Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В областном комитете природных ресурсов
Содержание и методика проведения каждой проверки в комитете при- родных ресурсов предмет ее доказывания зависят от характера сведений о нарушении экологических законов и от целей, которых намеревается до- стичь прокурор. Поэтому в ходе одной проверки могут выясняться одни правовые вопросы, а в ходе другой — иные. Однако во всех случаях про- куроры особое внимание обращают на то, как соответствующие должно- стные лица исполняют возложенные на них служебные обязанности, за- крепленные в положении об этом органе. Данная работа прокурора способствует активизации и совершенствованию деятельности комитетов природных ресурсов.
В ходе проверки в названном комитете, в первую очередь, подлежат проверке сведения о нарушении (неисполнении) экологического законо- дательства, которые поступили к прокурору. Это может быть информация о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей должностными
лицами комитета, пассивности в работе, об уклонении от проведения проверок и непринятии мер к устранению экологических правонаруше- ний, о превышении полномочий при наложении административных взыс- каний, об отсутствии контроля за исполнением предписаний и постанов- лений, вынесенных комитетом, соответствующими должностными лицами предприятий и других органов, которым они были направлены.
В комитете прокуроры, во-первых, ознакомившись с приказами, поло- жениями, инструкциями и другими актами (документами), изданными его председателем; текущими и перспективными планами работы; журналами и книгами учета, в том числе с журналами учета предписаний и протоколов об административных правонарушениях; материалами проверок и обсле- дований, протоколами, актами, предписаниями, актами-предписаниями, постановлениями, ответами на них руководителей предприятий и других органов, административными делами; статистическими отчетами; с пись- мами, жалобами и заявлениями, обращениями государственных и иных ор- ганов; с копиями экологических паспортов предприятий, и при необходи- мости и с другими документами, и, во-вторых, — проведя беседы с руководителями и с государственными инспекторами, истребовав от них устные или письменные объяснения, выясняют следующие вопросы: •> обладает ли комитет полноценной информацией о состоянии воздуш- ной среды, водных и других объектов в регионе и о нарушениях эко- логического законодательства;
*•* какие предприятия, кооперативы, учреждения, другие органы причи- няют наибольший вред воздушной и водной среде, чем это вызвано и какие в связи с этим меры принимаются комитетом, ведется ли учет та- ких предприятий, проводится ли инвентаризация источников сбросов и выбросов вредных веществ. В комитете обычно составляются планы работы на экологически неблагополучных предприятиях (пообъектные планы), с которыми необходимо знакомиться в ходе проверок; *»* осуществляется ли учет (регистрация) поступающих в комитет сведе- ний в виде жалоб, заявлений, устных сообщений, сообщений средств массовой информации и т.д. о нарушениях экологического законода- тельства, своевременно ли в связи с этим проводятся проверки, дру- гие мероприятия в целях выявления, устранения и предупреждения экологических правонарушений;
*»* всегда ли устанавливаются виновные лица, привлекаются ли они к ус- тановленной законом дисциплинарной или административной ответ- ственности. Вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной
ответственности обычно ставится в предписаниях или постановлени- ях, направляемых руководителям предприятий или других органов; во всех ли случаях определяется материальный ущерб, причиненный выбросами газообразных и пылеобразных веществ в атмосферу, сбро- сами неочищенных сточных вод в водные объекты, образованием не- санкционированных свалок промышленных и бытовых отходов и т.д., возмещается ли такой ущерб за счет юридических и физических лиц и предъявляются ли, в частности, иски в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды к предприятиям и другим органам, к должностным лицам, руководителям коммерческих организаций и гражданам о взы- скании средств в возмещение ущерба, причиненного выбросами, сбросами загрязняющих веществ, а также размещением отходов; не причинен ли экологический вред в виде изменения в худшую сто- рону климатических условий, среды обитания людей, среды обитания животных, как это отразилось на состоянии здоровья людей и как может отразиться в будущем;
не нанесен ли экономический вред в виде гибели лесов, иного расти- тельного мира, уменьшения плодородия земель, уменьшения доходов, снижения качества продуктов питания и т.д.;
соответствуют ли закону издаваемые комитетом правовые акты и принимаемые решения (постановления), в том числе о привлечении виновных лиц к административной ответственности, о запрещении, приостановлении или ограничении строительства, реконструкции, эксплуатации промышленных, иных объектов, эксплуатации пере- движных источников загрязнения, о выдаче разрешений на захоро- нение промышленных отходов, сбросы и выбросы вредных веществ, на пользование природными ресурсами, а также об аннулировании лицензий (разрешений) на пользование отдельными видами природ- ных ресурсов;
осуществляется ли контроль за исполнением выносимых комитетом предписаний и постановлений. Если остались не выполнены требова- ния, содержащиеся в этих актах, необходимо поинтересоваться, по- чему это произошло;
передаются ли в органы прокуратуры и внутренних дел материалы, содержащие признаки преступлений; соблюдаются ли установленные сроки передачи этих материалов. В руководящих документах Гене- ральной прокуратуры РФ содержится требование о необходимости проведения ежегодных сверок, направляемых в прокуратуры матери-
алов и принятых ими к производству этих материалов, устанавливая при этом, когда поступили материалы в прокуратуры и какие решения по ним приняты. При обнаружении в ходе проверки материалов, со- держащих признаки преступлений и не направленных в органы про- куратуры, их необходимо истребовать для решения вопроса о воз- буждении уголовного дела; *** какова результативность принимаемых комитетом мер по устранению
и предупреждению нарушений экологического законодательства; *> что делается комитетом для распространения экологических знаний и повышения правовой культуры населения.
Если ранее прокурором вносились представления и другие акты реа- гирования в адрес председателя комитета, то следует поинтересоваться, что реально сделано для устранения нарушений законов и не совершают- ся ли такие же нарушения, на которые уже реагировал прокурор.
Могут выясняться и такие вопросы:
< * взаимодействует ли комитет при осуществлении государственного контроля за соблюдением экологического законодательства с органа- ми представительной и исполнительной власти, природоохранными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, право- охранительными органами, координирует ли деятельность природоо- хранных органов;
•3* принимают ли участие сотрудники комитета в работе государствен- ных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительст- вом объектов; не было ли случаев принятия в эксплуатацию объектов, не отвечающих требованиям экологического законодательства; *»* на всех ли предприятиях введены экологические паспорта и осуществ- ляется ли контроль за их правильным ведением;
*«* для всех ли предприятий и других органов установлены размеры пла- ты за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в вод- ные объекты, за размещение промышленных, строительных и быто- вых отходов, осуществляется ли контроль за поступлением этих средств (платы) в экологические фонды;
*«* на законном ли основании расходуются средства экологических фондов.
Кроме этого, следует поинтересоваться, какое участие принимает коми- тет в организации и осуществлении государственной экологической экс- пертизы проектов строек и других объектов. Необходимо выяснить, вноси- лись ли комитетом представления в финансовые органы о прекращении
финансирования производства работ по проектам на строительство, рекон- струкцию предприятий и сооружений, не удовлетворяющих требованиям государственной экологической экспертизы; привлекались ли к ответст- венности руководители предприятий, учреждений и организаций за невы- полнение заключений государственной экологической экспертизы.
Следует также поинтересоваться, участвует ли комитет в ведении эко- логического мониторинга, учете, оценке и ведении кадастров отдельных видов природных ресурсов, а также в организации и ведении реестра опасных отходов. В зависимости от содержания проверки прокурором могут выясняться и другие вопросы.
Выявив нарушения экологического, иного законодательства, необхо- димо в каждом конкретном случае разобраться в их причинах, устано- вить обстоятельства, этому способствующие. Только так можно добить- ся реального укрепления законности в деятельности природоохранного органа. Прокурорские проверки должны способствовать не только ук- реплению законности и совершенствованию их деятельности, но и улучшению взаимодействия прокуроров с ними. Они должны служить средством оказания правовой и методической помощи работникам этих органов.
Методика проведения прокурорской проверки,
|