Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность государстваСтр 1 из 8Следующая ⇒
Методологические проблемы правоведения
1. Понятие методологии и научного метода. 2. Классификация методов изучения правоведения. 3. Основные характеристики современного состояния методологии обществознания. 4. Синергетический подход в методологии.
Литература 1. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность. М., 1996. 2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен пост классической науки. М., 1999. 3. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М, 2002. 4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003. 5. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. 6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Спб., 2002. 7. Максимов С.И. Философия права. М., 2005. 8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. 9. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003 № 8.
I. В современных условиях, когда происходит коренное переосмысление оснований не только правоведения, но и всей системы научного знания, методологические проблемы приобретают особое значение. Обычно под методологией понимают систему методов, применяемых для исследования того или иного объекта, а также науку об этих методах. Само понятие «метод» означает путь, способ достижения определенной цели (способ получения знаний этим объектом). Выделяют несколько подходов к определению метода юридической науки. I Научный подход – метод – это система общенаучных и специально-научных методов, применяемых в правоведении. Впервые такое представление было сформулировано В. Казимирчуком. Недостатком такого подхода является то, что он не дает представления о методологии юридической науки, как об синтетическом знании, т.е. частноправовые науки с одной стороны, правоведение – с другой – существуют самостоятельно. II Философский подход – метод – это применение основных принципов и категории философии к праву, с точки зрения Д. Керимова, к ним относятся категории диалектики и гносеологии, а с точки зрения А. Васильева – социальной философии. III Философско-правовой подход – или гносеологический анализ различных типов моделей государства и права – система мировоззренческих принципов, которые проявляются при изучении определенного объекта и их обоснование. В настоящее время формируется IV Комплексный подход – метод правоведения состоит из следующих частей: o метод познания права; o методология юридической практики различает правотворчество и правоприменение. В рамках методологии познания выделяют уровни:
I. Философский – система мировоззренческих идей, принципов, воплощенных в определенных типе понимания государства и права, а также их сравнение, обоснование, критику. II. Научный – система методов научного познания. Она включает в себя а) общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия, моделирование, системный, структурный, функциональный, синергетический методы). б) частнонаучные методы (социологический, психологический, математический, исторический, т.е. знания в области отдельных наук, применяемых для изучения государственно-правовых явлений). в) специально-юридические (нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-правовой методы). Исторически проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалогический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, диалектический Гегеля и Маркса, феноменологический Э. Гуссерля. Поэтому метод любой науки тесно связан с философией, а также с логикой, которая главное внимание уделяет прояснению структуры «полученного» знания, получению его формальных связей и элементов вне конкретного содержания. Поскольку право и государство сочетают в себе явления реального и идеального характера, то методы их познания тоже подразделяются на субъективный и объективный. Каждый метод субъективен в том смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект, для которого этот метод необходим, в то же время методы как способы познания окружающей действительности являются объективными. Многие исследователи (Решкович Т.Г., Матяш Т.П., Фахти Т.Б.) считают, что каждый метод имеет 3 основных аспекта: 1. объективно-содержательный; 2. операционный; 3. праксеологический. Первый аспект выражает обусловленность (детерминированность) метода предметом познания через теорию. Второй фиксирует зависимость содержания метода не только от объекта, но и от субъекта, его компетентности, способности перевести соответствующую теорию в систему правил, приемов, принципов, которые в совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства как эффективность, конструктивность. К числу характерных признаков научного метода относится объективность, воспроизводимость, эвристичность, конкретность. Английский исследователь Уайтхед А. считал, что любой метод задает «способ действия с фактами, значимость которых определяется теорией соответствующего вида. Поэтому, с помощью конкретного метода можно открывать истины только определенного, подходящего для него типа и формулировать их в терминах данного метода». (Избранные труды по философии. М., 1990. С. 624). Несомненно, магистральной линией современной цивилизации является разработка методов в самых различных сферах человеческой деятельности. Методология стала самостоятельной реальностью, под влиянием нынешних социокультурных условий и складывается профессиональная методология как одна из областей современной технологии – технологии мыслительной работы (деятельности). Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». Развитие науки заключается в нахождении новых явлений природы и в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это осуществляется благодаря тому, что находят новые методы исследования. Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны и они едины в своем взаимодействии. Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т.п., которые возвращаются в теорию (а через нее – в практику), ибо субъект применяет их в качестве, предписаний. Основные различия теории и метода состоят в следующем: а) теория – результат предыдущей деятельности, метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности; б) главной функцией теории – объяснения и предсказания (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.), метода – регуляция и ориентация деятельности; в) теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод – система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности; г) теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования. Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть соответствующим образом трансформированы, преобразованы из объяснительных положений теории в деятельные, регулятивные принципы (требования, предписания, установки) методы. Каждый метод обусловлен, прежде всего, своим предметом, то есть исследуется (отдельные объекты или их классы). Способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, а должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, то есть метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета
II. В соответствии с многоуровневой концепцией методологии и методы по степени общности и широте применения подразделяются на следующие основные группы: I. Философский метод – это мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления, которые распространяются на все науки. Их столько, сколько существует в мире философских направлений и школ. Для марксистско-ленинской философии таким методом выступает диалектико-материалистический метод. При этом внимание к диалектике вновь возрастает, на что обратили внимание американские исследователи Поттер, Будон, Буррикада, они отмечают, что со временем общая наука избегает это понятие из-за неудачного использования в политике, но «реабилитирует» его, выявляя различные диалектические эффекты в развитии государства и права. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления, которые распространяются на все науки. Основным методом феноменологической философии является феноменологический (описательный). Описать право, государство – это означает охарактеризовать его, определить их целостность, выделить из ряда других общественных явлений. Основной метод герменевтической философии – герменевтический (интерпретации); основной метод синергетической философии – синергетический (саморегуляции), и т.