издержек при увеличении объема производства на единицу: МС = DТС/DQ. Монопольная власть - способность воздействовать на цену продукта, изменяя объем предложения на рынке. Ценовая дискриминация - назначение разных цен на однородный товар, не обусловленное различиями в издержках. Общее экономическое равновесие - состояние экономики, при котором на каждом отдельном рынке величина спроса равна величине предложения. Общественные блага - это блага неделимые: потребление такого блага одним человеком не является препятствием для одновременного потребления того же блага другими людьми. Чистые общественные блага наряду со свойством неделимости обладают еще и неисключаемостью: из потребления такого блага невозможно исключить того, кто не заплатил за него. Внешние эффекты (экстерналии) - эти издержки или выгоды от рыночных сделок, не нашедшие отражения в ценах.
|