Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этика слушания
Правила для слушающего обобщил Ю. П. Богачев в книге по культуре речи. 1. Слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в действиях. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела, чтобы выслушать его. Вступивший в контакт должен чувствовать, можно ли сделать собеседником занятого человека. В служебной обстановке неэтично отрывать от дела работника; в транспорте лучше обратиться с вопросом не к тому, кто занят чтением, а к стоящему просто так. Правило: отдайте предпочтение слушанию перед другими видами деятельности. 2. Слушая, уважительно и терпеливо относитесь к говорящему. Старайтесь выслушать внимательно и до конца. Даже если приходится слушать, с вашей точки зрения, не вовремя и говорящий, как вам кажется, несет чепуху. Если же в данный момент выслушать совершенно невозможно, тактично перенесите беседу на другое время, аргументировано сославшись на свою занятость. Не выслушать младшего – в семье, на службе – значит нарушить важнейшее правило этики общения. Не выслушать старшего – проявить элементарную грубость. 3. Выслушивая собеседника, не перебивайте его, не сбивайте с мысли, не вставляйте каких-нибудь замечаний, не переводите слушание в собственное говорение. 4. Слушая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Вербально и невербально подчеркивайте заинтересованность в общении с ним. 5. Следует вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос. Необходимо умело сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего. 6. Не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, обращенную к другому. Но если тот, к кому направлены слова, не реагирует, что, конечно, вне правил ведения речи, то другой слушающий может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в общей беседе. Контрольные вопросы 1. Проанализируйте понятие этики 2. Каковы принципы делового этикета? 3. Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. 4. Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику. 5. На какие группы делятся формулы речевого этикета? 6. Какова история обращения людей друг к другу в России? 7. Каковы правила этики письменной речи? 8. В чем состоит соблюдение речевого этикета в устной речи? 9. Каковы правила слушания в речевом этикете? 10. Дайте определение понятиям «нация», «национальный язык». 11. Расскажите об истоках русского национального языка. 12. В чем заключается связь языка и общества? 13. Дайте характеристику литературного языка как разновидности национального языка 14. Чем характеризуются территориальные диалекты как разновидность национального языка 15. Особенности просторечья и жаргонов как разновидностей национального языка 16. Какое место занимают славянские языки в совокупности языков мира? Какова роль русского языка в этой совокупности? 17. Охарактеризуйте исконно русскую лексику 18. Источники заимствованной лексики в русском языке 19. Что вы знаете о роли М.В. Ломоносова в развитии русского национального языка? 20. Как развивался русский язык в эпоху Петра Великого? 21. В чём суть разногласий славянофилов (А.С. Шишков) и западников (Н.М. Карамзин) во взглядах на развитие русского языка? 22. Почему мы считаем А.С. Пушкина создателем современного русского литературного языка? 23. Какие перемены произошли в русском литературном языке после Октябрьской революции 1917 года? 24. Каковы особенности развития русского языка в советскую эпоху? 25. Назовите разновидности русского национального языка и дайте краткую характеристику их особенностям. 26. Почему литературный язык считается универсальным средством общения? Расскажите об особенностях, делающих его таковым. 27. Какие особенности устной и письменной форм языка вам известны? 28. Что такое логическая (предметная, понятийная) точность? 29. Охарактеризуйте уровни логичности в тексте. 30. Какие элементы являются чуждыми литературному языку? 31. Что такое канцеляризмы? 32. Расскажите об уместности как качестве грамотной речи. 33. Какие элементы языка усиливают (ослабляют) его выразительность? 34. Расскажите о богатстве как качестве грамотной речи. Каковы пути обогащения речи? 35. Какие типы словарей вам известны? Расскажите
|