п. Явный интерес, несмотря на кажущуюся отвлеченность и затеоретизированность, представляют методы, сформировавшиеся в рамках постмодернистской философии. Например, Мишель Фуко, обратившийся к исследованию различных социокультурных феноменов (власти, наказанию, безумию и др.), по сути, сформулировал собственный метод, которые некоторые современные методологи назвали диспозитивом. Фуко считает, что любое, в том числе и государственно-правовое, явление следует рассматривать в контексте действующих социальных практик, которые и влияют на его сущность. Так власть, по его мнению, представляет собой систему далеко не всегда уловимых и явных властных отношений, понимание которых в определенную историческую эпоху возникает под влиянием таких социальных практик, как привычная система управления, господствующие трактовки права, закона, суверенитета, имеющая место система формирования властных структур и т.д. «Исследование метафизики власти предполагает, что отправляемая власть понимается не как достояние, а как стратегия… Что надо видеть в ней сеть неизменно напряженных, активных отношений, а не привилегию, которой можно обладать. Словом, эта власть скорее отправляется, нежели принадлежит; она не «привилегия», приобретенная или сохраняемая господствующим классом, а совокупное воздействие его стратегических позиций – воздействие, которое обнаруживается и иногда расширяется благодаря положению тех, над кем господствуют». (Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1991. С. 41.) II. Общенаучные методы исследования выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др. С начала 60-х годов XX века стал набирать популярность системный подход (Д.Истон, Г. Алмонд, Парсонс). Применение теории систем к государственно-правовым явлениям облегчает задачу представить эти явления в единстве всех составляющих их частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Структурно-функциональный анализ в теории государства и права связан с двумя принципами: распределение и интеграция. Известный американский исследователь Р. Мертон сформулировал три универсальных положения функционального подхода: 1. функциональное единство системных частей; 2. полезность; 3. необходимость. В начале 70-х возникает ситуационный подход как логическое продолжение теории систем, главная задача которых – возможность прямого использования положений теории к конкретным условиям и ситуациям. Сторонники данного подхода утверждают, что оптимальных структур не существует. Основная идей – анализ ситуации, т.е. конкретного набора обстоятельств, которые существенно влияют на государственно-правовую организацию в данное конкретное время. Еще одним новым направлением является организационная кибернетика. Центральное понятие – балансирующая система. Она должна быть способна реагировать на изменения окружающей среды даже когда эти изменения не могут быть предсказаны период создания системы. Чтобы оставаться балансирующей в течение длительного времени система должна достигнуть «необходимого разнообразия», чтобы соответствовать сложности окружающей среды. Одновременно стал развиваться еще один методологический подход – синергетический, исследующий сложные механизмы самоорганизации. Эта методология позволяет объяснить нестабильный, бифукационный характер с временно общественного развития и подчеркивает стабилизирующие воздействия государственного регулирования. III. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. IV. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования. V. Метод междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии) нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Таким образом методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». «Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной единственной философией»[1]. Таким образом, методология – сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвиристических возможностей, содержаний, структур и т.д.
III. Общая ситуация в сфере гуманитарного знания вообще, и обществоведения в частности такова, что по мнению Ильина В.В., специальной методологии до сих пор не сложилось. Он предлагает следующие принципы, на основе которых нужно выстраивать методологию социального познания: 1) Терпимость или плюрализм научного творчества. 2) Условность – понимание относительности собственных результатов. 3) Аполитичность – запрет на использование политических мифов, утопий, предрассудков. 4) Гуманизм: общество – средство, человек – цель (Теория познания эпистемологии. М., 1994. С. 125). Юриспруденция, как и обществоведение в целом, стоит на пороге кардинальных изменений в методологии, основными причинами которых являются: 1. Изменение предмета исследования (усиления динамизма общественного развития, его целостности и противоречивости, распространения концепции информационного государства). Принципиально новые состояния государства и права не могут быть описаны старыми категориями, необходимы новые методологические средства. Необычайная сложность XXI столетия, способного, по словам Пригожина, «претерпевать огромное число бифукаций» (раздвоений), создает новую ситуацию в мире, поскольку сложные системы обладают «высокой чувствительностью по отношению к флутациям» (колебаниям), и это «вселяет в нас одновременно и надежду и тревогу». Все это привело к тому, что мир «навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов». 2. Развитие науки в целом и отдельных научных дисциплин, переход научного познания на новый этап. 3. Включение в научный оборот новых литературных источников, в том числе переводных и дореволюционных, публикация ранее запрещенных трудов советских авторов. 4. Необходимость практического использования теоретических разработок в юриспруденции. Во второй половине XX в. стало очевидно, что рациональные правила методологии никогда в полной мере не соблюдались. Незыблемый и неизменный авторитет позитивной науки подорван, многие исследователи считают, что необходимо отказаться от четкого разделения «наука - не наука», стали использоваться понятия древневосточной философии, интуитивные подходы в тоже время идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании (особенно синергетике), все шире внедряются в гуманитарные науки. Происходит усиление математизации теорий, развивается математическое моделирование, в том числе в таком специфическом вопросе, как толкование права, а конкретнее, договоров (см. Черданцев). Становится все более необходимым формирование так называемого «нелинейного мышления», которое отражает: 1. многовариантность и альтернативность; 2. возможность выбора оптимальных изменений; 3. влияние личности на макросоциальные процессы; 4. недопустимость навязывания политико-правовым системам путей развития. Однако применение синергетики имеет и свои ограничения. Объектом рассмотрения могут быть только коллективные, массовые процессы, не учитывается роль сознательного, духовного факторов в поведении, но следует отметить стремление подтвердить тезис Л. Фейербаха: «человек – центр всей методологии, т.к. все теоретико-методологические схемы в предельном выражении являются духовной борьбой за способы бытия человека». (К. Ясперс). Формируются и утверждаются новые регуляторы человеческой деятельности, а приоритет традиции сменяют безусловная ценность оригинальность, нестандартность, что отражает необходимость целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его социальной и биологической сторон, оптимального взаимодействия общества, природы, государства. Более четко вырисовывается проблема регуляции государственно-правовой практики на основе определенных принципов. Приоритет в этом отношении принадлежит польскому философу Т. Котарбиньскому – основателю праксеологии как общей теории и методологии рациональной деятельности. Польский ученый подчеркивает необходимость выхода общей методологии за пределы сферы только научного познания и включения в ее предмет исследования методов любого вида деятельности. «Вне всякого сомнения, - отмечает он, - можно не только развивать науку и писать научные труды лучше или хуже с точки зрения данного метода. Кроме того, можно делать что-либо хуже или лучше с точки зрения метода».[2] Важнейшая задача социально-гуманитарных наук сегодня – их активное и методологически грамотное участие в решении практических проблем социальной жизни. Таким образом, наиболее перспективный путь создания новой парадигмы – синтез, целостное единство различных методологических подходов. Но система социально-гуманитарной методологии должна соответствовать предмету познания и данному конкретному этапу ее развития. Всегда должна быть свобода выбора необходимых методов исследования, недопустимо так называемое «методологическое принуждение». Отсутствие общепризнанных парадигм означает, что не может быть единственно истинной теории. Множество конкурирующих между собой концептуально-теоретических схем, возможность выбора любой их них должно быть нормой.
