Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор мужа и жены не должен основываться на похоти, красоте и богатстве, а следует смотреть на характер и добродетели
К причинам брака от похоти плоти и мира можно отнести желание вступить в брак для большей презентабельности, особенно это касается, если избранник (избранница) красивы или богаты, и желание иметь более выгодный социальный статус (быть замужней женщиной). Христианское учение четко говорит, что выбор супругов нельзя основывать на красоте или богатстве избранника. Иоанн Златоуст (т.5, ч.2, Собеседование на надписание Псалма 50…): «Не говори мне о красоте тела, но смотри на достоинства души. Что представляет из себя красивая женщина? Гроб разукрашенный, если она не украсила себя целомудрием. Красота телесная есть угрожающая падением путнику яма и яд, приготовленный для других людей, если она не соединена с целомудрием; с другой стороны, она увядает в болезнях и уничтожается смертью. А красота души остается бессмертной и незапятнанной, и тогда именно является в полном расцвете, когда умолкают страсти и для ума настает спокойствие. Итак, если ты увидишь мужчину или женщину красивых, не удивляйся. …Что ничтожнее пчелы, и что величественнее павлина? Но что лучше – пчела или павлин? Конечно, пчела. Уничтожь павлина – и ты не потеряешь ничего; уничтожь пчелу – и ты потеряешь многое». Иоанн Златоуст (т.11, ч.1, беседа 20): «Телесная красота производит великую наглость и много неразумного; она возбуждает ревность и нередко заставляет подозревать тебя в гнусных поступках. Но она, скажешь, доставляет удовольствие? Один месяц или два, много, если год, но не далее; от привычки диво это скоро теряет свою прелесть. А то, что вследствие красоты бывает дурного, остается навсегда: ослепление, безумие, высокомерие. В (удовольствии же), доставляемом не этой (красотой), ничего нет подобного; там любовь, начавшаяся надлежащим образом, остается постоянной, как любовь к красоте душевной, а не телесной. …Будем же искать в жене благоразумия, умеренности, кротости: таковы признаки (истинной) красоты, – а телесной красоты не будем искать, и не станем укорять ее за то, что не от нее зависит, или лучше, и вовсе не станем укорять, потому что это свойственно дерзости, не будем огорчаться и негодовать. Или не видите, сколько таких, которые жили и с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь; напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до глубокой старости? Истребим внутреннюю скверну, исторгнем внутренние недостатки, уничтожим пятна душевные. Бог желает такой красоты. Уготоваем ее (жену) прекрасной для Бога, а не для себя самих. Не станем искать денег, ни внешнего благородства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть через жену, постыдно и позорно такое богатство… Не ищи от жены больших денег, и ты легко найдешь все другое. …Но, увы, мы всегда так поступаем. Если у нас есть сын, то мы не о том стараемся, чтобы он был хорош, но как бы найти ему богатую жену, не о том, чтоб был благонравен, а о том, чтоб был богат. И если начертываем образ жизни, то также не о том заботимся, как бы нам жить безгрешно, но о том, как бы нам приобретать больше прибытков. Деньги стали значить все. Оттого и повредилось все, что мы одержимы этой страстью». Иоанн Златоуст (т.7, ч.2, беседа 73): «…нынешние женщины заботятся о том, чтоб показаться благообразными, красивыми и приятными по наружности. Вот их слава, вот их спасение! А о каких-нибудь возвышенных и важных предприятиях они и во сне не помышляют. …Кто, намереваясь вступить в брак, старался узнать нрав и поведение девицы? Никто. Напротив, всякий тотчас расспрашивает о деньгах, об имении, о том, сколько всякого рода домашних вещей, - все равно, как бы хотел купить что-нибудь, или заключить какой-нибудь обыкновенный торговый договор. По этой причине и брак называют этим именем. Слыхал я, как многие говорят: такой-то сделал договор с такою-то, т. е. женился. Так ругаются над дарами Божиими: женятся и выходят замуж, как будто продают и покупают что-нибудь. А письменные условия по бракам заключаются с гораздо большею осторожностью, чем по делам купли и продажи. Посмотрите, как древние вступали в брак, и подражайте им. Как же они вступали? Они искали в невесте доброго поведения и нравов, и совершенства душевного; а потому не имели нужды в письменных договорах, в обеспечении посредством бумаги и чернил. Вместо всего им достаточно было душевных свойств невесты. Итак, умоляю и вас искать не денег и богатства, но доброго поведения и кротости. Ищи девицу богобоязненную и благоразумную, и это будет для тебя лучше бесчисленных сокровищ. Если ты будешь искать угодного Богу, то и это получишь; но если, оставив первое, погонишься за последним, не получишь и того. Но такой-то, скажешь ты, от жены разбогател. Не стыдно ли тебе приводить такие примеры? Слыхал я от многих вот какие слова: лучше желал бы я терпеть крайнюю бедность, нежели получить богатство от жены. И действительно, что может быть неприятнее такого богатства? Что может быть тягостнее такого изобилия? Что постыднее - сделаться таким образом знаменитым и подать повод всем говорить о себе: такой-то от жены разбогател? …». Платон, митроп. Московский (т.4, Слово на Сретение Господне): «…(некоторые) при самом начале полагают уже основание будущего своего несчастия, и в самое святое действие вмешивают страсть. Во избирании будущей в жизни своей помощницы смотрят на богатство, разбирают знаменитость рода, прельщаются надеждою богатого наследства, пленяются наружным видом других пленять могущим: а благонравие где? где доброе воспитание? где уважение честности рода? где надежда, найти в супружнице подкрепление добродетели своей, в домостроительстве помощь, в воспитании детей споспешество? Сии окрестности почитаются или излишними, или маловажными, или случайными. Что же потом? несколько дней или месяцев не успеет пройти, как уже и начинает дух несогласия всевать ссоры к немиролюбному житию. Тленность красоты со временем увядает. А чрез то утихает жар не основательной любви. Надежда, получить какое-либо имение или выгоды, чрез много различные случаи уходит из рук: супружница представляется незаслуживающею внимания и отвратительною. Дом чрез нарушение согласия приходит в упадок. Дети остаются без воспитания: мало, что остаются без воспитания: еще притом развратностью своею мучительно терзают несчастливых родителей сердце. Чем помочь столь бедно погружающемуся кораблю? Одна добродетель сие волнение может утишить и привести к пристанищу. Но ее нет: она еще при самом начале вступления в брак пренебрежена. Ищут разводов, то есть, чтоб расторгнуть те священные клятвы, которыми они ко взаимному себя люблению обязали пред лицом алтаря. По получении сего несчастливого расторжения предаются власти своевольной жизни: дети остаются без родителей, как бы они уже мертвые были, или не знают, кому они из родителей принадлежат. Вот какие следствия нарушения порядка Богом уставленного!».
|