Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мышление.
1. Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них или между ними. 2. Мышление – психический познавательный процесс, который заключается в опосредованном обобщенном отражении предметов и явлений их существующих связей.
Виды мышления: 1. по форме осуществления - наглядно-образное - наглядно-действенное 2. по характеру решения задач - абстракция - практическое - теоретическое - рассудочное - интуитивное 3. по степени развернутости - репродуктивное 4. по степени новизны - творческое
Механизмы мышления: 1. анализ 2. синтез 3. сравнение 4. абстрагирование 5. обобщение 6. классификация 7. систематизация Формы мышления: 1. суждение 2. размышление 3. умозаключение 4. понятие Индивидуальные особенности 1. критичность 2. гибкость 3. глубина 4. последовательность 5. скорость Мыслительный процесс 1. в форме понятий, умозаключений 2. решения проблемы Понятие – форма мышления отражает свойства связей и отношения явлений, которые образуют группу слов Суждение – высказывания, содержащие определенную мысль Умозаключение – форма мышления, в которой в одной или нескольких суждений вводится новое Дедукция – логичный вывод, отраженный в направленности мысли от общего к частному Анализ – процесс расчленения целого на части Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру Абстрагирование – выделение какой-либо стороны Классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам
Речь. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
Функции речи: 1. экспрессивная 2. объективная
Виды речи: 1. внешняя - устная - письменная - диалог - монолог 2. внутренняя - пустая - полная
Этапы развития речи: 1. фонетический – до 2х лет 2. грамматический – к 3м годам 3. семантический – до 16ти лет
Эмоции и чувства. Эмоции и чувства – своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Функции чувств: 1. регулирующая 2. сигнальная 3. отражательная 4. побудительная 5. подкрепляющая 6. переключательная 7. приспособительная
Типы эмоций: 1. астенические 2. стенические Виды эмоций и чувств: 1. настроения 2. аффекты 3. страсти 4. стрессы 5. фрустрации
Высшие чувства: - моральные - интеллектуальные - эстетические - практические
Воля. Воля – сознательная регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.
Функции воли: 1. выбор мотивов и целей 2. побуждение к действию 3. организация психических процессов в систему 4. мобилизация психических и физических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий
Взгляды на природу воли: - идеалистический – идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Идеалистическая концепция свободы воли ложна с философской и этической точек зрения. - материалистический – материалисты считают, что воля наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Невозможно отделить волю от материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим образом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не может не поддерживать, не продолжать жизнь. Воля, как и все сознание, есть отражение мозгом объективной действительности.
Волевое регулирование поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности. Волевое усилие – это форма морального стресса и создание дополнительных мотивов к действию и достижению цели.
Физиологические основы воли Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом => В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения. П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий.
Волевые действия Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена- постановку цели и ее исполнения. В них одно звено следует за другим без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии обозначены три звена: 1. осознание цели – стимулы человеческого поведения многообразны. Это могут быть физические потребности (голод, жажда, сон), социальные потребности (знания, развлечения, общение). Зарождающаяся потребность отражается в сознании человека в виде смутного влечения. По мере возрастания потребности оно превращается в желание. Желание - это существующее идеальное (в голове человека) содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию. 2. планирование – в сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи. 3. исполнение – как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения.
|