Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Истинное вдовство – венец и знак попечения Божьего
Опять-таки упомянем, что у многих людей вдовство означает скорбь и горе, но послушаем, что об этом говорят святые отцы. Амфилохий Иконийский (Слово на день Сретения Господня): «…вдовство также прекрасно — вдовство истинное, получившее чистые венцы за подвиг целомудрия». Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, Беседа на слова: «Вдовица должна быть избираема …» (1Тим.5: 9)): «Название вдовства, по-видимому, есть название несчастья, но на самом деле оно не таково, а есть достоинство, честь и величайшая слава, – не позор, а венец. Хотя вдова не имеет сожителем своим мужа, но она имеет сожителем Христа, отстраняющего все приходящие бедствия. При случающихся обидах вдове достаточно – войти, преклонить колено, тяжко вздохнуть и пролить слезы, чтобы отстранить всякий навет обидчиков; оружие вдовы это – слезы, воздыхания и непрестанные молитвы; этим она может отразить не только обиду человеческую, но и нападения бесовские. Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные. Если же скажешь, что в древности вдовство было несчастьем, я скажу на то, что и смерть была проклятием, но стала честью и достоинством для тех, которые переносят пришествие ее благородно. Так мученики венчаются; таким самым образом и вдова восходит до великого достоинства». К тому же вдова приравнивается к девству. Иоанн Златоуст (т.1, ч. 1, К молодой вдове, сл.2): «Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго. Вдова, только по началу ставши ниже девственницы, при конце опять равняется и делается одинаковою с нею; а второй брак ниже девства с той и другой стороны». К тому же сироты и вдовы имеют великое попечение Божие и об этом сказано в Св. Писании. Тертулиан (Послание к жене, ч.1, гл.7): «Господь Бог устами одного из пророков Своих произнес следующее слово, показывающее, сколь много Он уважает вдовство: защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь (Ис 1.17-18). Стало быть, Бог принял под Свое покровительство сии два беспомощные состояния, которые тем дороже для божественного Его милосердия, чем более презираются от людей. Ты видишь, что Он считает как бы равным Себе человека, имеющего попечение о вдовице: вот как Он дорожит тою, которой объявил Себя ревностным защитником. Я думаю даже, что девственницы ее столько благоприятны Ему, хотя и предоставлено им видеть вблизи Господа, когда чистота их бывает ненарушима и святость неукоризненна. Это происходит от того, что состояние вдовы есть самое трудное, потому что легко не желать того, что неизвестно; а, следовательно, легко и обойтись без того, чего кто не желает. Воздержание вдовы имеет более заслуги, потому что она знает, чего лишается. Девственница счастливее, но вдова едва ли не достойнее: первая никогда не совращалась с пути, а другая вновь на него вступает: та венчается благодатью, а сия мужеством и доблестью». Иоанн Златоуст (т.1, ч. 1, К молодой вдове, сл.1): «Доколе жил с тобою блаженный муж твой, ты пользовалась почетом, внимательностью и заботами, пользовалась столько, сколько можно было получать от человека; а когда Бог взял его к Себе, то Он Сам заступил его место для тебя. И это не моя мысль, но блаженного пророка Давида, который говорит: «поддерживает сироту и вдову» (Пс. 145 9); и в другом месте называет Его «Отцем сирот и Судия вдов» (Пс. 67, 6); и часто ты можешь видеть такое великое попечение Его об этих людях. …Жены, лишившиеся мужей, вместо них соединяются со Христом». Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Неусиление в себе духа веры и молитвы, особенно свойственных вдовам): «…вдова должна жить верою в промысл Божий больше, чем другие… Потому что над ней опека Самого Господа Бога, так что Господь называет Себя «судьею вдовиц» (Пс.67, 6). Вообще вдовцы и вдовицы столько почтенны пред Богом, столько любезны Ему, что чрез них Он мирится с людьми, которые сделались ненавистны Ему по своим грехам и не имеют никакого оправдания в своих грехах; так некогда Он на виновных евреев произнес угрозу: «Я закрываю от вас очи Мои…., Я не слышу…» и после этих слов тотчас прибавил: «вступайтесь за вдову... и грехи ваши...как снег убелю» (Ис.1, 15, 17, 18). Ради вдов Апостолы установили в свое время особую должность «диаконис» (1Тим.5, 9)». Что касается подобного попечения о разведенной безбрачной христианке (особенно о той, которая развелась до прихода к вере), то в Святом Писании нет такого указания, но веря в милость Божию, следует надеяться, что Господь, увидев искреннее желание женщины посвятить себя Богу и соединиться с Ним, не оставит одинокую женщину без Своей защиты и попечения.
|