Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О возможных различных искушениях и испытаниях тех, кто решил быть в девстве
У тех, кто решит остаться в безбрачии по Богу могут происходить различные искушения или испытания, например, и сомнения о правильности избранного пути, и плотские разжжения, и не понимание, что делать ради Господа, возгордения о себе, не соблюдение обета, увлеченность миром, а не Богом и др., и об этом предупреждают святые отцы. Приведем некоторые предупреждения. 1. Когда человек решит стать на духовный путь, его, как правило, начинают смущать бесы различными мыслями сомнениями и страхами. Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 75): «Вы пишете: «Грустно мне, нигде нет покоя. Что-то давит меня, на сердце тяжело и темно. Вдруг охватило». С нами крестная сила! Мужайтесь и стойте. Это враг догадался, что Вы совсем хотите бежать из того круга, где ему удобно удается поживиться около христиан, и вот встречает Вас такою тугою и томлением. Не Вы одна, все испытывают такие нападки, но не все - одни и те же. Вас томит тугою; иного обдает страхованиями; у иного в мыслях взгромождает такие препятствия, будто горы; иному рисует в голове несообразность начинаемого дела. Ко всякому подходит как ему сручнее бывает, наводит потоки мыслей, растревоживает сердце, возмущает его внутри. И это вдруг, как порывом бури. Такие уж уловки у врагов наших. Они - беспорядочный народ. Шатаются всюду. Видят, что двери отворены и стражей нет, врываются в дом наш - и все вверх дном. Нагородят - и убежали. А ты тут потом и справляйся как знаешь. Но ведь беды от этого еще никакой нет. Мы не виноваты в том, что враги набегают; не виноваты и в том расстройстве внутреннего нашего строя, какой они причиняют; не виноваты и в тех мыслях и чувствах, какие при этом ими возбуждаются. И Бог не винит нас в этом. Только соглашаться ни с чем не надобно, а перетерпеть - и все пройдет. Вы не определили никакою чертою Вашего томления, верно, потому, что оно в самом деле неопределенно; этою неопределенностью больше всего и обличается, что тут вражеские нападки. Стойте же! Господь попустил Вам такое испытание, чтобы Вы показали, что не шутите словом обета. Отнеситесь же к испытываемому Вами как к посланному от Господа и говорите, как Иов: «буди имя Господне благословенно! Было покойно, а теперь туга! Благодарение Господу за покой, благодарение и за эту тугу». Скажите Господу: «буду терпеть, буди воля Твоя! Помоги только, Господи, перетерпеть». И все припадайте к Господу. И Матерь Божию призывайте. Вы терпите нападение. Это - случай показать свое умение стоять в добром, как воину - случай отличиться, когда нападает враг. Пусть бьет враг. Вы стойте неуклонно в добром. Говорите даже языком: «не изменю ни йоты в своем намерении и решении. Не хочу ничего из того, что внушает враг»; и перечисляйте, что внушает, отвергая и проклиная то. И Господа зовите на помощь. Все пройдет. На одного доброго мирянина напал дух хулы и неверия. Он рассказывал: «Слышу, как в ушах жужжат враги: нет Бога, нет Христа. А я только твердил: «Верую, Господи! Верую, верую, верую!» И отогнал врага». Вот и Ваше дело так. Кричите: «не хочу того, не хочу другого, не хочу третьего - ничего не хочу внушаемого врагом. Одного хочу, что изрекла пред Господом в сердце своем». …Только внутренних своих решений не отменяйте и в нечаяние не вдавайтесь. Что ни попускает Господь, и внутренне, и внешне, все направляет к нашему очищению и спасению. Сам же близ есть и помогает. И близ Вас есть. Воскресите такое упование и терпя молитесь. Сие и подобное сему Господь попускает венцов ради. Кто устоит, тот победитель и тому венец. Мы всем нас окружающим и всем с нами встречающимся можем добывать венцы. Только внимание надо, мужество и то, чтобы все от Бога принимать и к Богу относить. Благодушествуйте же и не допускайте никаких колебаний». Вот один из примеров, когда бес хотел наяву соблазнить девственницу на брак. Жития Святых Дмитрия Ростовского (Житие и страдание св. …Киприана и св. …Иустины, 2 октября): «…князь бесовский (желая соблазнить деву) принял вид женщины и вошел к Иустине. И начал он благочестиво беседовать с нею, как будто