VI. Понятие синергетики получило широкое распространение в современной философии науки и методологии. Сам термин имеет древнегреческое происхождение и означает содействие, соучастие, или содействующий, помогающий. 1973 г. – год выступления немецкого ученого Г. Хакена на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации, положил начало новой дисциплине и считается годом рождения синергетики. В своей классической работе «Синергетика» он отмечал, что во многих дисциплинах, от астрофизики до социологии, мы часто наблюдаем, как кооперация отдельных частей системы приводит к макроскопическим структурам или функциям. Синергетику особо интересует вопрос о том, как именно подсистемы или части производят изменения, всецело обусловленные процессами самоорганизации. Парадоксальным казалось то, что при переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все эти системы ведут себя схожим образом. Г. Хакен объясняет, почему он назвал новую дисциплину синергетикой следующим образом. В ней исследуется совместное действие многих подсистем, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование»[3]. Она кооперирует усилия различных научных дисциплин для нахождения общих принципов самоорганизации систем. Основополагающая идея синергетики состоит в том, что неравновесность мыслится источником организации, т.е. порядка. Поэтому главный труд И. Пригожина и И. Стенгерса назван «Порядок из хаоса» (М., 1986). Система всегда открыта и обменивается энергией с внешней средой, она зависит от особенностей ее параметров, внешней среды. Неравновесные состояния связаны с потоками энергии между системой и внешней средой. Процессы локальной упорядоченности совершаются за счет притока энергии извне. При изменяющихся параметрах одна и та же система может демонстрировать различные способы самоорганизации. В сильно неравновесных условиях системы начинают воспринимать те факторы, к которым они были безразличны в более равновесном состоянии. Для изучения самоорганизующихся систем принята так называемая древовидная ветвящаяся графика, которая воссоздает альтернативность развития. Выбор будущей траектории развития в одном из нескольких направлений зависит от исходных условий, входящих в них элементов, локальных изменений, случайных факторов. Подобный методологический подход был применен британским историком А. Тойнби по отношению к общецивилизационному процессу развития. В нем не игнорируется право на существование различных типов цивилизации, которых, по мнению историка, насчитывается около 20. Общецивилизационный рост не подчиняется единой схеме формационного членения. Исторический процесс предполагает многовариантность цивилизационного развития, где представители одного и того же типа общества по - разному реагируют на так называемый вызов истории. Общество, по мнению Дж. Тойнби, есть пересечение полей активности отдельных индивидов их энергии – та жизненная сила, которая творит историю. Стратегия освоения самоорганизующихся синергетических систем связано с такими понятиями, как бифуркация, флуктуация, хасомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность, неопределенность точек раздвоения и неединственность продолжения развития. По мнению И. Пригожина, бифуркационные процессы свидетельствуют об усложнении системы. Н. Моисеев утверждает, что в принципе каждое состояние социальной системы является бифуркационным. А в глобальных измерениях антропогенеза развитие человечества уже пережило, по крайней мере, две бифуркации. Первая произошла в палеолите и привела к утверждению системы табу, ограничивающей действие биосоциальных законов – «не убий!». Вторая – в неолите и связана с расширением геологической ниши: освоением земледелия и скотоводства. Флуктуации в общем случае означают изменения возмущения и подразделяются на два больших класса: Класс флуктуации, создаваемых внешней средой и класс флуктуации, воспроизводимых самой системой. Длительное время в отечественной политологии, теории государства и права, социологии господствовали постулаты, при которых причины политических кризисов искали главным образом в экономической сфере. Синергетика позволяет утверждать, что природа политических кризисов гораздо глубже, многогранней и подчиняется не только детерминистским началам. Политический кризис – это результат тупикового развития системы или тупикового состояния политических отношений, это замедление политического процесса или его перелом. Но это еще и глобальный и локальный кризис государственной власти, появление таких феноменов, как двоевластие, распад вертикально-иерархических структур власти, борьба между ветвями власти, схватка за власть центра и мест, борьба политических лидеров за власть. И если на такой кризис накладывается экономический кризис – общество оказывается перед катастрофой. Вот почему в попытках выйти из экономического кризиса первостепенное внимание надо уделять кризису политическому. Пример правительства Гайдара также показывает, как опасен неучет резонансов в политике, идеологию экономического детерминизма в лучших традициях марксистской теории общественного развития (экономический базис окажет, в конечном счете, свое воздействие на политическую надстройку). Кризис власти с такой силой наложился на экономический кризис, что все российское общество оказалось в новой бифуркационной ситуации. Таково свойство резонансов в политике – система приходит в бифуркационное состояние, пока какое-нибудь малое воздействие или иной импульс не приведут ее в новую фазу. Учет и признание важности случайностных явлений, которыми наполнена политика, - еще одно синергетического нововведение. Но для того, чтобы «управлять» случайным, следует, по-видимому, понять, что веер возможностей, открываемый случайным, все же ограничен определенным полем, средой. Изучение «поля», среды, где открывается веер возможностей, становится важной политической задачей. Аттракторы – притягивающие множества, образующие собой как бы центры, к которым тяготеют элементы. К примеру, когда скапливается большая толпа народа отдельный человек, двигающийся в собственном направлении, не в состоянии пройти мимо, не отреагировав на нее. Изгиб его траекторий осуществится в сторону образовавшейся массы. В