Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов
На прокурора возложен надзор за исполнением многочисленных зако- нодательных актов, регулирующих общественные отношения в самых различных сферах жизни и деятельности общества. При нарушении лю- бого закона, кем бы оно ни было совершено, прокурор реагирует уста- новленным законом образом, поскольку любое правонарушение общест- венно опасно: исключений быть не может. Прокурор осуществляет надзор за исполнением всех законов.
Однако в зависимости от задач, решаемых государством на каждом этапе его развития, кардинальным изменениям подвергается законода- тельство, в особенности при смене общественной формации, что проис- ходит в настоящее время в России. Появляется необходимость в правовом регулировании вновь возникших общественных отношений, например, в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий, в аграрной сфере, где серьезным изменениям подвергается институт собст- венности на землю. Принимаются новые законы, надзор за исполнением которых возлагается на прокуроров. Поскольку от того, как исполняются эти законы, во многом зависит реализация намеченных государством преобразований в социальной, экономической, оборонной и других сфе- рах, а также состояние законности и правопорядка, определяются и на- правления прокурорского надзора за исполнением законов.
Направление — это надзор за исполнением конкретного закона или нескольких, законов, регулирующих общественные отношения в опреде- ленной сфере (банковской, налоговой, аграрной и других).
Исходя из задач, стоящих в современный период перед российским государством, сформировавшейся структуры федерального законодатель- ства и сложившейся практики работы прокуратуры, необходимо выде- лить следующие направления (подотрасли) прокурорского надзора за ис- полнением законов:
<» надзор за исполнением: законодательства о политических правах и свободах граждан; законодательства о гражданстве; законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдении правил по технике бе- зопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жилищного за- конодательства; законодательства о приватизации жилищного фонда; законодательства о защите прав потребителей; экологического законо- дательства; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законодательства о льготах; законода- тельства о борьбе с наркоманией; законодательства о несовершенно- летних; законодательства об обращениях граждан (социальная сфера); *> надзор за исполнением законодательства о собственности; законода- тельства о предпринимательстве; законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аг- рарного (земельного) законодательства; инвестиционного законода- тельства; законодательства об аренде; дорожно-транспортного зако- нодательства (экономическая сфера);
*«* надзор за исполнением законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычай- ных ситуациях или чрезвычайном положении (оборонная сфера); *•* надзор за исполнением законодательства о внешнеэкономической де- ятельности; таможенного законодательства (внешнеэкономическая сфера);
*»* надзор за законностью привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности; применения мер администра- тивного пресечения и предупреждения; содержания под стражей лиц, совершивших административные правонарушения (админист- ративно-юрисдикционная сфера).
Выделяется свыше тридцати направлений (подотраслей) " фокурорско- го надзора за исполнением законов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров.
Что касается прокурорского надзора за законностью правовых актов, то здесь необходимо выделить следующие направления: надзор за законнос- тью правовых актов, издаваемых органами представительной и исполни- тельной власти, включая и органы местного самоуправления; федеральны- ми министерствами и ведомствами; органами контроля; министерствами и ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; пред- приятиями, учреждениями, организациями, в том числе негосударствен- ными; общественными организациями.
Выделение направлений прокурорского надзора за исполнением зако- нов позволяет лучше организовать работу прокуратуры, закрепить надзор по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выяв- ленных нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а так- же составление статистических отчетов.
В зависимости от состояния исполнения законов и, в частности, от то- го, нарушения каких законов допускаются в регионах, для одних проку- роров могут быть актуальными одни направления прокурорского надзора за исполнением законов, для других — иные. Если не допускаются нару- шения тех или иных законов, то отсутствуют основания для вмешатель- ства прокурора. Необходим, следовательно, в первую очередь, надзор за исполнением тех законов, которые нарушаются.
В связи с тем, что в настоящее время почти повсеместно нарушается законодательство о приватизации государственных и муниципальных предприятий, законодательство о банках и банковской деятельности и при этом существенно ущемляются права граждан и законные интересы государства, прокурорский надзор за исполнением этих законов является особо актуальным.
Для прокуроров сельских районов исключительную актуальность представляет надзор за исполнением аграрного (земельного) законода- тельства ввиду его многочисленных нарушений.
Особого внимания со стороны территориальных прокуроров требует надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
С учетом большой распространенности нарушений законов и наступа- ющих вредных последствий для транспортных прокуроров особую значи- мость приобретает надзор за исполнением таможенного законодательства, 138
для природоохранных прокуроров — надзор за исполнением законодатель- ства об охране атмосферного воздуха и вод. Для военных прокуроров, при- оритетным является надзор за исполнением законодательства, регулирую- щего вопросы материально-бытового обеспечения военнослужащих, сохранения государственного имущества и вооружения.
Ввиду роста травматизма на производстве, в особенности на малых предприятиях, для всех прокуроров становится особо актуальным надзор за исполнением законодательства об охране труда и соблюдению правил по технике безопасности.
В связи с неконтролируемым распространением огнестрельного, в том числе и боевого оружия, среди населения и ростом преступлений, совер- шенных с применением оружия и боеприпасов, в поле постоянного вни- мания прокуроров должен находиться надзор за исполнением законода- тельства об оружии. Актуальным является также надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях, поскольку ор- ганы, наделенные правом применения административных санкций, не- редко допускают нарушения или бездействуют.
Неослабное внимание должно уделяться прокурорскому надзору за за- конностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) органами пред- ставительной и исполнительной власти областного и равного им звеньев, а также органами местного самоуправления. Это обстоятельство связано с тем, что названными органами нередко издаются акты в нарушение за- конов. Нарушаются права всех или многих граждан, проживающих в со- ответствующих регионах, ущемляются законные интересы предприятий, учреждений и организаций.
Сказанное не означает, что в поле зрения прокурора должны нахо- диться только названные направления прокурорского надзора за испол- нением законов. При получении информации о нарушении любого друго- го закона прокурор принимает меры к установлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств, проводя прокурорские проверки и совершая другие надзорные действия, внося ак- ты прокурорского надзора (реагирования).
|