Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История государства и права стран Древнего востока.
1. Организация общественной власти и управления в догосударственном обществе История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй охватывает по времени более 2 млн. лет. В этот период происходит складывание человека как биосоциального существа, переход от присваивающего к производящему типу хозяйства.
Первоначально люди вели бродячий образ жизни, объединяясь в небольшие изолированные группы под руководством вожаков. Эту простейшую форму общественной организации и регуляции часто называют первобытное стадо или праобщина. Но именно в ее среде начинают формироваться первые поведенческие стереотипы, правила, запреты, прежде всего в брачно-половых отношениях. Введение экзогамии, т.е. запрета на браки между кровными родственниками, и переход к производящему хозяйству (т.н. неолитическая революция) предопределили возникновение устойчивых семейно-клановых групп - родовых общин.
В основе родовых общин лежали родственные отношения: Они объединяли несколько поколений, происходящих от общих предков. На базе культов, обрядов, традиций в родовых общинах складывались несложные правила поведения - обычаи, соблюдение которых было для всех обязательно. Эти нормы были проникнуты духом коллективизма, предусматривали взаимную поддержку членов общин, регулировали хозяйственную деятельность и брачные отношения, устанавливали различные запреты (табу) и жесткие рамки поведения для членов общины. Строго регламентировался порядок распределения добытого общиной продукта. В случае нежелания подчиняться этим нормам нарушитель подвергался избиению, изгнанию и даже казни.
Реальную основу рода составляло общее право на его имущество, совместное управление, распределение и исполнение обрядов.
По мере усложнения социальной и хозяйственной структуры власть вождя семейно-клановой группы становится в большей степени властью положения, все более связывается с ее статусом, а не с личностью.
Важнейшим последствием неолитической революции было развитие межродовых связей и переход от родовой к соседской общине, возникновение более крупных социальных образований - племен и фратрий. Складываются органы управления - племенной совет, куда входили старейшины родов и общин, а также вожди племен.
разделение? труда, рост его производительности, появление прибавочного продукта привело к возникновению условий имущественного неравенства между отдельными общинами и внутри них. Формирующаяся управленческая верхушка стремилась закрепить власть за своими семьями и расширить объем привилегий.
Организаторская деятельность приобретала политический характер, институты общинной администрации постепенно становились замкнутыми и отрывались от породившего их общества. Зарождающееся государство, используя внешнее принуждение для поддержки определенных норм и правил, формирует новый инструмент общественного управления - право.
2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Государство Древнего Египта образовалось в Северо-Восточной части Африки, в нижнем течении реки Нил. Развитое сельское хозяйство Древнего Египта, связанное с поливным земледелием, ранним строительством, ирригационных сооружений, использование труда рабов-военнопленных способствовали социальному расслоению общества, выделению управленческой верхушки. Объединение сельских общин для совместного ведения ирригационных работ привело к формированию первых государств - номов. Постепенно выделяется сильнейший ном, цари которого сначала объединили Верхний (Южный) Египет, а к концу IV тысячелетия до н.э. захватили весь Египет. 2.1. Источники знаний о государстве и праве Древнего Египта
До нашего времени дошло незначительное количество письменных источников о государственном устройстве и праве Древнего Египта, поскольку папирус, на котором писали египтяне, очень недолговечный материал. Наиболее значительными из сохранившихся памятников являются: " Речение Ипувера", " Поучение Птахотепа", " Пророчество Неферти", " Книга мертвых". Дополнительную информацию содержат сочинения греческих авторов, прежде всего Геродота, надписи на стенах дворцов и храмов, памятники археологии.
3.2. Периодизация истории возникновения и становления Древнего Египта
История Древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
Раннее царство. Египетское государство этого периода еще мало отличается от племенного союза. Хотя государство и считало себя верховным собственником земли, взимая часть дохода свободного населения в виде налогов, фактически владели землей общины. Свободные крестьяне-общинники составляли основную часть населения. В этот же период происходит складывание обширного царского хозяйства и крупных хозяйств храмов и родовой аристократий. Многочисленные войны, которые велись в этот период, служили источником приобретения пленников-рабов, основной рабочей силы этих хозяйств.
В период Раннего царства цари Верхнего Египта покорили Нижний Египет, было образовано единое государство. В этот период происходит складывание государственного аппарата.