теории самоорганизации подобный процесс получил название «сползание в точку скопления». Аттракторы стягивают и концентрируют вокруг себя стахостические элементы, тем самым структурируя среду и выступая участниками созидания порядка. Приоритетное направление новой парадигмы – анализ нестабильных, неравновесных систем – сталкивается с необходимостью исследования феномена неопределенности [4]. Неопределенность – это вид взаимодействий, лишенных конечной устойчивой формы. Она может быть производна от гетерономной, комплексной природы объекта-события, когда последнее происходит, как говорится, прямо «на глазах», опережая всевозможные прогнозы, расчеты и ожидания. Вероятность предполагает устойчивое распределение признаков совокупности. Свойства и качества отдельных явлений изменяют свои значения независимым образом и определяются перечнем характеристик других явлений. Случайность назвали динамическим хаосом. Случайность – это конкретно-особенное проявление неопределенности. Категорией возможность отражается будущее состояние объекта. Возможность нацелена на соотнесение предпосылок тенденций развивающегося явления и предполагает варианты последующих стадий развития и изменения. Синергетика позволяет подойти к случайному в политике по научному, как к явлению, имеющему характеристики, общие для случайного во всех сферах человеческого бытия. А значит, и более глубоко понять природу случайного в политике и лучше использовать это знание в политических целях. Надо различать два вида случайного. Один вид – это случай, который проявляется в массовидных, аналогичных, однотипных явлениях и процессах, когда количественные и качественные характеристики каждого явления или процесса неизвестны, непредсказуемы, но могут быть вычислены или определены на основании теории вероятности. Когда в жизни происходят массовидные события со случайным исходом, то обнаруживается закономерность, позволяющая с определенной долей уверенности ожидать наступления той или иной случайности в результате происходящего. Числовой характеристикой этой доли уверенности и является вероятность. [5] Теория вероятности работает в сфере политики, например, при оценке общественного мнения, в частности мнения избирателей. Второй фундаментальный вид случайного – это тот, который И. Пригожин называет «гадательным случаем». Это те события, которые имеют единичный характер. Их возникновение непредсказуемо, количественные и качественные характеристики неизвестны, вычислить их нельзя заранее. Это стихийные бедствия, катастрофы, аварии, некоторые виды политических и иных кризисов, о которых говорят, что они «разразились», и т. п. К таким случаям можно отнести, например, убийство политических лидеров, оказывающие затем влияние на политическую жизнь. Увы, XX век «подарил» человечеству немало случаев именно такого рода, например убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево, Кирова – в 1934, Кеннеди – в 1963 году. Огромную негативную роль на судьбу СССР оказали Чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении… Этот тип случайного создает в политической жизни условия и возможности, непредсказуемом направлении. Появление харизматического лидера часто определяет случай. Например, историк Р. Медведев, рассказывая о появлении на исторической сцене М. Горбачева, подчеркивает, что все началось с малозначительной встречи и случайного события. В сентябре 1978 г. Л. Брежнев и его помощник К. Черненко, следовавшие поездом из Крыма в Баку, остановились на несколько часов для встречи и беседы с отдыхавшим на курорте председателем КГБ Ю. Андроповым и первым секретарем Ставропольского обкома М. Горбачевым. Эта малозначительная встреча, по словам Медведева, определила судьбы не только их участников, но и всей страны.[6] Это так называемый феномен «наоборот». Он связан с тем удивительным свойством политики, что результат многих политических действий оказывается обычно прямо противоположным цели этих действий. При этом чем больше затрачивается политико-правовых средств (в широком смысле) на достижение политической цели, тем ничтожнее, мизернее оказываются достигнутые результаты. По - видимому, на вопрос о причинах феномена «наоборот» глобальный ответ дает только синергетика. В столкновение приходят цели, идеалы, словом, плановые, организационные начала, с одной стороны, и, с другой – самоорганизация политической системы, самопроизвольные процессы на разных уровнях системы, которые самостоятельно, самопроизвольно формируются национальными, социальными, локальными, психологическими, языковыми и иными структурами. Именно их столкновение искажает вплоть до значения «наоборот» все, вроде бы так ладно политически задуманное и осуществляемое. В ситуациях, когда сталкиваются организованные и самоорганизующиеся политические процессы, интересы, духовные, религиозные ценности, и взгляды, особую роль приобретают малые, в том числе случайностные, воздействия на микроуровнях. Поэтому поиск и учет самоорганизационных начал, малых воздействий, их использование становятся важной задачей политической жизни, одним из методологически мощных средств, опирающихся на синергетическое восприятие. Вопросы к теме: 1. Перечислите основные подходы, философские методы познания. 2. В чем суть структурно-функционального анализа. 3. В чем заключаются основные причины изменений в методологии гуманитарного знания. 4. Какие требования предъявляются к современной методологии правоведения. 5. В чем состоят ограничения использования синергетики в общественных науках, в частности юриспруденции.
Тема 2 Сущность государства
1. Основные подходы к определению государства. 2. Понятие и признаки государства. 3. Сущность и закономерности развития государства. 4. Информационное государство. 5. Синергетическая парадигма государственного развития.
Литература 1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2004. 2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречие, перспективы. М., 2000. 3. Вебер М. Изб. проиведения. Соч. М., 1990. 4. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М., 2002. 5. Гегель Г. Философия права. М., 1990. 6. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995. 7. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000.
