Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В областном комитете природных ресурсов






Содержание и методика проведения каждой проверки в комитете при-
родных ресурсов предмет ее доказывания зависят от характера сведений о
нарушении экологических законов и от целей, которых намеревается до-
стичь прокурор. Поэтому в ходе одной проверки могут выясняться одни
правовые вопросы, а в ходе другой — иные. Однако во всех случаях про-
куроры особое внимание обращают на то, как соответствующие должно-
стные лица исполняют возложенные на них служебные обязанности, за-
крепленные в положении об этом органе. Данная работа прокурора
способствует активизации и совершенствованию деятельности комитетов
природных ресурсов.

В ходе проверки в названном комитете, в первую очередь, подлежат
проверке сведения о нарушении (неисполнении) экологического законо-
дательства, которые поступили к прокурору. Это может быть информация
о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей должностными

лицами комитета, пассивности в работе, об уклонении от проведения
проверок и непринятии мер к устранению экологических правонаруше-
ний, о превышении полномочий при наложении административных взыс-
каний, об отсутствии контроля за исполнением предписаний и постанов-
лений, вынесенных комитетом, соответствующими должностными
лицами предприятий и других органов, которым они были направлены.

В комитете прокуроры, во-первых, ознакомившись с приказами, поло-
жениями, инструкциями и другими актами (документами), изданными его
председателем; текущими и перспективными планами работы; журналами
и книгами учета, в том числе с журналами учета предписаний и протоколов
об административных правонарушениях; материалами проверок и обсле-
дований, протоколами, актами, предписаниями, актами-предписаниями,
постановлениями, ответами на них руководителей предприятий и других
органов, административными делами; статистическими отчетами; с пись-
мами, жалобами и заявлениями, обращениями государственных и иных ор-
ганов; с копиями экологических паспортов предприятий, и при необходи-
мости и с другими документами, и, во-вторых, — проведя беседы с
руководителями и с государственными инспекторами, истребовав от них
устные или письменные объяснения, выясняют следующие вопросы:
•> обладает ли комитет полноценной информацией о состоянии воздуш-
ной среды, водных и других объектов в регионе и о нарушениях эко-
логического законодательства;

*•* какие предприятия, кооперативы, учреждения, другие органы причи-
няют наибольший вред воздушной и водной среде, чем это вызвано и
какие в связи с этим меры принимаются комитетом, ведется ли учет та-
ких предприятий, проводится ли инвентаризация источников сбросов и
выбросов вредных веществ. В комитете обычно составляются планы
работы на экологически неблагополучных предприятиях (пообъектные
планы), с которыми необходимо знакомиться в ходе проверок;
*»* осуществляется ли учет (регистрация) поступающих в комитет сведе-
ний в виде жалоб, заявлений, устных сообщений, сообщений средств
массовой информации и т.д. о нарушениях экологического законода-
тельства, своевременно ли в связи с этим проводятся проверки, дру-
гие мероприятия в целях выявления, устранения и предупреждения
экологических правонарушений;

*»* всегда ли устанавливаются виновные лица, привлекаются ли они к ус-
тановленной законом дисциплинарной или административной ответ-
ственности. Вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной


ответственности обычно ставится в предписаниях или постановлени-
ях, направляемых руководителям предприятий или других органов;
во всех ли случаях определяется материальный ущерб, причиненный
выбросами газообразных и пылеобразных веществ в атмосферу, сбро-
сами неочищенных сточных вод в водные объекты, образованием не-
санкционированных свалок промышленных и бытовых отходов и т.д.,
возмещается ли такой ущерб за счет юридических и физических лиц и
предъявляются ли, в частности, иски в суды общей юрисдикции и в
арбитражные суды к предприятиям и другим органам, к должностным
лицам, руководителям коммерческих организаций и гражданам о взы-
скании средств в возмещение ущерба, причиненного выбросами,
сбросами загрязняющих веществ, а также размещением отходов;
не причинен ли экологический вред в виде изменения в худшую сто-
рону климатических условий, среды обитания людей, среды обитания
животных, как это отразилось на состоянии здоровья людей и как
может отразиться в будущем;

не нанесен ли экономический вред в виде гибели лесов, иного расти-
тельного мира, уменьшения плодородия земель, уменьшения доходов,
снижения качества продуктов питания и т.д.;

