Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация управления и контроля качества окружающей среды






 

Управление природопользованием и охраной окружающей среды в республике осуществляется административным регулированием и. эконо­мическими методами.

В настоящее время в республике достаточно хорошо отработан и эф­фективно функционирует административный механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды, который реализуется по следующим направлениям:

1. нормирование качества, как выпускаемой продукции, так и окру­жающей среды и степени воздействия на нее;

2. технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяй­ственной деятельности;

3. учет и контроль за природопользованием;

4. лицензирование различных видов природопользования;

5. выдача разрешений и установление лимитов на использование природных ресурсов, выбросы, сбросы, захоронение отходов;

6. ограничение на производство и потребление и т. д.

Как примеры административного механизма управления качеством окружающей среды можно привести стандарты качества атмосферного воздуха воды поверхностных водоемов, почвы (ПДК, ПДУ, и др.). Стандарты качества выпускаемой продукции обязательно учитывают эко­логическую безопасность ее (отсутствие или непревышение допустимых норм токсичных, радиоактивных веществ). В настоящее время разработана система экологической сертификации продукции, территорий, систем управления окружающей средой и специалистов в этой области деятельности.

Цели системы экологической сертификации:

- защита потребителей от приобретения продукции, в том числе ра­бот и услуг, представляющих опасность для окружающей среды;

- предотвращение загрязнения окружающей среды при производст­ве, использовании и ликвидации всех видов продукции;

- обеспечение экологической безопасности оборудования, техноло­гических процессов, производств, сырья, материалов, продукции и отходов;

- внедрение экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств;

- предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, технологий, оборудования и отходов;

- содействие экспорту и повышение конкурентоспособности отече­ственной продукции;

- выполнение международных обязательств РФ в области охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим законодательством РФ. Организации, прошедшие сертификацию своей продукции, получают экологические сертификаты соответствия и Знак экологически чистой продукции.

Нормирование воздействия на окружающую среду осуществляется че­рез такие документы, как проекты норм ПДВ (ВСВ), ПДС, санитарно-защитных зон предприятий и пр. Технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование заключается в разработке и внедрении соответствующих технологических норм проектирования, руководящих документов, в которых регламентируется производственная деятельность и ее возможное негативное влияние на биосферу; строительных норм и правил (СНиП); санитарных норм про­ектирования промышленных предприятий (СН 245-71); санитарных норм и правил (СанПиН) и т. д.

Hа некоторые виды хозяйственной деятельности специально уполно­моченные государственные органы выдают лицензии, лимиты, разреше­ния, квоты, сертификаты (вылов рыбы, заготовка древесины, добыча не­рудных и рудных сырьевых материалов и т. п.) на использование природ­ных ресурсов, а также выбросы, сбросы, захоронение отходов. В случае необходимости прибегают к прямому запрету или ограничению на ис­пользование каких-либо веществ (ДДТ, фреоны) или захоронение токсич­ных отходов и т. д.

Важными инструментами управления природопользованием являются мониторинг окружающей среды, четкая система учета и контроля исполь­зования природных ресурсов, проведение государственной и обществен­ной экспертизы хозяйственной деятельности, оценка воздействия круп­ных хозяйственных объектов на окружающую среду.

Несоблюдение природоохранного законодательства означает нарушение или невыполнение тех запретов, которые устанавливаются для охраны природы. Виды на­рушений законодательства указываются в законах об охране природы, ос­новах законодательства о земле, недрах, водах, здравоохранении, в лес­ном законодательстве и в других подзаконных актах.

Природоохранные нормы обязательны для всех физических и юриди­ческих лиц, проживающих и зарегистрированных на территории республики.

Видами ответственности за нарушение законодательства об охране природы являются уголовная, административная, имущественная и дис­циплинарная ответственность. За совершенное правонарушение, связан­ное с несоблюдением природоохранного законодательства, могут приме­няться различные санкции: лишение свободы, штраф, возмещение причинен­ного вреда, прекращение права пользования природными ресурсами и др.

Предприятия, организации, отдельные физические лица несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный окружающей сре­де и здоровью человека. К должностным лицам и гражданам - нарушите­лям природоохранного законодательства применяются меры уголовного, административного или имущественного характера либо меры общественного воздействия.

Уголовная ответственность наступает, когда совершено обществен­но опасное, противоправное, уголовно наказуемое преступление, нару­шающее установленный государственный порядок охраны природы и природной среды и приведшее к значительному ущербу, связанному с ги­белью людей или особо крупными материальными потерями. К лицам, совершившим такие преступления, могут применяться следующие санк­ции: лишение свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности, штраф, конфискация имущества и другие виды наказаний предусмотренных законодательством.

