Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация управления и контроля качества окружающей среды⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Управление природопользованием и охраной окружающей среды в республике осуществляется административным регулированием и. экономическими методами. В настоящее время в республике достаточно хорошо отработан и эффективно функционирует административный механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды, который реализуется по следующим направлениям: 1. нормирование качества, как выпускаемой продукции, так и окружающей среды и степени воздействия на нее; 2. технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности; 3. учет и контроль за природопользованием; 4. лицензирование различных видов природопользования; 5. выдача разрешений и установление лимитов на использование природных ресурсов, выбросы, сбросы, захоронение отходов; 6. ограничение на производство и потребление и т. д. Как примеры административного механизма управления качеством окружающей среды можно привести стандарты качества атмосферного воздуха воды поверхностных водоемов, почвы (ПДК, ПДУ, и др.). Стандарты качества выпускаемой продукции обязательно учитывают экологическую безопасность ее (отсутствие или непревышение допустимых норм токсичных, радиоактивных веществ). В настоящее время разработана система экологической сертификации продукции, территорий, систем управления окружающей средой и специалистов в этой области деятельности. Цели системы экологической сертификации: - защита потребителей от приобретения продукции, в том числе работ и услуг, представляющих опасность для окружающей среды; - предотвращение загрязнения окружающей среды при производстве, использовании и ликвидации всех видов продукции; - обеспечение экологической безопасности оборудования, технологических процессов, производств, сырья, материалов, продукции и отходов; - внедрение экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств; - предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, технологий, оборудования и отходов; - содействие экспорту и повышение конкурентоспособности отечественной продукции; - выполнение международных обязательств РФ в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим законодательством РФ. Организации, прошедшие сертификацию своей продукции, получают экологические сертификаты соответствия и Знак экологически чистой продукции. Нормирование воздействия на окружающую среду осуществляется через такие документы, как проекты норм ПДВ (ВСВ), ПДС, санитарно-защитных зон предприятий и пр. Технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование заключается в разработке и внедрении соответствующих технологических норм проектирования, руководящих документов, в которых регламентируется производственная деятельность и ее возможное негативное влияние на биосферу; строительных норм и правил (СНиП); санитарных норм проектирования промышленных предприятий (СН 245-71); санитарных норм и правил (СанПиН) и т. д. Hа некоторые виды хозяйственной деятельности специально уполномоченные государственные органы выдают лицензии, лимиты, разрешения, квоты, сертификаты (вылов рыбы, заготовка древесины, добыча нерудных и рудных сырьевых материалов и т. п.) на использование природных ресурсов, а также выбросы, сбросы, захоронение отходов. В случае необходимости прибегают к прямому запрету или ограничению на использование каких-либо веществ (ДДТ, фреоны) или захоронение токсичных отходов и т. д. Важными инструментами управления природопользованием являются мониторинг окружающей среды, четкая система учета и контроля использования природных ресурсов, проведение государственной и общественной экспертизы хозяйственной деятельности, оценка воздействия крупных хозяйственных объектов на окружающую среду. Несоблюдение природоохранного законодательства означает нарушение или невыполнение тех запретов, которые устанавливаются для охраны природы. Виды нарушений законодательства указываются в законах об охране природы, основах законодательства о земле, недрах, водах, здравоохранении, в лесном законодательстве и в других подзаконных актах. Природоохранные нормы обязательны для всех физических и юридических лиц, проживающих и зарегистрированных на территории республики. Видами ответственности за нарушение законодательства об охране природы являются уголовная, административная, имущественная и дисциплинарная ответственность. За совершенное правонарушение, связанное с несоблюдением природоохранного законодательства, могут применяться различные санкции: лишение свободы, штраф, возмещение причиненного вреда, прекращение права пользования природными ресурсами и др. Предприятия, организации, отдельные физические лица несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный окружающей среде и здоровью человека. К должностным лицам и гражданам - нарушителям природоохранного законодательства применяются меры уголовного, административного или имущественного характера либо меры общественного воздействия. Уголовная ответственность наступает, когда совершено общественно опасное, противоправное, уголовно наказуемое преступление, нарушающее установленный государственный порядок охраны природы и природной среды и приведшее к значительному ущербу, связанному с гибелью людей или особо крупными материальными потерями. К лицам, совершившим