Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И свобод человека и гражданина
Прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполне- нием законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам прав и сво- бод (глава 2 раздела I Конституции РФ). Речь идет о защите политичес- ких, трудовых, юридических, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурор- ского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор — его, в пер- вую очередь, интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы чело- века и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельнос- ти на современном этапе.
Включение в Раздел III Закона о прокуратуре специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуальности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой, — о повышении роли прокуратуры как орга- на надзора в обеспечении этих прав и свобод в переходный для государ- ства период. В правовом государстве, которое у нас создается, приори- тетным является соблюдение прав и свобод личности. Будучи принятой в Европейский Союз, Российская Федерация взяла на себя обязательство по неукоснительному соблюдению прав и свобод человека и гражданина, по 182
созданию необходимых условий для реализации гражданами предостав- ленных им прав и свобод.
Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в последнее время, ухудшение работы судов вследствие возросшего количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ос- лабление правовой защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдени- ем прав и свобод человека и гражданина.
Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод челове- ка и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде- ральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представитель- ными (законодательными) и исполнительными органами субъектов феде- рации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управле- ния и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Анализ содержания названной статьи позволяет сделать вывод о том, что полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод чело- века и гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы соб- ственности, начиная с федеральных министерств и ведомств. Закон в этом отношении не содержит каких-либо ограничений. Иными словами, при по- ступлении сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе провести проверку или совершить иные надзорные дейст- вия в любом органе, на любом предприятии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией РФ на все без исключения органы. Из этого видно, какое значение законодатель придает соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно за- щищены, и в случае нарушения этих прав и свобод они могут рассчиты- вать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры.
Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального проку- рора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Эти зада- чи в значительной мере совпадают с задачами, решаемыми прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов (лекция 8).
Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, чтобы надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находился в центре их постоянного внимания, чтобы прокуроры остро реагировали на факты ущемления прав и свобод личности. При этом предметом особой заботы прокуроров должно быть соблюдение прав и свобод слабозащищенных категорий населения (инвалидов, престарелых, детей, потерявших роди- телей и некоторых других).
Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рас- сматривать и разрешать подведомственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.
Надзорные мероприятия, в первую очередь, должны проводиться в тех государственных органах, на которые возложено осуществление контро- ля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как от того, как применяют эти органы, их должностные лица предоставленные им полномочия и исполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит состояние обеспечения этих прав и свобод. Однако, осуществляя надзор за исполнением законов этими органами, прокурор должен дейст- вовать строго в рамках предоставленной ему компетенции, не допуская вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность названных ор- ганов и не подменяя их.
Если установлен судебный порядок рассмотрения споров, связанных с нарушением прав и свобод человека и гражданина, прокурор, не подме- няя суд, может воспользоваться правом обращения с исками в суды в за- щиту интересов граждан.
Прокурор должен быть особенно нетерпим к фактам проявления без- душия к гражданам со стороны соответствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и сво- бод граждан.
Одна из главнейших задач прокуратуры как федерального правоза- щитного органа — это защита общественных и публичных интересов. Прокуроры обязаны, в первую очередь, предпринимать такие действия и меры, которые способствуют защите прав и свобод всех или многих
граждан, проживающих в стране или в регионах. Речь должна идти о дей- ствиях, предупреждающих принятие или издание правовых актов пред- ставительными, исполнительными органами, которыми могут быть на- рушены права и свободы всех или многих граждан, о принятии мер к отмене подобных актов, о предъявлении исков (заявлений) в суды в за- щиту интересов всех или многих граждан, проживающих в регионе и т.д. К сожалению, возможности прокуратуры по защите общественных пуб- личных интересов нередко используются далеко не полностью.
|