I. Государство и право составляют основу социальной жизни человека с незапамятных времен. В тоже время наши знания о них весьма неопределенны. Как отмечал Э. Дюркгейм в работе «О разделении общественного труда» (М., 1991 С. 428). «При нынешнем состоянии наших знаний мы не знаем достоверно, что такое государство суверенитет, демократия и т.д.», хотя очень часто их используем. В современной научной литературе выделяют три основных пути эволюции возникновения государства: 1. Военный – война как способ перераспределения общественного продукта и выделение на этой основе элитной группы военных, которая положила начало государству; 2. Аристократический – выделение управленческой аристократии из среды жрецов, старейшин и присвоение его полномочий государственного властвования; 3. Плутократический – сосредоточение власти в руках более состоятельных и влиятельных лиц, вокруг которых на основе личной преданности за получаемые блага, группируются сторонники, укрепляя власть первых, поднимая ее на уровень государственной. На практике обычно эти пути сочетались с доминированием одного из них, но всегда они связаны с выделением элиты, как первой ступени в образовании государства. Наряду с неодинаковыми подходами к вопросу о происхождении государства существует множество теорий, пытающихся объяснить, что такое государство. Многие теории о сущности государства и концепции о происхождении государства взаимно дополняют друг друга. Такова, например, патриархальная теория, которая трактует государственную власть по аналогии с властью отца, государство явилось следствием подрастания семьи, в результате чего патриарх становился монархом. Биологические концепции пытались отыскать сходство государства с колониями пчел, муравьев. Можно выделить пять подходов к определению государства: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический, кибернетический. Теологический подход в настоящее время используют исламские фундаменталисты развивая концепцию халифата. Классический (арифметический) подход широко используется политологами и специалистами по международному праву. По их мнению, государство представляет совокупность трех слагаемых: власти, территории и населения. Иногда добавляют четвертый признак – суверенитет, индийский политолог Гупта вводит и пятый – международное признание. Юридический подход рассматривает государство как юридическую персонализацию населения страны (Кельзен). Социальный подход используется очень давно. Он представлен еще в сочинениях средневекового арабского автора ибн - Хальдуна, который западные исследователи называют «марксистом до Маркса», в работах английского философа XVII в. Гоббса (идея государства-усмирителя в условиях всеобщей борьбы). Французский мыслитель XVIII в. Руссо рассматривал государство как гарант «общественного договора». В современных условиях - это идеи государства как органа социальной солидарности, концепции государства – арбитра, идеи классового государства. В 60-ые гг. XX в. возникла кибернетическая школа в государствоведении. Ее представители рассматривают государство как особую уникальную систему в обществе, связанную с потоками информации, рецепторами (приемниками) такой информации, поступающей от населения, организаций, движений. Рецепторами служат государственные органы. Следовательно, основные оценки природы и сущности государства сводятся главным образом к рассмотрению государства как некой инстанции, организации в той или иной мере независимой от общества, в той или иной мере противостоящей обществу и индивидам. Зачастую государство отождествляется с его учреждениями, происходит сведение государства к государственной власти и системе ее организации. Противоположные концепции государства рассматривают его как форму человеческого общежития, совместного бытия людей как существ общественно-политических. Государство представляет собой «тотальность» (по Гегелю), целостную органическую систему, из которой нельзя вычленить какую-то отдельную сторону, будь то государственное устройство, экономика, право. По мнению Э.А. Позднякова (с. 39) это «все равно, что противопоставлять целостному живому организму его отдельные органы или клеточки». Эта идея в той или иной форме прослеживается в сочинениях различных авторов, начиная от Платона и Аристотеля, через Эрмунда Бёрка и Гегеля до Иеренга и Кельзена. В практическо - политическом плане развитию идеи государства как тотальности препятствовали социальные потрясения XVIII-XIX вв. когда произошел разрыв конкретной формы государственного устройства, которую отождествляли с государством и обществом. Неслучайно американская Декларация независимости 1764 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1793 г. основывались на теории естественного права. В качестве официальных документов они оказывали огромное влияние на последующее развитие правовой мысли Европы и Америки. Согласно концепции – государство - тотальность – это система, организованная на началах определенного порядка, в которую включается публичная власть и органы управления, право и правовой порядок, обычаи и духовно-нравственные ценности, т.е. все то, что объединяет людей в едином общежитии, поддерживает их совместное существование, регулирует их поведение и сохраняет общность в виде нерасчленимой целостности. Каждая историческая эпоха сталкивается с какими-то главными для себя проблемами социального развития. Многие крайние взгляды на государство и право представляют собой попытки мыслителей привлечь внимание, подчас в драматической форме к неотлагательным проблемам своего времени. Если в обществе развивалось заметное равенство в положении различных слов населения, угрожающее социальной стабильности, то акцент в теориях делался на проблему социального неравенства, личные свободы и индивидуальные права. К этим теориям относят почти все разновидности концепций естественного права. Если обществу угрожали хаос и анархия, внимание направлялось на обеспечение твердого порядка и правовой безопасности – это концепции Платона (кризис полисной демократии), Н. Макиавелли, Н. Бодена, Т. Гоббса, Г. Гегеля. Так, Н. Макиавелли творил в период феодальной раздробленности Италии, усугубляемой оккупацией иностранными войсками. Гоббс писал в период жесткой борьбы за власть между королем и парламентом, когда Англия была охвачена гражданской войной. Философия права Гегеля была в значительной мере следствием разгрома и порабощения германских княжеств армиями Наполеона. Циклическое воспроизводство этатических концепций имеет свои основания еще со времен античности. Так Полибий в своей «Всемирной истории» изложил идею циклического развития общества, как любого живого организма. Эта теория получила свое развитие в трудах Данилевского, Тойнби, Шпенглера, Брукса, Гумилева. Взлет теорий государственности и укрепления правопорядка всегда приходит на время упадка и разложения цивилизаций. Именно в такие драматические моменты начинают осознаваться эфемерность человеческих притязаний на некую абстрактную свободу, что все бытие человека, его благополучие и безопасность неотрывны от института государства.
