Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 3
1. По степени ограничения конкуренции - совершенная конкуренция, - монополистическая конкуренция, - олигополия, - монополия Рынок совершенной конкуренции – рынок, на котором действует большое количество мелких фирм, реализующих мелкую продукцию. Доля каждого продавца на рынке мала и он не может существенно влиять на цену. Рынок монополистической конкуренции – рынок характеризующийся большим количеством мелких фирм, производящих дифференцированную продукцию. (товар удовлетворяет одну и ту же потребность, но имеет качественные отличия.) Рынок олигополии – рынок нескольких крупных продавцов каждый из которых имеет большое влияние на количество и цену товара. Продавцы стремятся объединиться. Монопсония – рынок, на котором присутствует один покупатель. Рынок монополии – рынок, на котором действует только один продавец. Учитывая спрос на товар, устанавливают цену. Естественная монополия – это такое предприятие, которое удовлетворяет рыночный спрос с меньшими издержками чем если бы его обеспечивали несколько конкурирующих между собой предприятий. Причины возникновения монополистических объединении, их формы. Монополия в условиях рыночной и командной систем. Антимонопольное законодательство. Необходимость монополистических объединений порождена стремлением сохранять и увеличивать прибыли при резко обострившейся конкуренции предприятий-гигантов; такая конкуренция опасна: длительная, дорогостоящая, разорительная может привести к гибели фирмы. Формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат. Монополия в условиях рыночной экономики базируется на собственной экономической мощи, потеря которой приводит к банкротству. Монополия в командной экономике: 1. Базируется на административной мощи, нередко прикрывающей ее слабость в экономике. С помощью министерских дотаций существуют убыточные и малорентабельные (с малой доходностью) монополии (за счет средств высокорентабельных производств). 2. Имеет всеобъемлющий характер (трехзвенная система монополизма): 1-е звено – монополизм государства (на все формы собственности, на ресурсы и продукцию, на рабочие места, на доходы и т. д.). 2-е звено – ведомственный монополизм, основанный на отчуждении прав у непосредственных производителей товаров и передачи их управляющим структурам. 3-е звено – монополизм крупнейших предприятий соответствующих отраслей. Антимонопольное законодательство призвано устранить (смягчить) отрицательные последствия монополизма с подощью следующих мер: - установление пределов контроля рынка одной фирмой (в процентах; например; каждая фирма в отрасли по закону не имеет права выпускать более, чем 35% продукцию данной отрасли); - запрещение применения принудительных условий в договорах со смежниками, с покупателями; - запрещение соглашений по ценам фирм данной отрасли; - запрещение соглашений между фирмами, по разделу рынков, - запрещение создания препятствий в доступе на рынке, - и т. д. В случае неисполнения предусмотренных законом мер, фирмы-нарушители подвергаются штрафам, изъятиями прибыли и т. п. (вплоть до ликвидации фирмы). Сущность антимонопольных мер (демонополизации) заключается не в уничтожении крупного производства, а в поддержке конкуренции. Чистая монополия. Барьеры вхождения в отрасль. • Монополия – это исключительное право на обладание чем-либо (от греческих слов «монос» - один, «палео» - продаю => единственный продавец). Экономическая монополия – это господствующее положение на рынке, реализуемое в • форме получения сверхприбыли. Для чистой монополии характерно: наличие одного продавца наличие уникального (нет близких заменителей) товара вход в отрасль для других фирм блокирован значительный контроль над ценой со стороны монополиста • Барьеры вхождения в отрасль: 1 Естественные (т. е. обусловленные спецификой отрасли), в том числе: 1.1 Барьеры, связанные с особыми природными условиями, уникальными природными ресурсами (редкими, свободно не воспроизводимыми), что позволяет единственному продавцу диктовать цены на рынке и извлекать сверхприбыль. Примеры: уникальные лечебнице на Мертвом море, плодородные земли под виноградники в провинции Шампань (: => производство истинного «Шампанского»). 1.2 Барьеры, связанные с тем, что в некоторых отраслях нерационально наличие более, чем одной фирмы (это явление характерно для так называемых «локальных» монополий в небольшом городе нерационально строить несколько параллельных линий электропередач, водопровода, телефонных сетей и т. п.). В указанных отраслях присутствует «эффект экономии на масштабах производства»: издержки на единицу продукции в долгосрочном периоде снижаются при расширении производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя и большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут малы, а следовательно, будут выше издержки на единицу продукции, что снизит прибыль фирм. • Естественные монополии не подлежат демонополизации, хотя возможно некоторое их регулирование со стороны государства. 2 Искусственные, специально созданные фирмой, в том числе: 2.1 Юридические барьеры (патенты, лицензии, авторские права) – это не экономические барьеры => возникает закрытая (правовая) монополия, законодательно зашищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию. Примеры: фирмы Ксерокс Поляроид, Дженерал моторе, Дженерал электрик; государственная монополия на выпуск денег, военной техники и т. д. 1. Криминальные барьеры – это не экономические барьеры => возникает закрытая монополия, защищаемая, незаконными методами (физическое насилие, шантаж и т.п.) Искусственные монополии обычно регулируются государством.
