Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Команда ветвления
В некоторых случаях, составляя алгоритм необходимо учитывать определенные условия, от которых зависят дальнейшие действия. Рассмотрим выражение . Из математики мы знаем, если , то его модулем является то же самое число, если же , то модулем является число ему противоположное. Чтобы составить алгоритм для такого выражения нужно знать команду ветвления. Общий вид команды ветвления:
На условие всегда дается однозначный ответ, только «да» или «нет». В случае ответа «да» на условие исполняются команды, записанные за словом то. В случае ответа «нет» на условие исполняются слова, записанные за словом иначе. Допускается сокращенная форма команды ветвления, в которой отсутствует слово иначе.
Запишем алгоритм для вычисления модуля действительного числа:
Запишем алгоритм решения квадратного уравнения:
При построении алгоритма для решения квадратного уравнения, мы рассуждали так. Общий вид квадратного уравнения: . Для того, чтобы решить квадратное уравнение, необходимо вычислить дискриминант по формуле: Затем сравнить дискриминант с нулем, если , то уравнение имеет два корня, которые вычисляются по формулам: Если , то из него нельзя извлечь корень, а это значит, что корней уравнение иметь не будет. Блок-схема команды ветвления:
Служебному слову если соответствует ромб, у которого меньшая диагональ расположена вертикально, а большая – горизонтально. Внутри ромба пишется условие. Служебным словам то и иначе соответствуют два плеча, отходящих от ромба, на которых пишутся ответы «да» и «нет». Серии команд соответствует прямоугольник. Внутри прямоугольника пишутся команды. Служебному слову все соответствует стрелка-выход из блока. Блок-схема решения квадратного уравнения: В алгоритме решения квадратного уравнения целью, которую мы должны были достичь, было – получить корни или убедиться в их отсутствии, т. е. решить квадратное уравнение. Поставим другую цель: определить количество корней квадратного уравнения. Изменилась цель – изменился и алгоритм. Построим алгоритм для достижения указанной цели. Нам не нужны переменные х1 и х2, так как корни мы не будем находить, для ответа на поставленный вопрос нам хватит литерной величины z.
Построим блок-схему: В алгоритме внутри команды ветвления находится еще одна команда ветвления. Построим алгоритм на слова из сказки: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – смерть найдешь, прямо пойдешь – друга найдешь».
|