Если совершенное преступление по отношению к природе не является уголовно наказуемым, законом предусматривается административная ответственность лиц (организаций), совершивших это преступление или нарушение (посягательство на государственную собствен­ность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества). Все эти виды административной ответственности предусматривают предупреждение или наложение штрафа на граждан, должностных лиц в размере нескольких минимальных заработных плат.

Административными правонарушениями в области охраны окружаю­щей среды считаются также: нарушение правил использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; порча земель (загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными или иными отходами и сточными вода­ми); нарушение правил захоронения радиоактивных отходов; несвое­временный возврат временно занимаемых земель либо невыполнение обя­зательств по их восстановлению; искажение сведений государственной регистрации, уче­та и оценки земель; нарушение требований по охране недр; нарушение правил охраны водных ресурсов; нарушение правил водопользования; не­законное использование земель государственного лесного фонда; неза­конная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур и молодняка; самовольное сенокошение и пастьба скота; самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов и ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам; сбор растений, занесенных в Красную книгу; нарушение пожар­ной безопасности в лесах; выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воз­действие на атмосферный воздух; ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха; нару­шение правил охраны среды обитания животных; нару­шение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; нарушение правил охраны природных объектов, а также нарушение режима государственных заказ­ников и заповедников.

Наряду с уголовной и административной ответственностью за нару­шение природоохранного законодательства обязательно применяется ма­териальная гражданско-правовая или имущественная ответственность, т. е. возмещение нарушителем ущерба, причиненного его неправомерны­ми действиями. Как предусмотрено законом, предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возмещать убытки в установленных размере и поряд­ке. При этом привлечение виновных лиц к уголовной или административ­ной ответственности не освобождает их от обязанности возместить мате­риальный ущерб, т. е. от имущественной ответственности. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан ухудшением состояния природной среды, вызванным деятельностью юридических лиц и граж­дан, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда произво­дится на основании решения суда по иску потерпевшей стороны, членов его семьи, прокурора, специально уполномоченных органов или общест­венных организаций. Возмещение вреда, причиненного в результате крупных аварий, а также стихийных бедствий, производится в порядке, определяемом законодательством РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих долж­ностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного зако­нодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан, предусматривается также дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания (выговор и др.) налагают­ся лицами, которым нарушитель подчинен по приказу, в порядке, опреде­ленном трудовым законодательством. Наложение дисциплинарного взы­скания не освобождает нарушителя от возмещения материального ущер­ба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения. Возме­щение материального ущерба осуществляется в судебном порядке.

Важнейшую роль в пресечении правонарушений в области охраны окружающей среды играют службы контроля и общественные организации, а также процессу воспитания граждан в духе бережливого отношения к богатствам природы как всенародному достоянию; развитию сети непрерывного экологического образования населе­ния всех возрастов; пропаганде и информации в области охраны окру­жающей среды.

2. Основным принципом экономического механизма управления приро­допользованием является принцип «загрязнитель платит», выделенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г.

Экономический механизм управления природопользованием и охраной окружающей сре­ды включает:

- пла­ту за природные ресурсы, которые природопользователи использовали для хозяйственной деятельности;

- плату экологических налогов за воздействие на окружаю­щую среду;

- возмещение ущерба, нанесенного нерациональным природопользованием.

Кроме того, для стимулирования природоохранной деятельности могут производиться:

- льготное кредитование природоохран­ных мероприятий;

- эколо­гическое страхование;

- создаваться экологические программы и фонды, а также применяться другие рыночные механизмы управления природопользованием.

Среди платежей за природные ресурсы выделяют плату: за право пользования природными ресурсами; за воспроизводство и охрану при­родных ресурсов.

Плата за право пользования природными ресурсами предназначена для собственника этих ресурсов, будь то государство или частный владелец. Оплата производится по нормативам, устанавливаемым Минист­ерством природных ресурсов РФ и территориальными органами управления (плата за землю, воду, заготовку древесины, дикорастущих ягод, лекарственных трав, вылов рыбы, добычу рудных и нерудных ископае­мых и т. д.).

Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов служат компенсацией за использованные в процессе производства природные ре­сурсы.