Монопольная цена и ее границы. Ценовая дискриминация. Последствия монополии. Монополия и НТП - Экономическая монополия – это господствующее положение на рынке, реализуемое в форме получения сверхприбыли. Монополист (единственный продавец в отрасли) может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства. Монопольная цена обычно выше, чем в условиях обычной конкуренции, т. к. у фирмы есть рыночная власть. При тех же затратах на производство монопольно – высокая цена дает избыток прибыли сверх средней прибыли в условиях конкуренции. При этом количество продаваемых товаров может снижаться. - Границы монопольной цены определяются степенью рыночной власти монополии. - Верхняя граница цены устанавливается таким количеством производимой продукции, чтобы предельные издержки были равны отдельному доходу; в этом случае все равно получает максимальную прибыль. Этот вариант предпочтет монополия. Идущая на риск получить конкурентов (соблазненных такими высокими прибылями и пришедшими из других отраслей), поскольку имеет какое либо преимущество, по сравнению с новыми продавцами - Нижняя граница цены устанавливается таким количеством выпускаемой продукции, когда средние издержки выше средней выручки (в этом случае производство прекращается) - Цена, не приносящая дополнительной прибыли сверх нормальной (средней прибыли фирм в условиях конкуренции), устанавливается монополией, желающей полностью исключить возможность потенциальной конкуренции - Монополист имеет возможность осуществлять ценовую дискриминацию ( есть устанавливать на один и тот же товар различные цены), когда он продает товар, для которого дальнейшая перепродажа трудна или невозможна, и когда монополист может легко выделять покупателей в отдельные классы, каждый из которых имеет разную готовность или способность платить за товар. Для каждого такого класса монополист продает такое количество своей продукции, которое максимизирует его прибыль в каждом сегменте рынка. - К ценовой дискриминации особенно восприимчивы отрасли услуг (перевозки, юридические и медицинские услуги, связь и т. д.) - Пример: телефонная компания (= естественная монополия) устанавливает более низкие тарифы в вечерне время или в выходные дни, рассчитывая, что этим воспользуются малообеспеченные граждане (студенты, пенсионеры и т. д.), которые в противном случае вообще могли бы не звонить (и компания бы недополучила прибыль). - Последствия монополии: -Монополия производит продукции меньше конкурентного оптимума, а продает ее по более высокой цене, следовательно, страдает потребитель. - Усиливается неравенство доходов - Возможно снижение качества выпускаемой продукции - Возможно снижение эффективности производства (поскольку при отсутствии конкурентов нет необходимости заботиться о снижении издержек производства и рациональном использовании ресурсов) - Возможен застой в технике - Коррупция Таким образом, с монополизмом необходимо бороться. Монополия и НТП. Моровая практика знает примеры и того, что монополия тормозит НТП (т.к. при отсутствии конкурентов нет стимула внедрять новую технику и таким образом снижать затраты на производство, увеличивать тем самым прибыль, выигрывать у соперников), и того, что монополия ускоряет НТП (поскольку у монополий больше финансовых средств, которые можно вложить в покупку дорогостоящей новой техники, разработку новой продукции и нового оборудования). Таким образом, влияние монополии на НТП неоднозначно.
|