Во главе государства стоял царь - фараон. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением личности фараона. Рабовладельческая знать составляла двор фараона, занимала важные должности в самом царском хозяйстве.
Одной из основных задач государства этого периода была организация орошения земель. Верховое руководство этими работами находилось в руках государства и его чиновников.
В административном плане Египет делился на области (номы), управление которыми осуществляли номархи. Постоянное войско еще только формируется.
Древнее царство. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в этот период продолжает оставаться сельская община. Земледельцы-общинники составляли основную массу населения, привлекались к принудительному труду на строительство каналов, дамб, дорог, крепостей и т.п. Периодически проводились переписи " людей, скота и золота", на основе которых устанавливались налоги и повинности. Внутри общины усиливается социальное расслоение/Значительная часть обедневших общинников составляет категорию " слуг царя", т.е. зависимых, полусвободных работников, которые трудились под надзором царских надсмотрщиков. " Слуги царя" могли иметь незначительное личное имущество и получали пропитание из царских складов.
Широко использовался труд рабов, хотя они ещё не являлись преобладающей рабочей силой. Существовал рынок рабов, людей продавали и покупали. Основными источниками пополнения количества рабов были плен, самопродажа за долги, превращение в рабов преступников.
Верхушку общества составляли жречество и номовая родовая аристократия, обладавшие крупными земельными владениями и занимавшие ключевые посты в управлении.
Государственная власть формируется в виде " восточной деспотии". Для нее характерны централизация управления, использование аристократического чиновничества, обожествление фараона и его деяний. Фараон был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников, командовал армией. Считалось, что от фараона-бога зависит урожай, справедливость в государстве и его безопасность;
Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд государства. Он мог жаловать землю с государственными рабами своим подданным, даровать титулы.
'Непосредственное управление в Древнем Египте возглавлялось первым сановником джати. Он осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, системой водоснабжения, контролировал набор войска, строительство крепостей, флота, ему подчинялось судебное ведомство - " шесть великих Домов". О наиболее важных делах джати ежедневно докладывал фараону и следил за выполнением полученных от фараона указаний. Обычно должность " джати" исполнял кто-либо из близких родственников фараона. Существовали и специализированные ведомства, главы которых находились под контролем джати. Наиболее важное значение среди них имели военное ведомство, ведомство общественных работ, финансовое ведомство. -.-.
Среднее царство. В этот период происходит значительное усиление номовой родовой аристократии. Общеегипетская власть фараонов приходит в упадок, страна распадается на полунезависимые области. Раздробленность Древнего Египта способствовала завоеванию его в XVIII в. до н.э. гиксосами.
В период Среднего царства происходят и важные изменения в социально-экономической жизни страны.
Неэффективность подневольного труда земледельцев способствует.развитию в царско-храмовых хозяйствах надельно-арендных отношений. Земля стала передаваться в аренду " слугам царя", которые обрабатывали ее в относительно обособленном хозяйстве, выплачивая в пользу храма, номарха, казны или вельможи часть урожая. Это ускорило развитие частного землевладения, товарно-денежных отношений, рынка, привело к определенным изменениям в социальной структуре. Из общей массы " слуг царя" выделяются " неджес" (" маленькие"), а среди них - " сильные• неджес"; -, Неджес вместе с ремесленниками, будучи не столь прочно связанными с царско-храмовым хозяйством, продавая часть продукции на рынке, приобретают более высокий статус. Начиная со Среднего царства все большую роль в государстве наряду с номовой аристократией начинает играть нетитулованное чиновничество. Дети " сильных неджес" могли пройти обучение.в специальных школах под руководством царских писцов и по окончании получить ту или иную должность. В это время место в должностной иерархии, близость к фараону и двору полностью определяет и уровень благосостояния.
Наряду с неджес в это время появляется и особая категория " немху", куда входили земледельцы, ремесленники, мелкие чиновники, воины, чей социально-правовой статус мог быть изменен фараоном в зависимости от потребностей государства.
