Методическое обеспечение прокурорского надзора
Речь идет об обеспечении прокуроров соответствующими методичес- кими пособиями, разработками, письмами. В них в той или иной мере ис- пытывают нужду все прокурорские работники, вне зависимости от того, какие отрасли надзора или направления (участки) деятельности прокура- туры за ними закреплены.
Разработкой методической литературы в той или иной мере занимают- ся НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генераль- ной прокуратуре РФ, институты повышения квалификации прокурорских и следственных кадров, органы прокуратуры всех звеньев. Однако эта ра- бота не полностью отвечает потребностям практики. Не имея методичес-. ких разработок, прокуроры испытывают определенные трудности при проведении проверок исполнения того или иного законодательства. И это отражается на качестве проверок.
В связи с тем, что в стране идет активный правотворческий процесс — принимаются новые законы и другие нормативные акты, вносятся изме- нения и дополнения в действующие акты, изменяется правоприменитель-
ная практика, — методические пособия, разработки и письма быстро ста- реют. Требуется разрабатывать новые методические материалы, вносить исправления в ранее действующие.
Особая потребность ощущается в частных методиках, под которы- ми понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокуро- рами для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкрет- ного закона или группы однородных законов, способствующих им обстоятельств на конкретном объекте, в органе. Речь может идти, к примеру, о таких частных методиках, как «Методика проведения провер- ки исполнения законодательства об использовании федеральной собст- венности на предприятии железнодорожного транспорта или «Методика проведения проверки исполнения законодательства об оружии органами, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность». Ча- стные методики обычно включают:
* руководящие указания Генерального прокурора РФ, других прокуро- ров (прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур) в части предмета проверки ис- полнения данного законодательства;
* перечень законодательных и иных нормативных актов, применяемых данным органом, с обязательным указанием источников их опублико- вания;
*1* перечень ведомственных актов, отражающих характер и специфику деятельности органа и его структурных подразделений;
*! * перечень основных источников информации (сведений) о нарушении законов;
*«* основные способы фиксации и хранения информации о нарушении законов;
*•* общие рекомендации по сбору информации о нарушении законов;
*«• типичные, т.е. наиболее часто допускаемые нарушения законов на подобных объектах с указанием конкретных норм права, которые на- рушаются;
* возможные причины и условия, способствующие нарушениям зако- нов;
*•* характер производственной и иной деятельности органа, особенности
технологических и других процессов; *»* общую структуру объекта проверки с перечислением его основных
структурных подразделений (цехов, участков, отделов, лабораторий
и т.п.);
*1* особенности подготовки прокуроров к проверке исполнения законо- дательства на этом объекте; «5» примерный перечень специалистов, которые могут быть привлечены
к проверке;
* основания проведения совместных (одновременных) с другими орга- нами проверок; *1* перечень документов и других материалов, ведущихся проверяемым
органом, с которыми необходимо ознакомиться в ходе проверки; *«* примерный перечень вопросов, выясняемых прокурором и специали- стами в ходе проверки (этот перечень должен быть достаточно пол- ным);
«5» тактические и иные приемы, применяемые прокурором и специалис- тами для выявления нарушений законов и установления способству- ющих им обстоятельств;
•> применяемые прокурором правовые средства реагирования на выяв- ленные нарушения законов.
Понятно, что основной массив частных методик должен разрабаты- ваться прокурорскими работниками Генеральной прокуратуры РФ с при- влечением к этому ученых из институтов системы прокуратуры. Но не могут находится в стороне от этой работы и прокуратуры субъектов Рос- сийской Федерации. Совершенствованию методического обеспечения прокурорского надзора за исполнением законов может способствовать
также:
3* подготовка методических пособий на основе объединения усилий не- скольких прокуратур субъектов Российской Федерации;
•> проведение занятий в форме семинаров по обмену опытом работы по надзору за исполнением законов с последующим использованием ма- териалов семинаров для подготовки методических пособий;
*•• задания нижестоящим прокурорам на отработку конкретных методи- ческих вопросов, по которым они испытывают трудности;
*1* подготовка слушателями, обучающимися в институтах повышения квалификации, выпускных работ (рефератов) по методическим во- просам с последующей их переработкой в методические пособия;
««» прохождение стажировок в областной и равных ей прокуратурах ра- ботников прокуратур районного звена с подготовкой итоговой рабо- ты в виде методической разработки. Во всяком случае надлежит максимально эффективно использовать
все пути для совершенствования и пополнения методической базы про- курорского надзора за исполнением законов.
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте определение тактики прокурорского надзора.
2. В чем проявляется взаимосвязь тактики прокурорского надзора и следственной тактики?
3. Сформулируйте определение методики прокурорского надзора.
4. В каком соотношении находятся тактика и методика прокурорского надзора?
5. Что понимается под тактическими и методическими приемами?
6. Раскройте примерную структуру методического пособия.
7. Перечислите основные направления совершенствования методичес- кого обеспечения прокурорского надзора.
|