II. Понятие государства раскрывается через характеристики, показывающие его социальное предназначение, отличие от других форм организации общественной жизни людей. Однако, в научной и учебной литературе нет единой точки зрения по данному вопросу. Сохраняется старая трактовка государства в качестве структуры, стоящей вне общества или над ним и противостоящей ему. Так, автор концепции кратологии Халипов В.Ф. (Власть. Кратологический словарь. М., 1997. С.112) считает, что государство – это совокупность официальных органов власти, в той или иной стране. Даже в «Юридической энциклопедии» (М., 2001. С. 210) сказано, что государство – это совокупность представительных, исполнительных, судебных государственных органов, форма организации публичной политической власти». Таким образом, большинство ученых сводят государство к олицетворяемой им государственной власти, игнорируя тот факт, что такая власть возможна благодаря государству и является производной от него. Государство представляет собой многомерное явление, которое в сознании и жизни людей общества отражается разными аспектами в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, действием. Государство, прежде всего, предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Оно объединяет людей, проживающих на определенной территории и обеспечивает их взаимодействие. На это обращали внимание еще дореволюционные юристы в России: Государство – это «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком (Н. Коркунов)» союз социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров); «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчиненным единой власти» (И. Ильин). Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включают в качестве признаков государства такие его характеристики, как народ, публичная власть, территорию. Исторически первым признаком складывающегося государства стала замена родоплеменной организации населения территориальной. Этот признак имеет концептуальное значение. Во-первых, преодолеваются «кровные» взаимосвязи, заменяются на общественные, во-вторых, создается структура, которая должна выступать нейтральной по отношению к национальным, религиозным, социальным признакам разных людей. Специфика состоит здесь в том, что государство особым, юридическим образом объединяет людей в форме института гражданства. Институт гражданства в юридическом (правовом) смысле выравнивает людей между собой, делает их по отношению к государству, его законам и механизмам их защиты равноправными. Закрепленный правовой статус должен гарантироваться государственной властью. По сути, гражданство является правовой связью человека с конкретным государством. В силу того, что государство объединяет людей, проживающих на его территории, оно объективно выражает общие для всех потребности, интересы, цели. Постоянная (сопровождающая историю государства) проблема заключается в том, чтобы на каждом этапе развития отыскать оптимальный вариант, который бы обеспечивал с одной стороны права и свободы человека, а с другой – вводил бы в общество определенное организованное начало. Государство не решает проблемы (оно само ничего не производит), а создает и поддерживает «в работоспособном» состоянии организационные и правовые условия для решения проблем, на которые направляются усилия всего общества. То есть для государства важно видеть интересы своего народа, их взаимозависимость с интересами других государств и делать все необходимое для их практического осуществления. Особый статус государства в обществе заключается в том, что именно через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государству установлением обязательный характер. Государство через свои органы принимает законы и другие нормативные акты (правила поведения) и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административно и уголовно-правовыми. Можно сказать, что государству принадлежит легитимная монополия на законодательство и принуждение при его реализации. Важным признаком государства является учреждение публичной власти. Власть как система отношений подчинения одних другим существовала и в догосударственном обществе. Но это была непосредственно общественная власть, она исходила из соответствующего общества (рода, племени), использовалось и обеспечивалось самим обществом. Принципиальные отличительные характеристики публичной государственной власти состоят в следующем: 1. является публичной политической властью, т.к. оторвана от общества и в то же время представляет его интересы и выступает от его имени; 2. публичная государственная власть реализуется через профессиональный слой управленцев (чиновников), состоящих на государственной службе, которые в совокупности образуют государственный механизм; 3. государственная власть осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономические, организационные и иные ресурсы; 4. реализация государственной власти обеспечивается ее авторитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и, в конечном счете, государственным принуждением. Решающая роль в осуществлении принуждения принадлежит специальным формированиям и учреждениям (армия, полиция, тюрьмы). К политико-правовым признакам государства относится его суверенитет, т.е. независимость государственной власти вовне и ее верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти проявляется: 1) в универсальности – ее властительная сила (и только она) распространяется на все население и общественные организации данной страны; 2) прерогативе – государственная власть вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти; 3) в наличии у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает; 4) в непосредственном осуществлении властных ведений по таким каналам, которые другим общественным властям недоступны (законодательство, правосудие, государственное управление). Социальную сущность суверенитета государства составляют его принадлежность целиком и исключительно народу, в чем находит воплощение действительное народовластие, осуществимое во всех сферах общественной жизни. Народ – единая политическая общность, охватывающая многонациональное население всего государства. Суверенитет народа имеет определенное правовое содержание и форму. Полновластие (суверенитет) народа в правовом аспекте выступает как верховенство (суверенитет) государственной власти. Чем более государственная власть зависит от народа, чем более четко выполняет его волю, тем выше степень его внутри страны и независимости на международной арене, а, следовательно, и более высок уровень суверенности государственной власти. Поскольку лица, образующие особый акт политической власти не принимают непосредственной участие в производстве материальных благ, они нуждаются в материальных средствах для своего содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов, займов, пошлин, что также является признаком государства. Таким образом, рассмотрение признаков государства осуществляется как через анализ его особой роли в обществе (функциональные признаки), так и через характеристику специфики внутренней организации власти (так называемые структурные признаки), следовательно, государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от государства, так и негосударственных организаций: 1. наличие публичной власти, не совпадающей с населением страны; 2. территориальное деление населения; 3. право, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет рамки и формы ее деятельности; 4. налоговая система; 5. суверенитет; 6. наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Они призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Исходя из общепринятых признаков государства, его можно определить как политико-правовую организацию общества, обеспечивающую единство и территориальную целостность, обладающую суверенитетом, осуществляющую власть, управление и регулирование в обществе.
