Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание. Изучите или используйте 17, 90, 97, 119, 133, 134, 136, 137, 157, при- веденные в Приложении IV.
Изучите или используйте 17, 90, 97, 119, 133, 134, 136, 137, 157, при- веденные в Приложении IV.
ЛЕКЦИЯ 10
Правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов
Понятие правовых средств реагирования прокурора на нарушения законов
Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствую- щие нарушениям, и виновных лиц прокурор принимает меры к их устране- нию и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц. Для этого законодательством, ре- гулирующим прокурорский надзор, предусматривается ряд специфических полномочий прокуроров обеспечивающих устранение нарушений законов. Такие полномочия в теории и практике прокурорского надзора принято именовать правовыми средствами прокурорского реагирования на наруше- ния законов или правовыми средствами прокурорского надзора.
Средства реагирования по своему внешнему выражению, порядку применения могут быть общими для всех отраслей прокурорского надзо- ра и участков деятельности прокуратуры и специфическими, характер- ными для отдельных отраслей надзора и участков деятельности. К числу общих средств реагирования можно отнести опротестование противоре- чащих закону актов, внесение представлении об устранении нарушений законов. К специфическим средствам реагирования можно отнести такие, как дача заключений и заявление ходатайств прокурором в суде.
Предусмотренные законодательством и совершаемые в установ- ленном порядке действия по устранению выявленных нарушений за- конов, а также причин и условий, им способствующих, привлечению к ответственности виновных лиц являются правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законов.
Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает еди- ного письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзо- ра. Для некоторых из них, например, представлений вносимых в порядке уголовного судопроизводства, установлена письменная форма, для дру-
гих, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная форма.
Акты прокурорского надзора — это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий. Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее над- зор, не обладает административной властью, т.е. не вправе отдавать рас- поряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Он не может непосредственно сам отменить незаконный право- вой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Именно посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответст- венности виновных лиц.
Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. За исключением представлений, эти акты носят распорядительный характер, обязывающий органы дознания и следствия выполнить определенные действия.
Внесение соответствующих актов прокурорского надзора — это не столько право, сколько обязанность прокурора. Выявив нарушение зако- на, кем бы оно не было совершено, прокурор обязан реагировать на это в установленном законом порядке.
Акты прокурорского надзора — это индивидуальные акты, обращен- ные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определен- ными фактами (нарушениями законов). Акт прокурорского надзора обя- зывает другой орган, должностное лицо, руководителя коммерческой организации реагировать на него установленным законом образом: рас- смотреть, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное составление актов прокурорского надзора, точное и пол- ное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.
Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вы- званных нарушением законов, степени вины правонарушителей. Обычно применяются такие правовые средства реагирования и акты прокурорско- го надзора, избираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать высшего эффекта, при том наиболее оперативно — в плане устранения и предупреждения нарушения законов.
К прокурорскому реагированию предъявляются определенные требо- вания: оно должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адек- ватным и законченным. Оно должно дополняться мерами профилакти- ческого характера. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативны.
Институт прокурорского реагирования — это не только действенное средство устранения нарушений законов и привлечения к ответственнос- ти виновных в этом лиц, но и, что особенно важно, эффективный инстру- мент предупреждения нарушений законов. Принятие прокурором опера- тивных мер к устранению выявленных нарушений законов и установленных обстоятельств, им способствующих, а также к привлече- нию к соответствующему виду ответственности виновных лиц способст- вует предупреждению правонарушений, формированию у исполнителей законов здорового (правильного) правосознания, основанного на уважи- тельном отношении к закону.
|