Формы координации и взаимодействия правоохранительных органов
Для достижения целей координационной деятельности ее участники
используют различные формы взаимосвязанных совместных действий. Основными формами координации являются:
•I» проведение координационных совещаний руководителей правоохра- нительных органов;
< • обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
•I* совместные выезды в регионы для проведения согласованных дейст- вий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным ор- ганам в борьбе с преступностью, изучения и распространения поло- жительного опыта;
* создание следственно-оперативных групп для расследования кон- кретных преступлений;
*«• проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пре- сечения преступлений, а также устранения причин и условий, способ- ствующих их совершению;
*1* взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
* оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;
< • издание совместных приказов, указаний, подготовка информацион- ных писем, иных организационно-распорядительных документов; выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информаци- онных изданий; •> разработка и утверждение согласованных планов координационной
деятельности;
<» совместное проведение проверок соблюдения законов; * совместная разработка предложений для включения в региональные программы борьбы с преступностью.
Перечень этот не является исчерпывающим. Практика показывает, что возможны также иные формы координации. К числу наиболее значимых относится организация и проведение координационных совещаний руко- водителей правоохранительных органов. Совещание возглавляет предсе- датель-прокурор, который созывает его по мере необходимости (но не реже одного раза в квартал), а также по инициативе одного из членов ко- ординационного совещания.
На заседания могут быть приглашены представители органов власти, руководители ведомств, общественных объединений, контролирующих органов, представители средств массовой информации. При обсуждении всех вопросов руководители правоохранительных органов, члены коор- динационного совещания пользуются равными правами. Решение сове- щания считается принятым, если оно одобрено руководителями правоо- хранительных органов, на которых возлагается его исполнение. Реализация исполнения решений производится руководителями правоо- хранительных органов организационно-распорядительными мерами: при- казов, указаний, распоряжений и др.
Члены координационного совещания обеспечивают выполнение ре- шений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов. Прокурору предоставлено право созывать координационные совещания, быть на них председателем. Он имеет также право в качестве председателя координационного совещания истребовать информацию, необходимую для организации координационной деятельности, органи- зовывать рабочие группы из представителей правоохранительных орга- нов, назначать из числа работников прокуратуры ответственного секрета- ря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания, получать информацию о ходе выполнения разработанных мероприятий.
Прокурор в процессе координации в полной мере сохраняет за собой надзорные полномочия. Его важнейшей задачей является осуществление
надзора за законностью ведения борьбы с преступностью всеми участни- ками координационной деятельности.
На практике к числу наиболее эффективных и результативных форм ко- ординации относится совместное расследование различными правоохрани- тельными ведомствами конкретных преступлений — создание следствен- но-оперативных групп (бригад): регулируется уголовно-процессуальным законодательством, Законом о прокуратуре РФ. С выделением суда из сис- темы правоохранительных органов в самостоятельную ветвь государствен- ной власти изменились формы участия судов в координационной деятель- ности правоохранительных органов.
Совместная деятельность органов прокуратуры и других участни- ков координации с судами проводится на основе взаимодействия в следующих согласованных формах:
* взаимное информирование о состоянии преступности и судимости; «I» использование данных судебной статистики и материалов судебной
практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью; «I* совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступ- ностью;
*1* проведение совместных семинаров и конференций, участие соответст- вующих специалистов в работе по повышению квалификации работни- ков правоохранительных органов;
•I* направление совместных информационных писем, справок, обзоров; •2» участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Рос- сийской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Россий- ской Федерации.
Председатели судов, судьи могут принимать участие в координацион- ных совещаниях руководителей правоохранительных органов в качестве наблюдателей или лиц, информирующих участников координации о дея- тельности своих органов.
Эти формы взаимодействия, равно иная совместная деятельность в борьбе с преступностью, направлены на углубление сотрудничества пра- воохранительных органов, развитие их правового статуса в противодей- ствии преступности.
|