Новое царство. После поражения и изгнания племен гиксосов начинается период Нового царства. В этот лериод в результате многочисленных завоевательных войн Древний Египет превращается в огромную державу. Происходит усиление власти фараонов, укрепляется система централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, а те, в свою очередь, делились на области (номы). Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников. Города и крепости управлялись начальниками, назначенными царем. В системе госуправления возрастает значение армии и военачальников, которые играют важную роль и в системе хозяйственного управления.
Особенностью периода Нового царства является возвышение жречества. Последнее становится независимым от центральной власти и превращается в замкнутую наследственную касту.
К XI в. до н.э. Новое царство приходит в упадок. Единая государственная власть становится номинальной, усиливается противоборство между Севером и Югом.
Позднее царство. В этот период резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов, получили распространение сделки по самопродаже в рабство, усилилось обнищание свободного населения.
Структура государственной власти остается прежней. Но в армии возрастает роль иностранных наемников. Само государство остается слабым. Древний Египет неоднократно становится добычей завоевателей: персов, войск Александра Македонского, римлян.
В 30 г. до н.э. Египет превращается в провинцию Древнего Рима.
3.3. Источники права
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активизируется законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас последние не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.
3.3.1. Право собственности
В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.
В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.
3.3.2. Обязательственное право
Существовало несколько видов договоров: договор займа, дого-вор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также действия религиозного характера.
3.3.3. Семейное и наследственное право
Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.
3.3.4. Уголовное право
Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. ".., •'
Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.
3.3.5. Суд и судебный процесс
Суд на всех этапах истории Древнего Египта не был отделен от администрации. Высшей инстанцией, осуществляющей надзор за деятельностью судей, был фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда. Различия между уголовным и гражданским процессом еще не существовало.
Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.
ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН
Народы Двуречья обладали развитой материальной культурой и письменностью (клинописью), которые благодаря археологическим находкам стали известны современным исследователям. Тексты, высеченные на камне, а также сделанные на глиняных табличках, позволяют судить о государственном строе, социальной структуре населения, правоотношениях в обществе. Среди них большое количество документов как частного, так и государственного, политического характера. Выделим лишь наиболее известные из них. Это - сказание о Гильгамеше, изложение " реформ" Урукагины,. правителя Лагаша, законы царя Ур-Намму из города Ура, законы Липит-Иштара, правителя царства Исин, законы царя Билаламы царства Эшнунны, Среднеассирийские законы и один из самых значительных памятников Древнего мира - законы царя Хаммурапи.
2.2. Зарождение государственности на территории Двуречья
Первые государства на территории Двуречья возникли в начале КГ тысячелетия до н.э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шу-меоы. Вистории Шумера видную роль играли города Эриду, Ур, Лагаш. Источники дают сведения о довольно ранних сношениях шумеров с пастушескими семитскими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. А с III тысячелетия до н.э. на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры.
Самым древним из городов, основанных семитами, был Аккад, ставший столицей государства, выступившего в качестве объединителя Двуречья. После падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон Затмил всё остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.
Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVHI в до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой Вавилонской империи. После смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.) царство Вавилонское утрачивает свое могущество. В XV! в. Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение Вавилонского государства приходится на VII век до н.э. Нововавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была завоевана персами.
2.3. Государственный строй Вавилонского государства
Наиболее ранней формой государственной организации в Месопотамии были города-государства, во главе них стоял энси (" возглавляющий род"); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля (" большого человека"). Пережитки родоплеменной организации, присущие данному периоду, выра жались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.
Со временем власть правителей приобретала наследственный характер, а административный аппарат и сам царь стали олицетворять единство обширных территорий. Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, якобы ниспосланной богами царям. Наибольшей концентрации царская власть достигла в Древнем Вавилоне.
Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная И верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник..
Страна была разделена на области, управление которыми осуществляли царские чиновники (шакканиккум); во главе больших городов стояли наместники царя. Они отвечали за сбор налогов, за поддержание порядка и созыв ополчения, контролировали общинную администрацию. Органы общинного самоуправления, хотя их функции были значительно урезаны, осуществляли некоторые административные, финансовые и судебные полномочия.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и прёйители местности. Почти повсеместно они могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Определенное значение сохраняли общинные и храмовые суды, Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он имел право помилования, рассматривая жалобы на злоупотребление судей и отказ в правосудии.
2.4. Социальная структура общества
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.
Рабы (" вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивается треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть раба, половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.
Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина, над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.
Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных, и неполноправных. Полноправные свободные граждане (" авилум" -человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане, в свою очередь, не были однородным сословием.. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммуpanи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. Авилум не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не " рабом", а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.
Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина: В случае пленения воина его можно было выкупить и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина получал его земельный надел.
Полноправным гражданам противопоставлялись " мушкенум" (покорные). Вопрос о " мушкенум" в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.
Членовредительство, нанесенное " мужу", каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный платил лишь штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, -30-кратный штраф. По одной из версий о происхождении " мушкенум", это - жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой -вольноотпущенники.
Наряду.с сословиями законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают " редум", " баирум", " декум", " лубуттум"; функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.
Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.
Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров. В отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок), врачи получали плату.
2.5. Законы Хаммурапи
Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь " установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. На верху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, " чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты, и по своей категоричности они не предусматривают разнообразных явлений жизни.
Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от многих других кодификаций, характеризует почти полное отсутствие сакрально-религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя. Это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалий.
2.6. Право собственности.
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые,, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю,, чему в немалой степени способствовало расширение Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше. Воинский надел, выделенный царем, полностью исключался из торгового оборота, а всякая сделка с таким имуществом считалась недействительной.
Дворцовое имущество, передаваемое за службу жрецу, могло быть продано " за серебро", но на покупателя при этом переходили обязанности службы.
2.7. Обязательства
Для законов Хаммурапи характерна глубокая проработка норм, регулирующих Обязательственные отношения. Основаниями для возникновения обязательств были договор и причинение вреда.
В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля.
Законы Хаммурапи упоминают также различные виды имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.
Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).
Довольно подробно регулировался договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа.
2.8. Семья и брак.
Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Жених вносил задаток (брачный дар), который терял в случае отказа от свадьбы. Если отец невесты не выполнял условий, то он возвращал задаток в двойном размере.
Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна.
Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.
Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
2.9. Уголовное право и судебный процесс
Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными; ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится); к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину. Таким же, образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовре-дительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.
К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов законы называют преступными действиями. Как отличное от кражи преступление законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.
Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).
Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определяются их целью. Такой целью является возмездие. Основным видом наказаний является смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.
Судебный процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания применялись свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично " исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
3.1. Источники знаний о государстве и праве
Главными источниками знаний о ранних периодах Древнеиндийского государства являются литературные памятники религиозного содержания - Веды, а также произведения народного эпоса (" Рамаяна", " Бхагаватгита", " Ригведа" и др.).
Более разнообразные и многочисленные исторические сведения имеются о магадско-маурийском периоде. Среди литературных памятников этого периода важное место занимает древнеиндийский политический трактат " Артхашастра", приписываемый советнику царя Чандрагупты, основателя империи Маурьев, Каутилье. Кроме того, имеется большое количество брахманских компиляций рёлигиозно-ритуального и правового содержания, среди которых наибольшую известность получили " законы Ману".
3.2. Возникновение государства
Первые государства на территории Индии возникли во 11-м тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.
Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя.
Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).
Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, Обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.
Особое место в истории Индии занимает Магадско-Маурийский период (1V-II вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства.
3.3. Государственный строй империи Маурьев
К эпохе. Маурьев уже оформилась концепция " чакравартина" -единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.
Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.
Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел члены обоих советов могли собираться вместе.
Подобную эволюцию, претерпела и сабха - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения. В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.
Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.
Территория государства в эпоху Маурьев Делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Главные провинции обладали немалой автономией.
Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки.
Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.
Судебные органы в Древней Индии делились на царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь с брахманами и опытными советниками или, в его отсутствие, судебная коллегия, состоящая из брахмана и трех судей. Право толкования дхармы, норм права, принадлежало брахману, в крайнем случае это мог сделать кшатрий или вайший. В административных единицах, начиная с 10 деревень, назначались судебные коллегии из трех человек. На низовом уровне существовали общинные кастовые суды.
Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общине объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.
Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников. Часть их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.
Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители сходились на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревень. Вначале глава общины выбирался на собраний общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.
3.4. Система варн
С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий (наследственных социальных групп) -варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия. Таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.
Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы -варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну -вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения - " второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся " дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись " единожды рожденными".
С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим пдрядкрм и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог Брахма - творец всего существующего - сотвбрил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев -из бедер и шудр - из ступней. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни, определяющий морально-нравственные представления, нормы поведения.
3.5. Рабство в Древней Индии
Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.
Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл.
Законы Ману выделяли семь источников рабства: военный плен, рождение в рабстве, раб подаренный, купленный, полученный по наследству, раб в силу наказания и раб за содержание (видимо, самопродажа). •
Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину в 20-25% от стоимости, сдавали в наем, закладывали и т.д. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина.
Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.
В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.
Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость. Наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.
Несмотря на ряд особенностей, рабство в Древней Индии по своим основным признакам былб похоже на рабство в Греции и Риме.
Наиболее характерная общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых, - это отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии так же, как и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба.
3.6. Основные черты права
3. 6.1. Законы Ману
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются законы Ману (они носят имя мифического прародителя людей Ману).
Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. В этих главах подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каж дой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.
3. 6. 2. Собственность и обязательства
В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.
Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.
При этом подчеркивалось, что первые три способа были доступны для всех жителей, четвертый - только для кшатриев, пятый и шестой -только для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов. Хотя, конечно, в жизни это не всегда строго соблюдалось.
В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как по давности владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было, только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, Общинные, частных лиц.
За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.
Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поля своими семенами, то он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог передать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество, наиболее значительным из которого были рабы, скот, инвентарь.
В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров относительно границ между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли.Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но» вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве - 1/10 масла от молока коров» за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.
Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.
Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества/недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговли людьми. При этом торговля рассматривалась как занятие не для высших каст.
Упоминается в законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Недействительным являлось соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается.
Законам Ману известны были и обязательства вследствие причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
3. 6. 3. Брак и семья
Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Брачный возраст устанавливался для девушек - 12 лет, юношей - 16.
Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после его смерти - под властью сыновей, ибо " женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если 6н лишен добродетелей. И хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают " взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько жен, мог развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью. Даже если муж ее продал и оставил, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.
Также всесильной была власть отца над своими детьми.
Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
3. 6. 4. Уголовное право и судебный процесс
Уголовное право, представленное в законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалий, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений законы не дают, что является характерной чертой для всех древних кодификаций.
Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное, похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием, применяемым к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывают казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей полагалась смертная казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.
Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считал и насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения, Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при самозащите, охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось.
Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливают суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.
Законы Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание " лишает неба в другом мире".
Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказаниезависело от принадлежности виновного и потерпевшего к той или иной варне.
Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьём головы) в различных вариантах: посаже-ние на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.
При вынесении наказания учитывался личный статус преступника и потерпевшего (пол, возраст, варна и т.п.). Как правило, принадлежность виновного к более высокой варне смягчало ответственность. Однако при воровстве действовал обратный принцип. Брахман выплачивал самый значительный штраф.
Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.
Законы Ману дают общее представление о судебном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков. Это - неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в торговом или другом объединении, неотдача данного* неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена, купли-продажи (спор хозяина с пастухом; спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад). Всего насчитывалось восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.
Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к вар-не. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. Не допускалось в качестве свидетеля заинтересованное лицо. Не могли быть свидетелями женщины, " вследствие непостоянства женского ума",. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
4. 1. Периодизация истории государства и права
История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с правлением определенной династии: 1) Инь (Шан) XV! -XI вв. до н.э.; 2) Чжоу - XI в. до н.э. - III в. дон.э.;.-_ 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207г, до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.
Образование Древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племенем Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренного населения активизировала процесс складывания государства.
Государственный строй первого Древнекитайского государства с • течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся средоточием высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие -судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.
Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.,
Основную часть населения составляли свободные общинники, В период государства Инь (Шан) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе -" колодезных полей": Все земли делились на две категории: " общественное" поле и " частные" поля. " Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. " Част: ные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.
Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани'• Рабы я козел находились на положении скота: Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.
В XII веке государство Инь (Шан) переживает глубокий кризис. В то же время укрепляет свои силы одно из племён - Чжоу, - находившееся
под контролем государства Шан. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли >
|