III. Сущность как философская категория означает главное, необходимое в том или ином явлении. Сущность государства – это наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. Сущность государства обусловлена его происхождением. Государство выделилось из общества, возникло на таком этапе его развития, когда само это общество объективно нуждалось в особом инструменте управления общественными делами. Государство выступает как организованная социальная сила, обладающая монополией на легитимное применение принуждения. Использование государством легитимного принуждения имеет два основных значения; во-первых, государство таким образом добивается поддержания в обществе необходимого правопорядка; во-вторых, государство таким образом добивается установления монополий на применение принуждения. Как любое явление социальной жизни государство внутренне противоречиво. Это, например, заключается в том, что государство обычно выражает классовые и общесоциальные интересы. Данное противоречие реально существует между гражданским обществом и государством, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможностей контролировать государственную власть, иначе государство может поглотить, узурпировать право и своих граждан. В разные исторические различны и соотношения, и приоритетность общих и специальных интересов для государства. Так уже возникновение было связано с необходимостью обслуживания не только интересов определенной группы людей (класса собственников), но и общих интересов населения (оборона, организация общественных работ). Хронологически первым выступает классовый подход к сущности государства. В его рамках государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В этом случае первоочередно удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызвать сопротивление у других классов рабовладельческого, феодального, раннебуржуазного, социалистического государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общесоциальные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план. В рамках общесоциального подхода государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Оно с момента возникновения призвано выполнять функции «общественного посредника», социального арбитра. Государство с помощью легитимных средств призвано усмирить столкновение противоречивых интересов, разграничивать их. Оно должно систематически оказывать свое, регулирующее воздействие на общество в целях его интеграции и развития. Наряду с этими основными подходами выделяют также религиозный, национальный, расовый и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозный, расовый, национальный интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Социальное назначение государства вытекает из его сущности, т.е. какова цель государства, таковы и характер его деятельности, задачи и функции. Закономерности развития государства – это устойчивые повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и его исторический процесс развития (С.С. Алексеев). К одной из основных закономерностей развития государства относят то, что по мере совершенствования цивилизации как совокупности материальных и духовных достижений общества, государство превращается из принудительно-репрессивного органа в политическую организацию всего общества. Все большее значение в жизни общества и государства приобретает право. Эта закономерность проявляется в развитии конституционных механизмов, сдерживающих политическую власть, независимом правосудии, ограничении ведомственного нормотворчества. Возникшие глобальные проблемы как положительного характера (мировой рынок, информационная революция), так и негативного (энергетика, экологический кризис, терроризм, наличие оружия массового поражения), обусловили тенденцию сближения государств в рамках сотрудничества в решении данных проблем. Следует отметить, что закономерности как устойчивые связи существуют на протяжении определенного исторического периода, а затем перерастают в другие. Таким образом, государство – это сложное, многоаспектное «изобретение» человечества и по мере своего развития оно продолжает усложняться.
IV. Сам термин «информационное общество» получил широкую известность после выхода в свет книги японского исследователя Й. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1982). Однако в полной мере результаты информационной революции в сфере государственного управления стали очевидны только в нынешнем, XXI в. Развитие информационной эры ознаменовалось существенными изменениями в государственном управлении, которые носят ярко выраженный постклассический характер. Прежде всего, следует отметить, что информационная революция радикальным образом преобразует технологический базис государства. Современные исследования показали, что совершенствование информационных технологий происходит в 3-6 раз быстрее, чем в сфере технологий энергии, и при этом прогресс в информационной сфере постоянно ускоряется ввиду безграничности спроса на новые технологические разработки. Использование информации для нахождения наиболее эффективных способов ее применения на практике – это и есть функция государства в информационном обществе. Доступ к новой информации становится важным ресурсом государственной власти, и этот ресурс она может использовать в своих интересах. Дело в том, что информация как ресурс государственного управления обладает целым рядом принципиально новых качеств, которые особенно эффективно можно использовать именно в сфере управления. В отличие от природных, трудовых и денежных ресурсов информация не убывает по мере ее использования, поэтому ее политического влияния хватает на любую аудиторию; информация неотчуждаема, и приобретение новой информации не уменьшает нашей способности приобрести еще столько же. Информация стала самым главным, а не просто одним из ресурсов государственного управления. Возник даже новый термин – «информационное государство», под которым принято понимать государство нового типа, использующее преимущественно информационные технологии для завоевания и удержания своего господства. Поэтому синергетика – наука о саморазвитии сложных систем – становится в эпоху информационной революции наиболее актуальной методологией в теории государственного управления. Проблема в том, что в информационном обществе мы сталкиваемся с дифференцированностью и власти, и информации. Получение информации осуществляется не единообразно, наиболее значимая информация дифференцируется по специализированным отраслям. Вместе с тем общие потоки информации становятся все белее неконтролируемыми, правдивость, точность и корректность сведений практически ни кем не проверяются, что способно привести к непредсказуемым политическим последствиям. Но самое главное, информационная революция превратила СМИ в виртуальную «четвертую» ветвь политической власти, которая по силе, оперативности и проникновению своего влияния намного превосходит все три традиционные ветви государственной власти, вместе взятые. Государственное управление сегодня буквально «тонет» в море информации, и это также не безобидно. Государственные структуры производят ежедневно и ежечасно столько статистических данных, формул, образов, документов и деклараций, что не в состоянии их усвоить. Но вместо того, чтобы искать новые способы осмысления и переработки информации, они все более быстрыми темпами продолжают производить новую информацию. В результате большие объемы неиспользуемой информации превращаются в информационное загрязнение управленческой среды, затрудняя процесс оперативного управления и принятия решений. Современное информационное государство должно быть организовано по модели живого организма, где знания и информация становятся ведущим фактором развития. Общественное богатство все чаще ассоциируется с обладанием информацией, и уже сейчас «знаниеемкие» отрасли управления (образование, здравоохранение, исследовательские разработки, финансы, страхование и пр.) обнаруживают самые высокие темпы роста занятости и валового продукта. В