желая последовать примеру ее добродетельной жизни и целомудрия. Так беседуя, он спросил девицу, какая может быть награда за столь строгую жизнь и за соблюдение чистоты. Иустина ответила, что награда для живущих целомудренно велика и неизреченна, и весьма удивительно, что люди ни мало не заботятся о столь великом сокровище, как ангельская чистота. Тогда диавол, обнаруживая свое бесстыдство, начал хитрыми речами соблазнять ее: «Каким же образом мог бы существовать мир? как рождались бы люди? Ведь, если бы Ева сохранила чистоту, то как происходило бы умножение человеческого рода? Поистине доброе дело – супружество, которое установил Сам Бог; его и Священное Писание похваляет, говоря: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно» (Евр.13: 4). Да и многие святые Божии разве не состояли в браке, который Господь дал людям в утешение, чтобы они радовались на детей своих и восхваляли Бога?». Слушая сии слова, Иустина узнала хитрого обольстителя – диавола и искуснее, нежели Ева, победила его. Не продолжая беседы, она тотчас прибегла к защите Креста Господня и положила честное его знамение на своем лице, а сердце свое обратила ко Христу, Жениху своему. И диавол тотчас исчез с еще большим позором». 2. Святые отцы предупреждают, что решившимся на безбрачие по Богу не следует иметь изначальную чрезмерную меру воздержания от мира и быть безрассудным. Григорий Нисский (О девстве, гл.23): «А как должен именно поступать решившийся жить по правилам этого любомудрия, чего остерегаться, в каких занятиях подвизаться, а также какую сохранять меру воздержания, каких правил держаться и каково вообще должно быть все течение жизни, направленной к этой цели, обо всем написано много поучений, где он найдет наставление в частностях. Но гораздо действенннее, чем наставление словесное, руководство действенным примером; и нет ничего трудного (в том, чтобы) выполнить это требование. …Итак, поскольку многие принимают на себя подвиг девства, будучи еще юны и несовершенны разумением, то им, прежде всего, следует заботиться о том, чтобы найти себе на этом пути руководителя и хорошего наставника, дабы по своему невежеству не продираться сквозь какие-нибудь буреломы и не блуждать в стороне от истинного пути». 3. Следующим искушением может быть то, что безбрачием и девством можно возгордиться и пасть. Лавсаик (О девственнице иерусалимской): «Еще знал я в Иерусалиме одну девственницу, которая шесть лет носила власяницу и, заключившись в своей келии, отреклась от всех удовольствий и между женщинами вела жизнь самую воздержную. Но потом, быв оставлена Божией помощью за чрезмерную гордость – эту питательницу всякого зла, – она впала в блуд. Это случилось с нею потому, что она подвизалась не по духовному расположению и не по любви к Богу, но напоказ людям, ради суетной славы, которой ищет растленная воля. Демон тщеславия, отвлекши ее от благочестивых помыслов, возбудил в ней желание осуждать других. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости и еще соуслаждалась ему, тогда святой Ангел, страж целомудрия, отступил от нее». 4. Также, если христианин решил оставаться безбрачным, то и он должен вести себя подобающе. Исидор Пелусиот (Письма, ч.1, п.179): «Если решилась ты пребывать во вдовстве (или безбрачии – от сост.), то не веди себя, как юная. Если же и нарядов не снимаешь с себя, и присваиваешь себе имя плачущей, то одно к другому не идет. Посему, или оставь то или другое, или не оскорбляй стыдливости». 5. Безбрачные могут увлечься мирскими попечениями или похотями, вместо того, чтобы вести жизнь, угодную Богу. Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «О чем заботится незамужняя? О деньгах ли, слугах, домоправителях, полях и прочем? За поварами ли она наблюдает, за ткачами и прочею прислугою? Нет; ничто из этого не приходит ей на ум, но только об одном она заботится, чтобы благоустроить свою душу, украсить этот святой храм (1 Кор. 3, 17), не плетением волос, или золотом, или жемчугом (1 Тим. 2, 9), не притираниями и раскрашиваниями, или другими трудными и обременительными способами, но - святостью по телу и духу. …А что, скажешь, если и девственница станет заниматься многим и иметь житейские заботы? Нет, этим ты исключил бы ее из сонма девственниц, потому что недостаточно только не вступать в брак, чтобы быть девственницею, но необходима и чистота душевная; под чистотою же я разумею не только воздержание от порочной и постыдной похоти, украшений и рассеянности, но и свободу от житейских забот; если же этого нет, то какая польза в чистоте телесной? Как ничего не может быть постыднее воина, бросившего оружие и проводящего время в пьянстве, так ничего не может быть непристойнее девственниц, связанных житейскими заботами. Так и те пять дев имели светильники и подвизались в девстве, но не получили от этого никакой пользы, а остались вне дверей затворенных и погибли. Девство потому и хорошо, что оно отклоняет всякий повод к излишней заботе и доставляет полный досуг для богоугодных дел; так что, если этого нет, оно бывает гораздо хуже брака, нося в душе терние и заглушая чистое и небесное семя». 6. Есть и такое искушение, когда решивший посвятить себя безбрачию, через время желает сочетаться в браке, и вот что на это говорит свт. Иоанн Златоуст. Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, К Феодору падшему, увещание 2-е): «Законное дело - брак, согласен на это и я; ибо сказано: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4). Но тебе уже невозможно соблюсти законность брака: потому что кто, сочетавшись с небесным Женихом, оставляет Его и сочетавается с женою, тот совершает прелюбодеяние, хотя бы тысячу раз ты называл это браком; а вернее сказать, это хуже и прелюбодеяния настолько, насколько Бог превосходнее людей. Никто пусть не обольщает тебя словами: жениться не запретил Бог. Знаю это и я: жениться не запретил, но запретил прелюбодействовать, что намеревался ты сделать, чего да не будет, чтобы, т. е. ты вступил когда-нибудь в брак. Что ты удивляешься, если брак осуждается, как прелюбодеяние, когда чрез него отвергается Бог?». А теперь кратко скажем об обете безбрачия, который может даваться или в каком-либо порыве или после глубоко обдумывания. Причем обет может быть сопряжен с верой, а может быть клятвой, данной себе или кому-то из людей не по вере, например: Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 3-й заповеди, грех: Упорное выполнение неразумной или же на злодеяние данной клятвы): «…иной положил себе клятву никогда не жениться вследствие неудачного выбора себе невесты, и остается холостым, однако ж не живет целомудренно». Часто обеты даются во время какой-либо скорби, но потом обещания не всегда исполняются. Троицкие листки (ст.394): «Пришло какое-нибудь горе-несчастье, и вот мы молимся, плачем, просим милости Божией, и даем разные обещания; а прошла беда — ныне до завтра, а там и совсем забудем свое обещание. Но, братие, «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6; 7), — говорит непреложное слово Божие. — «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его… Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл. 5; 3-4). Иначе «взыскан взыщет с тебя Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех» (Втор. 23; 21). И поразительно иногда взыскивает Господь с нарушителей обещаний своих. Воистину «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10; 31)». Что касается обетов девства или безбрачия, данных Богу, то в отношении молодых христиан есть следующие наставления. Василий Великий (п. 191, К Амфилохию, о правилах, второе каноническое послание, пр.18): «Обеты же признаем вменяемыми с того времени, с которого по возрасту начинается полное употребление разума; ибо детских слов в подобных делах, без сомнения, не должно признать решительными. Но которая имеет сверх шестнадцати или семнадцати лет, владеет уже рассудком, долго была испытываема и по испытании осталась твердою и неотступно просит о принятии, ту надобно тогда включить в число дев и обет ее утвердить, а за нарушение оного строго наказывать. Ибо многих приводят родители, братья и кто-нибудь из родственников прежде совершенного возраста и не по собственной их наклонности к безбрачной жизни, но имея в виду что-либо житейское; таковых не должно принимать вдруг, пока ясно не изведаем собственного их расположения». Что же до обетов против повторного брака, то его также надо давать обдуманно, и лучше не давать, чем потом его нарушить (это более относится к молодым людям или среднего возраста, т.к. обет безбрачия в старости легко исполним по естественным причинам). Феофан Затворник (Толк. на 1 Тимоф., 5. 14): «Лучше было бы, конечно, если б они, однажды вступив в хор вдовиц, не отворачивались от Христа (яко жениха) и не нарушали сего первого обета своего. Но как некоторые поскользаются на это, то лучше пусть, не вступая в завет со Христом, не давая обета посвятить себя Ему, вступают они вновь в брак. В этом нет греха, а то (дав обет, нарушить) ни с чем не сообразно» (Экумений)». Феофан Затворник (Толк. на 1 Тимоф., 5, 11-12): ««Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру». «Верою называет обет; как бы так говорит: обманули Его, отвергли Его, нарушили обет» (святой Златоуст). Ибо «решившись для Христа жить во вдовстве целомудренно, вступают во второй брак» (блаженный Феодорит). «Приемля такое решение — вдовствовать для Христа, — они вступают в завет с Ним, что обручаются Ему навсегда. Склоняясь теперь на брак с человеком, они нарушают сей завет и за то подлежат осуждению» (Экумений, блаженный Феофилакт). …«Очевидно, что они избрали вдовство легкомысленно, не подумав хорошо» (святой Златоуст). Чтоб не было между верующими вдовицами таких неосмотрительных решений, Апостол и пишет правило — не полагаться на скорые слова обетов. Это написал Апостол для вразумления и самих вдовиц, «чтоб не дерзали на то, что выполнить трудно. Ибо неразумно давать обещание, твердости которого по юности возраста и сами они не должны доверять. Отступив от него, они праведно подлежат осуждению. Ибо достоин осуждения тот, кто отступает от того, что признал правым и что, как правое, начал делать. Сколько похвально, если кто точно исполнит то, что представляется высшим его сил; столько же достоин он порицания, если по неразумной самоуверенности возложит на себя то, чего понести не может» (Амвросиаст)». Что касается наказания Божия за неисполнение обетов, то об этом говорится следующее: Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Простой вдове (апостол Павел) дозволяет вступить в брак, если она пожелает; а давшую Богу обет всегдашнего вдовства, и потом вступившую в брак он сильно осуждает за то, что она попрала завет с Богом». Амвросий Оптинский (Письма к мирянам, п.173): «Если обещалась в девицах остаться, а потом пойти замуж, — это не позволено, и за такие поступки бывают часто наказания Божии, подобные твоим». Иногда наказания бывают тяжелыми, например: Троицкие листки (ст.394): «…(Вот) пример. Одна молодая вдова по смерти мужа дала обещание не выходить за другого в замужество. " Пусть лучше Господь поразит меня громом, если я только подумаю о замужестве! " — говорила она родным, которые уговаривали ее выйти замуж. Прошло несколько времени. Молодая вдова забыла первого мужа, забыла и свое обещание и задумала выйти опять замуж. Уже оставалось два — три дня до свадьбы, как в одно июньское ясное утро из тонкого облачка начал накрапывать тихий дождь; вслед за тем вдруг блеснула молния и ударил гром... Через несколько минут еще раз сверкнула молния и тотчас же последовал такой сильный удар грома, что сотряслось все селение, и вдовы не стало!.. Со страхом и горькими слезами родные проводили в могилу ее обезображенный молнией труп, вспоминая ее неразумную клятву на самое себя... (" Странник", 1864). «Не торопись языком твоим», — говорит слово Божие (Еккл. 5; 1). Бог не требует от нас обещаний, а если уж обещание дано, то должно свято его исполнить!». Но благодарение Богу, что Он не наказывает всех и всегда подобным образом. Церковь же, по немощи человеческой, установила епитимии относительно не хранения обетов безбрачия. Матфей Властарь (Алфавитная Синтагма): «19-е (пр.) соб. Анкирского - давших обет девства и мужей и жен, впрочем, носящих пока мирскую одежду, не отрекшихся от мира и не принявших монашеское одеяние, - таковых, если они нарушат обет и уклонятся к законному браку, - определяет подвергать пределу и епитимии двоебрачных». (Напомним, что ею запрещается год или два приступать к причащению св. Христовых Таин)
|