![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Память.
1. Память – психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта индивидуума. 2. Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
По продолжительности закрепления и сохранения память может быть: 1. Кратковременная (сохраняющая небольшой объем информации до 30 секунд) 2. Сенсорная/оперативная (удерживает точную картину восприятия до 0, 5 (в некоторых источниках) до 2 секунд) 3. Долговременная Объем памяти 7+-2 предмета
Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника. Память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.
Виды памяти: 1. двигательная 2. эмоциональная 3. образная 4. словесная
По Павлову ассоциации – ни что иное, как временная связь, возникшая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Группы теорий памяти
1. Психологическая теория Направления: 1) Ассоциативная Ассоциативная теория – предметом является действие запечатления и воспроизведения не изолированных друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова: «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство другого, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их взаимодействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физической основой запоминания и воспроизведения информации. В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно временных отношений предмета и явления(по смежности), другие отражают их сходство(по сходству), третьи – противоположности(по контрасту), следующие по причинно-следственным отношениям(по каузальности). 2) гештальт-теория Принцип первичности целого. Главным образом целостная организация, несводимую к составляющим его частей. 3) смысловая Ассоциативная + гештальт Два вида памяти: - механическая - логическая Бине, Бюлер 4) деятельности - деятельность личности, как фактор детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессы памяти. Образование связей между различными представлениями определяются не тем, каков сам по себе материал запоминается, а прежде всего тем, что с ним делал субъект. Жане, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.
2. Биохимические теории: Направления: 1) химическая теория Специфичные и химические изменения происходят в нервных клетках под действием внешних раздражителей и лежат в основе механизмов, процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов, т.е. различных чередующихся белковых молекул нейронов, прежде всего нуклеиновых кислот, ДНК, РНК. 2) физиологическая теория Связана с учением Павлова об образовании условных временных связей – теория механизма формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физическом уровне». Подкрепление – стимул мотивации действия. Оно знаменует собой совпадение вновь образной связи с достижением цели действия, а «как только связь совпадает с достижением цели она осталась и укрепилась»(Павлов). Все характеристики этой связи обуславливаются характером подкрепления как мерой жизненной или биологической целесообразности данного действия. -> Условный рефлекс. 3) физическая теория Физическая материализация выражается в электрических и механических изменениях синапсов. (теория нейронных моделей) 4) информационно-кибернетическая теория Данная теория связана с появлением вычислительной техники и с необходимостью разработки программ для этой техники.
Законы памяти: 1) осмысление 2) интерес 3) установка 4) край 5) торможение 6) повторение 7) контекст 8) объем
|