сфере управления происходит стремительное вытеснение материальных компонентов информационными составляющими, а непрерывное снижение себестоимости и удешевления информационных услуг дает информационную революция в управлении все более демократичным процессом. Но еще Д. Белл обратил внимание на двойственность информации как управленческого ресурса: информация есть наиболее демократичный источник власти и одновременно наименее демократичный фактор управления. Поэтому в информационном обществе высокопрофессиональные, значимые знания сосредоточены в узком кругу интеллектуалов. Впервые в истории в информационном обществе условием принадлежности к господствующему классу становится не право распоряжаться благом, а способность им воспользоваться. Шведский экономист Г. Мюрдаль определил «низший класс» как ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов. В последние годы принадлежность к «классу интеллектуалов» и «низшему классу» становится в значительной мере наследственной. Если образование родителей очень низкое (начальное образование), вероятность детей пополнить «низший класс» - около 40 %. Причина в том, что стоимость образования непрерывно возрастает, пропорционально возрастающей сложности технологий информационного общества, и оптимальные возможности для получения современного образования дается человеку в детском возрасте, а не в зрелые годы, когда он уже сам осознает себя недостаточно образованным. Как остроумно заметил И. Пригожин, «возможное богаче реального». Одни исследователи предлагают традиционные решения, в духе концепции «социального информационного государства», которое должно взять на себя расходы на образование для представителей низших классов, организовать бесплатные программы переобучения для безработных, а все инвестиции в сферу научных исследований и разработок освободить от налогов. [7] Другие предлагают принципиально новые решения в духе теории неравновесных систем: объявить несостоятельным традиционное разделение государство – рынок - гражданское общество и создать новую симбиотическую целостность, где все проблемы снижения классового противостояния и достижения консенсуса государство, гражданское общество и корпорации будут решать сообща. По мнению И. Валлерстайна, разделение на государство, рынок и гражданское общество в информационном обществе просто несостоятельно. Рынок создается и контролируется гражданским обществом и государством. Государство есть отражение как рынка, так и гражданского общества. И гражданское общество определяется как государством, так и рынком. Поэтому невозможно в информационном обществе разделить эти три способа выражения интересов, предпочтений и идентичности. Информационное государство не сможет выполнять свою регулирующую функцию без помощи гражданского общества. Уже сегодня экологический кризис, проблемы техногенных катастроф, борьбы с терроризмом и другими глобальными катаклизмами предъявляют исключительно высокие требования к государственным институтам, поставив современные правительства на грань финансового кризиса. Если они начнут сокращать расходы ради сбалансированного бюджета, тем самым государственное управление ограничит свои возможности. Из этого порочного круга трудно выйти: неудачи государственного регулирования подрывают доверие к нему со стороны гражданского общества, что усиливает стремление не платить налоги. Это, в свою очередь, снижает кредитоспособность государства и его способность выполнять регулирующие функции. Именно поэтому в рамках гражданского общества все чаще возникают движения «гражданских инициатив», которые берут на себя решение местных проблем и заботу о благосостоянии местного населения. Однако полностью справиться с проблемами управления в информационном обществе смогут только объединенные усилия государства, гражданского общества и бизнеса (корпорации). Лидирующая роль информационного государства в организации этих трех управленческих факторов должна обеспечить ему будущее развитие в условиях информационной революции. Другими словами, информационное государство должно взять на себя инициативу в объединении и консолидации гражданского общества (государственное регулирование в духе «мягкого мышления») – без этого новое классовое противостояние способно привести к гражданской войне. Само информационное государство как центр принятия решений должно представлять собой систему консолидации политической власти, функционального представительства и общественных организаций. Еще одна проблемная зона будущего информационного государства – обеспечение безопасности общества в условиях постоянно возрастающей опасности техногенных катастроф, которыми чревато неконтролируемое развитие информационной революции. Как справедливо отметил У. Бек, риски в информационном обществе – это большой бизнес. Они являются следствием всевозрастающих запросов потребителей, которые невозможно удовлетворить. Круг замкнулся: потребительское общество с помощью информационных технологий раздувает потребности, потребности превращаются в «бездонную бочку», генерируя безудержный рост производства, что приводит к непредсказуемым экономическим, экологическим, социальным и политическим последствиям. Все надвигающиеся неполитические катастрофы в современном обществе имеют ярко выраженный политический потенциал. С этой точки зрения самым важным политическим центром власти в информационном государстве станет МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям. Уже сегодня С. Шойгу – глава МЧС – одна из самых известных фигур «в партии власти» в современной России. Перед нами так называемая «Гоббсова проблема» информационного общества: современное информационное общество образовано множеством изолированных индивидов, обуреваемых страхом и неуверенностью в завтрашнем дне. Возникает закономерный вопрос: Каким образом возможны порядок и стабильность в таком предельно индивидуализированном социуме, где развиваются рыночные отношения, и каждый преследует только личную выгоду?
V. Синергетика – наука о саморазвитии материальных систем. Чтобы общество двигалось вперед, саморазвивалось, необходимо поставить перед ним не просто прагматические, утилитарные задачи, а такие, которые способны воодушевлять большинство. С 1967 г. под эгидой ООН регулярно проводятся международные совещания экспертов по проблемам административно-государственной деятельности. Помимо этого, в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) сегодня осуществляется большая научно-исследовательская работа с практическим уклоном, а также проводятся сравнительные исследования методов и достижений различных стран в области государственного администрирования. В XXI Совещание экспертов ООН в области государственного управления и финансирования предложило использовать при разработке государственных программ новую стратегию совершенствования государственного потенциала. Эксперты ООН предложили кардинально изменить систему госрегулирования на основе синергетической избирательной модульной стратегии. Использование этой стратегии предполагает наличие различных структур для разработки государственной политики, образующих открытую сеть госрегулирования, где поощряются элементы здоровой конкуренции. Речь идет о стратегии комплексного (системного) долгосрочного планирования общественного развития (до 50 лет) – с разбивкой на5-10-летние циклы. Эксперты ООН рекомендуют опираться при разработке государственных программ на следующие принципы: 1. Концептуальное мышление в стратегических масштабах с упором на реалистические цели. Не текущие потребности сегодняшнего дня (какими бы актуальными они ни казались), а исторические цели, «касающиеся подъема и упадка наций, долгосрочных последствий революции, распада обществ и цивилизаций», должны служить экспертам в качестве определяющих. Концептуальное стратегическое мышление предполагает «реалистическое, а иногда и трагическое видение происходящих событий для обеспечения более прочной связи между долгосрочной политикой и непосредственными р
|