![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогов.
Известно, что спортивный педагог является потенциальным носителем физической культуры, воздействующей на физическую, духовную, нравственную подготовку воспитанника, и от того, насколько он будет сам интеллигентен, интеллектуально развит, во многом зависит его дальнейший профессионализм. В свою очередь профессионал, как особый тип личности воспитывается в особой среде, называемой профессиональной культурой, соизмеримой с понятиями общая культура личности, культура труда, культура производства, культура педагогическая. Такое положение дел, несомненно, накладывает определенные требования к более высокому уровню профессиональной подготовки будущих спортивных педагогов, прежде всего, с точки зрения их профессионально- педагогической культуры. Понятие профессиональной культуры трактуется учеными как способ формирования и развития сущностных сил человека в процессе их профессиональной деятельности. Педагогическая культура представлена теоретиками как передача социально- педагогического, научно-педагогического, профессионально- педагогического опыта от преподавателей, учителей, родителей к воспитанникам. Однако есть достаточное количество публикаций, раскрывающих актуальность профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях современных образовательных реформ. С одной стороны отечественные ученые рассматривают профессиональную подготовку студентов на основе формирования их педагогической культуры, как более высоком уровне их нравственной, духовной, эстетической позиции. Такой подход можно назвать гуманистическим. В теории педагогики высшей школы, педагогики школьного воспитания и образования это исследовательские работы И.Г. Видт, В.Л. Бенинна, Г.Г. Гореловой, А.И. Пискунова, Е.Ю. Захарченко, Е.В. Бондаревской, Г.И.Ризз и др. С другой стороны, ряд исследователей склонны профессиональную подготовку учителей, преподавателей рассматривать с позиции их профессиональной культуры, как более высокого уровня их профессиональной компетентности в обучение и воспитание. Технологический подход к профессиональной подготовке прослеживается в работах М.М. Левиной, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Л.Г.Семушиной, Н.Г. Ярошенко, В.И.Загвязинского. Лишь немногочисленные отечественные ученые обращаются к комплексному рассмотрению подготовки, студентов педагогических специальностей, с позиции их профессионально-педагогической культуры (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., Сидоров А.А., Прохоров Б.Д.). Проецируя, современные подходы в педагогическом образовании, на физкультурно-образовательную область мы глубоко убеждены, что профессиональная подготовка спортивных педагогов должна рассматриваться с позиции целостного подхода, подготовки как педагога, воспитателя, так и профессионала. Следовательно, профессионально- педагогическая культура спортивных педагогов – это высокий уровень проявления специальных знаний, практических умений и навыков, основанный на духовно-нравственном воспитании самой личности. Аналитическая работа с научно-методической и специальной литературой позволила нам выявить структурные компоненты и перспективные направления содержания формирования профессионально-педагогической культуры спортивных педагогов. Основными компонентами профессионально- педагогической культуры спортивного педагога выступают: - духовно-нравственный компонент, реализуемый через понятия: этика, мораль, педагогическая этика, этика спортивных отношений; - социокультурный компонент, реализуемый через понятия: педагогическое мастерство, культура взаимоотношений, культура речи, педагогическая рефлексия; - субъективистский компонент, что представляется в способности к самовоспитанию, творческой деятельности и т.д. Тогда как формирование профессионально-педагогической культуры реализуется чрез ряд аспектов: - гуманистическая направленность деятельности, что выражается в человеческих, этических и эстетических отношениях к школьникам, спортсменам и к самому себе, - формирование отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности. Данное направление реализуется на наш взгляд в способности к постоянному совершенствованию педагогического мастерства преподавателя – тренера, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности; - формирование способности к постоянному личностному и профессиональному самовоспитанию. Вышеизложенный материал позволяет выделить функциональное значение профессионально-педагогической культуры в акмеологическом становлении спортивного педагога: Во-первых, является базой для повышения уровня общей культуры спортивного педагога (интеллектуальной, правовой, экономической, духовно-нравственной и т.д.); Во-вторых, является носителем профессиональной компетенции спортивных педагогов (повышает уровень теоретической и практической подготовленности специалистов данной области); В-третьих, воспитывает спортивных педагогов высокого профессионально-педагогического уровня, повышает профессиональный статус и престижность труда; В-четвертых, создает условия для объективной оценки их профессиональной и личностной готовности; В-пятых, выступает как стимул личностной и профессиональной самореализации спортивного педагога.
|