Эффективным инструментом экономического управления природо­пользованием являются экологические («зеленые») налоги, которые при­званы решать следующие задачи:

- сделать стоимость продукции более соответствующей стоимости затраченных природных ресурсов и ущербу, наносимому при этом окружающей среде;

- способствовать компенсации экологического ущерба, причиненно­го субъектом хозяйствования в процессе хозяйственной деятельно­сти государству и обществу, т. е. в данном случае напрямую реали­зуется принцип «загрязнитель платит».

Экологические налоги вносятся предприятиями и организациями всех форм собственности за выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы сточных вод в естественные водоемы, размещение отходов производства как в установленных местах, так и на собственной территории.

Субъектам хозяйственной деятельности могут предоставляться нало­говые льготы в том случае, если они производят природоохранное обору­дование, материалы, оказывают услуги в области решения экологических проблем предприятий. При налогообложении предприятий, произво­дящих экологически опасную продукцию, озоноразрушающие вещества, пестициды, энергоемкую технику и т. п., могут применяться повышенные ставки экологических налогов. Наиболее реально в ближайшее время широкое введение многими стра­нами «углеродного» налога - налога на выбросы диоксида углерода в процессе сжигания ископаемого топлива. В бюджетах ряда стран мира доля природно-ресурсных и экологических налогов постоянно возрастает и, по многим оценкам, в XXI веке достигнет 30 - 50 % доходной части го­сударственного бюджета. Это позволит более адекватно учесть воздейст­вие хозяйственной деятельности на окружающую среду, деградацию при­роды и создаст стимул для снижения природоемкости экономики.

Существенное значение в системе экономического регулирования природопользованием имеют штрафные санкции и иски за возмещение ущерба окружающей среде. Сюда относятся платы за несанкционирован­ное складирование отходов, загрязнение токсичными и радиоактивными элементами, порубку лесов, залповые выбросы и сбросы, превышение разрешенных лимитов выбросов и др.

При переходе к рыночной экономике появляются другие формы экономического регулирования природопользования. К ним относятся:

- продажа прав на загрязнение;

- система залог - возврат;

- экологическое страхование;

- рынки (биржи) природных ресурсов, прав на загрязнение, лимитов выбросов и сбросов и др.

Продажа прав на загрязнение заключается в приобретении дополни­тельных лимитов выбросов загрязняющих веществ на определенной территории. Т. е. при строительстве нового объекта или введении дополни­тельного технологического процесса, связанного с увеличением выбросов вредных веществ, владелец предприятия вынужден покупать право на вы­бросы вредных веществ у других держателей прав, расположенных на данной административной территории. Этот рынок в настоящее время ак­тивно формируется в США, а система регулирования загрязнения окружающей среды получила красноречивое название «мыльного пузыря». Создание механизма продажи прав на загрязнение возможно и на глобальном уровне. Например, введение «углеродного» налога создаст массу проблем для промышленно развитых стран, которые уже исчерпали деше­вые способы снижения выбросов. В этом отношении показательно пред­ложение немецких парламентариев о возможности России взять на себя часть обязательств Германии по связыванию диоксида углерода. Это мо­жет быть достигнуто путем посадки лесов на территории России за счет немецкой стороны. Стоимость всей программы, по предварительным под­счетам, составляет 100 млрд. марок. В данном случае лесоразведение в России обойдется Германии в 10 раз дешевле по сравнению с попыткой решить проблему снижения выбросов СО2 на немецкой территории. Этот экзотический пока проект имеет твердую экономическую основу и реаль­ную оценку экономической эффективности. По расчетам, для поглощения 1 млрд. т «немецкого» диоксида углерода необходимо посадить леса на площади 1 млн. км2, что составляет 6 % площади России.

Самым старым и проверенным экономическим..инструментом в области охраны окружающей среды является залоговая система «залог - возврат», т. е., покупая товар, мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая возвращается к нам обратно путем сдачи пустых бутылок, пластиковых контейнеров, макулатуры, электрических батареек, аккумуляторов и т. д. Несмотря на простоту, этот механизм позволяет уменьшать поступление отходов потребления в окружающую среду, сберегать значительные сред­ства и ресурсы за счет утилизации.

Огромный экологический ущерб наносится природе при различных технологических авариях и катастрофах. Возможным экономическим ме­ханизмом предотвращения и смягчения последствий аварий является эко­логическое страхование — страхование ответственности предприятий – источников повышенного риска за причиненный ущерб окружающей сре­де в связи с возможной аварией.

Создание рынка (биржи) природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицита и возможности получения значительных средств от их продажи за максимально возможную цену. Такие структуры совместно с обеспечивающими их банками могут быть организованы и при продаже прав на загрязнение, лимитов выбросов и сбросов и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал