Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Не порицая брак, христианство считает девство выше брака по нескольким причинам
Итак, подведем предварительный итог прочитанных учений. Не порицая брак, христианство считает девство и безбрачие лучше брака. Об этом мы уже говорили ранее, но сейчас только напомним об этом. Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, Беседа на слова: " Жена связана законом… (1Кор.7: 39-40)): «Как прекрасен брак, а лучше девство, так прекрасен и второй брак (после смерти одного из супругов), а лучше его первый и единственный». Георгий Затворник (Письма, 1.27): «Господь ублажает безженство более женитьбы — и советует, а не заповедует о нем». Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.24): «Девство есть образ жизни ангелов, отличительное свойство всякого бесплотного естества. Мы говорим это, не порицая брака, — да не будет! ибо мы знаем, что Господь, во время Своего пребывания (на земле), благословил брак; (знаем также слова) сказавшего: «брак … честен и ложе непорочно» (Евр. 13, 4); но (зная это) признаем, что девство — лучше хорошего (самого по себе) брака. Ибо в добродетелях есть степени высшие и низшие, равно как и в пороках. Знаем, что от брака произошли все смертные, кроме прародителей. Ибо они — от девства, а не произведение брака. Но безбрачие, как мы сказали, есть подражание ангелам. Поэтому, насколько ангел выше человека, настолько девство честнее брака. Что говорю ангел? Сам Христос — слава девства, не только потому, что родился от Отца безначально, без истечения и сочетания, но и потому, что, сделавшись подобным нам, Он превыше нас воплотился от Девы без (супружеского) соединения и Сам в Себе самом показал истинное и совершенное девство. Поэтому, хотя Он и не узаконил девства, «ибо не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19, 11), как Он Сам сказал, но Он Своим примером научил нас девству и дал нам силы для него». Во-первых, девство выше брака, потому что брак не получит таких наград как девство. Афанасий Великий (Послание к монаху Аммуну против порицающих супружество и о ночных нечистотах): «Если кто избрал мирской путь, то есть брак: то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя впрочем, получит некие, ибо и он приносит плод тридесятикратный». Во-вторых, безбрачие выше потому, что человек живет в воздержании и чистоте, не имеет тех тягот и скорбей, который имеют брачные и имеет менее суеты, отвлекающей от посвящения себя Богу. Григорий Богослов (Песнопения таинственные, К девам): «Положим, что похвально для тебя и супружество; но выше супружества нерастленность. Супружество — уступка немощи; а чистота — светлость жизни. …Супружество — корень и богоугодного девства; однако же, оно — закон плоти и раболепство плотскому похотению». Григорий Нисский (О девстве, вступление): «Так как брачная жизнь, по словам божественного апостола, полна суеты (развлечения, в смысле того, что занимает, отвлекает человека) (ср.1Кор.7, 35), то не без причины это слово представляет жизнь девственную, как некую дверь и переход к образу поведения более возвышенному, потому что вступившим в жизнь брачную нелегко с (душевным) спокойствием посвящать себя жизни божественной…». Иоанн Златоуст (т.5, ч.1 Беседа на Пс. 44): «Замужняя должна заботиться и о детях, и о муже, и о доме, и о слугах, и о родных, и о свекрах, и о зятьях, и о внуках, о многочадии и безчадии (впрочем, теперь не время описывать множество забот брачной жизни); а дева, распявшись (для плоти), отрешившись от настоящего, ставши выше забот житейских, удалившись от волнения (мирского) и каждодневно взирая на небо, наслаждается радостью Духа, вкушает веселие. Впрочем, пророк говорит не только о настоящем, но и о будущем, когда девы с чистыми и светлыми светильниками выйдут на встречу Жениху (Мф.25: 7)». Исидор Пелусиот (Письма, ч.2, п.441): «Подвиг девства велик, славен, божествен - это борьба с врожденным телу сластолюбием - даже облегчает труды в других подвигах. Девство легко препобедит любостяжательность, не имея заботливости о телесном убранстве, о муже и детях, для чего нелюбомудренным кажется необходимым приобретение денег. Оно не будет иметь нужды предаваться плачу, потому что не произрастило ветвей, вместе с которыми произрастают заботы и слезы. Ибо дети, пока живы, принуждают иметь о них попечение, а когда умирают - плакать. Девство не знает болезней и душевных тревог, не порабощаясь высокоумию мужа, не терпя мук рождения, близких к смерти. Прославляется ли кто более? - Оно не завидует. Любимо ли кем? - Не превозносится. Отвращающемуся от него не мстит, ненавидящему не льстит, от оскорбляющего не отвращается. Избавлением от всех сих неисцельных зол служит сия борьба с врожденным пожеланием, владея которым, человек имеет в подчинении у себя все сказанное выше. Потому исследовавший в точности свойство дел человеческих написал о переносящих все неприятности, лишь бы только не отдаваться в плен неистовству похоти: «таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор.7: 28)». Феофан Затворник (Толков на 1Коринф., 7, 32 и 33): «Ибо «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу ». И безбрачный может не иметь попечения о Господних; но брачный, хотя бы и хотел попещись о сем, не может, как бы хотел, ибо мешает жена, дети, дом, кои все требуют забот и попечения. …От всех таких забот безбрачие делает свободным и развязывает человеку руки на дела богоугождения, – разумеется, если он хочет того. Если хочешь, говорит, угождать Господу, то безбрачное состояние есть самое к тому пригожее. Свои потребности удовлетворить легко, и затем все время может он посвящать Господу. А у брачного большую половину времени отнимают заботы, суета и мир, даже при лучших направлениях брачной жизни. Оттого брачные никогда не могут дойти до такой степени совершенства духовного, как безбрачные. «Сам Апостол указал на цель девства; ибо у девственника душа свободна от излишних и неразумных забот, и он, сколько возможно, подражает будущей жизни» (Феодорит). «Но как же это святой Павел, желая нас сделать беспечальными и для того советуя безбрачие, опять говорит: «неженатый заботится о Господнем»? – Се – опять попечение! Но, говорит, это попечение совсем не такое, какое навязывается браком. Попечение о Господнем, как угодить Господу, спасительно и сладостно питательно, а попечения житейские и мирские по причине брака разорительны для души и томительны» (Феофилакт). Это очень замечательно, что одно и то же будто психологически действие такие противоположные имеет следствия. Это от разности предметов. В Господе – цель наша. Исключительное Ему себя посвящение в ближайшее вводит с Ним общение и, поставляя у цели, доставляет благобытие. К тому же Господь един и тех, кои Ему себя предают, объединяет, целость и крепость дает, а мирское многосложно: оно разлагает душу на саму себя и, целость жизни ее нарушая, истощает ее, томит и сушит». Также христианину хорошо оставаться одному, как по тяготам жизни, так и по причине возможных гонений христиан. Феофан Затворник (Толк. на 1 Коринф. 7, 26): «По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» …«По настоящей нужде», …это будут или нужды от стечения стеснительных обстоятельств, или нужды самого брачного состояния. В этом последнем смысле понимают эти слова Экумений и Феофилакт: «Хорошо, и очень хорошо человеку воздержаться от брака, но не потому, чтобы брак был нечист, а по причине трудностей и прискорбностей брачного состояния» (Феофилакт). Что в порядке толкования послания сказал на сие место святой Златоуст, не замечено; но один толковник приводит его слова из его слова о девстве, где он под «настоящею нуждою» разумеет вообще тяготу земной жизни, обременяемой заботами, лишениями, столкновениями, бедами и скорбями. Во втором случае это будут беды, готовые обрушиться на головы коринфян по причине веры. Церковь Коринфская наслаждалась покоем, но Апостол провидел, что скоро коринфяне подвергнутся бедствиям за веру, которые легче переносить безбрачным, чем брачным. Ибо тогда ни одна Церковь не была свободна от этого. Потому говорит: не брачьтесь лучше. Так блаженный Фотий у Экумения: «Под «настоящею нуждою», полагаю, разумеет здесь Апостол гонение, направляемое неверными против верующих, и всякие с их стороны преследования и озлобления. Постановляя столь возвышенное правило, Апостол счел неизлишним и на них основаться, давая вид, что постановляет это будто вынужденный обстоятельствами. Он говорит как бы: девство, хорошее очень и само по себе, хорошо и по причине готовых настать искушений: одинокому не так трудно их переносить, как связанному женою и детьми. Душа при этом как бы на части разрывается, – и самому тесно, и тех жаль, и человек загружается невыносимою тяготою зла; а одинокому, не поражаемому страданиями столь близких себе лиц, удобнее выдерживать треволнения бедствий». Как же понимать сии слова? Во всякое другое время к избранию безбрачной жизни располагают более тяготы самого брачного состояния и преизбыток горестей вообще в настоящей жизни; а в ту пору, может быть, Апостол имел в виду более тесное положение, в котором повсюду почти находились христиане по причине неприязни к ним неверных. Так вот, говорит, мой совет: за настоящую нужду лучше «человеку оставаться так»– «Оставаться так», то есть не вступать в брак, а оставаться одинокому. «Человеку» вообще, мужчина ли то, или женщина». Зная все эти преимущества девства, святые, испытавшие их на собственном опыте, советуют его и другим христианам. Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Я не повелеваю, -говорит (ап. Павел), оставаться в девстве, потому что боюсь трудности этого дела; не повелеваю и беспрестанно сообщаться с женою, потому что не хочу быть законодателем невоздержания. …Итак, не он преимущественно желает, чтобы (брачные) постоянно сообщались с женою, но так установлено невоздержанием людей беспечнейших. Если ты хочешь узнать собственное желание Павла, то послушай, каково оно: «желаю, - говорит он, - чтобы все люди были, как и я» (1Кор.7, 7), т. е. в воздержании. Итак, ты, (апостол), желаешь, чтобы все соблюдали воздержание, желаешь, чтобы никто не был в браке? - Так, но впрочем, этим я не препятствую желающим (вступать в брак) и не обвиняю их, но молюсь и желаю, «чтобы все люди были, как и я», а брак я дозволяю – «во избежание блуда»; посему и в начале я сказал: «хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор.7, 1), потому что этого я более желаю». Нельзя не сказать и того, что и супружество, и девство могут «приводить к небу», а могут низлагать человека. Григорий Богослов (Песнопения таинственные, Похвала девству): «Так, хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу; однако же, бывает, что и девственность низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к небу. А потому, если бы стали винить: один супружество, а другой девственность, то оба сказали бы неправду». Поэтому христиане, избравшие безбрачие не должны ни девством гордиться, ни брачных презирать. Кирилл Иерусалимский (Поучения огласительные или тайноводственные, п.4): «…ведущий девственную жизнь не возгордись пред теми, которые вступили в брак. Ибо «брак … честен и ложе непорочно» (Евр. 13, 4), как говорит Апостол. И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото».
|