такие преступления, могут применяться следующие санкции: лишение свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности, штраф, конфискация имущества и другие виды наказаний предусмотренных законодательством. Если совершенное преступление по отношению к природе не является уголовно наказуемым, законом предусматривается административная ответственность лиц (организаций), совершивших это преступление или нарушение (посягательство на государственную собственность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества). Все эти виды административной ответственности предусматривают предупреждение или наложение штрафа на граждан, должностных лиц в размере нескольких минимальных заработных плат. Административными правонарушениями в области охраны окружающей среды считаются также: нарушение правил использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; порча земель (загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными или иными отходами и сточными водами); нарушение правил захоронения радиоактивных отходов; несвоевременный возврат временно занимаемых земель либо невыполнение обязательств по их восстановлению; искажение сведений государственной регистрации, учета и оценки земель; нарушение требований по охране недр; нарушение правил охраны водных ресурсов; нарушение правил водопользования; незаконное использование земель государственного лесного фонда; незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур и молодняка; самовольное сенокошение и пастьба скота; самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов и ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам; сбор растений, занесенных в Красную книгу; нарушение пожарной безопасности в лесах; выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух; ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха; нарушение правил охраны среды обитания животных; нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; нарушение правил охраны природных объектов, а также нарушение режима государственных заказников и заповедников. Наряду с уголовной и административной ответственностью за нарушение природоохранного законодательства обязательно применяется материальная гражданско-правовая или имущественная ответственность, т. е. возмещение нарушителем ущерба, причиненного его неправомерными действиями. Как предусмотрено законом, предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возмещать убытки в установленных размере и порядке. При этом привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности не освобождает их от обязанности возместить материальный ущерб, т. е. от имущественной ответственности. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан ухудшением состояния природной среды, вызванным деятельностью юридических лиц и граждан, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда производится на основании решения суда по иску потерпевшей стороны, членов его семьи, прокурора, специально уполномоченных органов или общественных организаций. Возмещение вреда, причиненного в результате крупных аварий, а также стихийных бедствий, производится в порядке, определяемом законодательством РФ. За неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан, предусматривается также дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания (выговор и др.) налагаются лицами, которым нарушитель подчинен по приказу, в порядке, определенном трудовым законодательством. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения материального ущерба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения. Возмещение материального ущерба осуществляется в судебном порядке. Важнейшую роль в пресечении правонарушений в области охраны окружающей среды играют службы контроля и общественные организации, а также процессу воспитания граждан в духе бережливого отношения к богатствам природы как всенародному достоянию; развитию сети непрерывного экологического образования населения всех возрастов; пропаганде и информации в области охраны окружающей среды. 2. Основным принципом экономического механизма управления природопользованием является принцип «загрязнитель платит», выделенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. Экономический механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает: - плату за природные ресурсы, которые природопользователи использовали для хозяйственной деятельности; - плату экологических налогов за воздействие на окружающую среду; - возмещение ущерба, нанесенного нерациональным природопользованием. Кроме того, для стимулирования природоохранной деятельности могут производиться: - льготное кредитование природоохранных мероприятий; - экологическое страхование; - создаваться экологические программы и фонды, а также применяться другие рыночные механизмы управления природопользованием. Среди платежей за природные ресурсы выделяют плату: за право пользования природными ресурсами; за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за право пользования природными ресурсами предназначена для собственника этих ресурсов, будь то государство или частный владелец. Оплата производится по нормативам, устанавливаемым Министерством природных ресурсов РФ и территориальными органами управления (плата за землю, воду, заготовку древесины, дикорастущих ягод, лекарственных трав, вылов рыбы, добычу рудных и нерудных ископаемых и т. д.). Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов служат компенсацией за использованные в процессе производства природные ресурсы. Эффективным инструментом экономического управления природопользованием являются экологические («зеленые») налоги, которые призваны решать следующие задачи: - сделать стоимость продукции более соответствующей стоимости затраченных природных ресурсов и ущербу, наносимому при этом окружающей среде; - способствовать компенсации экологического ущерба, причиненного субъектом хозяйствования в процессе хозяйственной деятельности государству и обществу, т. е. в данном случае напрямую реализуется принцип «загрязнитель платит». Экологические налоги вносятся предприятиями и организациями всех форм собственности за выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы сточных вод в естественные водоемы, размещение отходов производства как в установленных местах, так и на собственной территории. Субъектам хозяйственной деятельности могут предоставляться налоговые льготы в том случае, если они производят природоохранное оборудование, материалы, оказывают услуги в области решения экологических проблем предприятий. При налогообложении предприятий, производящих экологически опасную продукцию, озоноразрушающие вещества, пестициды, энергоемкую технику и т. п., могут применяться повышенные ставки экологических налогов. Наиболее реально в ближайшее время широкое введение многими странами «углеродного» налога - налога на выбросы диоксида углерода в процессе сжигания ископаемого топлива. В бюджетах ряда стран мира доля природно-ресурсных и экологических налогов постоянно возрастает и, по многим оценкам, в XXI веке достигнет 30 - 50 % доходной части государственного бюджета. Это позволит более адекватно учесть воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, деградацию природы и создаст стимул для снижения природоемкости экономики. Существенное значение в системе экономического регулирования природопользованием имеют штрафные санкции и иски за возмещение ущерба окружающей среде. Сюда относятся платы за несанкционированное складирование отходов, загрязнение токсичными и радиоактивными элементами, порубку лесов, залповые выбросы и сбросы, превышение разрешенных лимитов выбросов и др. При переходе к рыночной экономике появляются другие формы экономического регулирования природопользования. К ним относятся: - продажа прав на загрязнение; - система залог - возврат; - экологическое страхование; - рынки (биржи) природных ресурсов, прав на загрязнение, лимитов выбросов и сбросов и др. Продажа прав на загрязнение заключается в приобретении дополнительных лимитов выбросов загрязняющих веществ на определенной территории. Т. е. при строительстве нового объекта или введении дополнительного технологического процесса, связанного с увеличением выбросов вредных веществ, владелец предприятия вынужден покупать право на выбросы вредных веществ у других держателей прав, расположенных на данной административной территории. Этот рынок в настоящее время активно формируется в США, а система регулирования загрязнения окружающей среды получила красноречивое название «мыльного пузыря». Создание механизма продажи прав на загрязнение возможно и на глобальном уровне. Например, введение «углеродного» налога создаст массу проблем для промышленно развитых стран, которые уже исчерпали дешевые способы снижения выбросов. В этом отношении показательно предложение немецких парламентариев о возможности России взять на себя часть обязательств Германии по связыванию диоксида углерода. Это может быть достигнуто путем посадки лесов на территории России за счет немецкой стороны. Стоимость всей программы, по предварительным подсчетам, составляет 100 млрд. марок. В данном случае лесоразведение в России обойдется Германии в 10 раз дешевле по сравнению с попыткой решить проблему снижения выбросов СО2 на немецкой территории. Этот экзотический пока проект имеет твердую экономическую основу и реальную оценку экономической эффективности. По расчетам, для поглощения 1 млрд. т «немецкого» диоксида углерода необходимо посадить леса на площади 1 млн. км2, что составляет 6 % площади России. Самым старым и проверенным экономическим..инструментом в области охраны окружающей среды является залоговая система «залог - возврат», т. е., покупая товар, мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая возвращается к нам обратно путем сдачи пустых бутылок, пластиковых контейнеров, макулатуры, электрических батареек, аккумуляторов и т. д. Несмотря на простоту, этот механизм позволяет уменьшать поступление отходов потребления в окружающую среду, сберегать значительные средства и ресурсы за счет утилизации. Огромный экологический ущерб наносится природе при различных технологических авариях и катастрофах. Возможным экономическим механизмом предотвращения и смягчения последствий аварий является экологическое страхование — страхование ответственности предприятий – источников повышенного риска за причиненный ущерб окружающей среде в связи с возможной аварией. Создание рынка (биржи) природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицита и возможности получения значительных средств от их продажи за максимально возможную цену. Такие структуры совместно с обеспечивающими их банками могут быть организованы и при продаже прав на загрязнение, лимитов выбросов и сбросов и др.
|