соответствуют ли закону издаваемые комитетом правовые акты и
принимаемые решения (постановления), в том числе о привлечении
виновных лиц к административной ответственности, о запрещении,
приостановлении или ограничении строительства, реконструкции,
эксплуатации промышленных, иных объектов, эксплуатации пере-
движных источников загрязнения, о выдаче разрешений на захоро-
нение промышленных отходов, сбросы и выбросы вредных веществ,
на пользование природными ресурсами, а также об аннулировании
лицензий (разрешений) на пользование отдельными видами природ-
ных ресурсов;

осуществляется ли контроль за исполнением выносимых комитетом
предписаний и постановлений. Если остались не выполнены требова-
ния, содержащиеся в этих актах, необходимо поинтересоваться, по-
чему это произошло;

передаются ли в органы прокуратуры и внутренних дел материалы,
содержащие признаки преступлений; соблюдаются ли установленные
сроки передачи этих материалов. В руководящих документах Гене-
ральной прокуратуры РФ содержится требование о необходимости
проведения ежегодных сверок, направляемых в прокуратуры матери-

алов и принятых ими к производству этих материалов, устанавливая
при этом, когда поступили материалы в прокуратуры и какие решения
по ним приняты. При обнаружении в ходе проверки материалов, со-
держащих признаки преступлений и не направленных в органы про-
куратуры, их необходимо истребовать для решения вопроса о воз-
буждении уголовного дела;
*** какова результативность принимаемых комитетом мер по устранению

и предупреждению нарушений экологического законодательства;
*> что делается комитетом для распространения экологических знаний и
повышения правовой культуры населения.

Если ранее прокурором вносились представления и другие акты реа-
гирования в адрес председателя комитета, то следует поинтересоваться,
что реально сделано для устранения нарушений законов и не совершают-
ся ли такие же нарушения, на которые уже реагировал прокурор.

Могут выясняться и такие вопросы:

< * взаимодействует ли комитет при осуществлении государственного
контроля за соблюдением экологического законодательства с органа-
ми представительной и исполнительной власти, природоохранными
органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, право-
охранительными органами, координирует ли деятельность природоо-
хранных органов;

•3* принимают ли участие сотрудники комитета в работе государствен-
ных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительст-
вом объектов; не было ли случаев принятия в эксплуатацию объектов,
не отвечающих требованиям экологического законодательства;
*»* на всех ли предприятиях введены экологические паспорта и осуществ-
ляется ли контроль за их правильным ведением;

*«* для всех ли предприятий и других органов установлены размеры пла-
ты за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в вод-
ные объекты, за размещение промышленных, строительных и быто-
вых отходов, осуществляется ли контроль за поступлением этих
средств (платы) в экологические фонды;

*«* на законном ли основании расходуются средства экологических
фондов.

Кроме этого, следует поинтересоваться, какое участие принимает коми-
тет в организации и осуществлении государственной экологической экс-
пертизы проектов строек и других объектов. Необходимо выяснить, вноси-
лись ли комитетом представления в финансовые органы о прекращении


финансирования производства работ по проектам на строительство, рекон-
струкцию предприятий и сооружений, не удовлетворяющих требованиям
государственной экологической экспертизы; привлекались ли к ответст-
венности руководители предприятий, учреждений и организаций за невы-
полнение заключений государственной экологической экспертизы.

Следует также поинтересоваться, участвует ли комитет в ведении эко-
логического мониторинга, учете, оценке и ведении кадастров отдельных
видов природных ресурсов, а также в организации и ведении реестра
опасных отходов. В зависимости от содержания проверки прокурором
могут выясняться и другие вопросы.

Выявив нарушения экологического, иного законодательства, необхо-
димо в каждом конкретном случае разобраться в их причинах, устано-
вить обстоятельства, этому способствующие. Только так можно добить-
ся реального укрепления законности в деятельности природоохранного
органа. Прокурорские проверки должны способствовать не только ук-
реплению законности и совершенствованию их деятельности, но и
улучшению взаимодействия прокуроров с ними. Они должны служить
средством оказания правовой и методической помощи работникам этих
органов.

Методика проведения прокурорской проверки,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал