Законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления и органами контроля
Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры являет- ся обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и органами контроля. Под «взаимодейст- вием» в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность раз- личных органов, имеющих общие цели, задачи.
Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод чело- века и гражданина, законных интересов общества и государства состав- ляет основное содержание ее деятельности. Для органов власти вопросы законности, общественной безопасности и правопорядка, выявление и ус- транение нарушений закона — лишь часть их деятельности по решению многих иных задач. Поэтому прокуратура в Отношениях с указанными органами хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности проводит с ними в форме взаимодействия.
Учитывая, что основная часть работы прокуратуры сосредоточена в регионах и на уровне городов, районов, проблемы взаимодействия орга- нов прокуратуры и органов власти преимущественно касаются органов представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти ре- гионального и муниципального уровней, органов контроля составляет Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей терри- тории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопо- рядок, общественную безопасность. Органы исполнительной власти ре- гионов, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают ох- рану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с пре- ступностью.
Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, прини- мают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.
4 Прокурорский надзор
Взаимодействие с органами прокуратуры строится с учетом свойствен- ных представительным и исполнительным органам власти, органам мест- ного самоуправления формам деятельности: проведение заседаний, сессий. Прокурорам в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре предоставляется право участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнитель- ной власти, органов местного самоуправления. При этом прокурорское участие в работе названных органов заключается в виде «присутствия», т.е. с правом совещательного голоса или наблюдателя с целью получения ин- формации по вопросам состояния преступности и законности, оценке рабо- ты, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. Однако при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протес- тов на заседаниях соответствующих органов он непосредственно участвует в заседаниях. Такое участие предполагает наличие права прокурора высту- пить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа нарушенного закона.
Исходя из этих особенностей к формам взаимодействия прокуратуры с представительными (законодательными) органами власти, органами ме- стного самоуправления можно отнести следующие действия: * взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с пре- ступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности; «3» совместная разработка и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, выпол- нение этих программ;
«I» совместная деятельность по подготовке проектов нормативных пра- вовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и право- нарушениями;
*1* совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью; *3» участие представителей соответствующих органов в координацион- ных совещаниях руководителей правоохранительных органов; *5* участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти,
местного самоуправления;
*1* предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти. На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, глав- ное, чтобы они строились с учетом требования о соблюдении законности, в пределах компетенции каждого субъекта отношения и оказывали бы положительное влияние на эффективность выполнения общих задач.
Несколько иной характер взаимоотношений у прокуратуры с органами контроля. Несмотря на различия в наименовании контролирующих орга- нов (их называют органами межведомственного, специального контроля), речь в данном случае идет о государственных образованиях, на которые возложен надведомственный (внешний) контроль за исполнением зако- нов на организационно не подчиненных им объектах. Это, как правило, структурные подразделения (главные управления, департаменты, отделы, инспекции) федеральных и региональных органов исполнительной влас- ти, наделенные полномочиями осуществлять контрольные функции в оп- ределенной области управления. Среди них выделяются государственные комитеты, некоторые федеральные министерства, государственные феде- ральные службы и надзоры. Они образованы специально для осуществле- ния контрольных функций, для проведения проверок о соблюдении и ис- полнении на конкретном объекте действующего законодательства, целесообразности и эффективности использования предоставленных пол- номочий. В настоящее время насчитывается свыше пятидесяти таких го- сударственных образований.
Особенности правовой регламентации организации и деятельности органов контроля заключаются в том, что их правовые статусы приня- ты во исполнение и развитие федеральных законов и указов Президен- та РФ.
С учетом организационно-правового статуса органов контроля проку- ратура призвана строить отношения с ними так, чтобы обеспечить полу- чение более полной информации о нарушениях и нарушителях законов и обстоятельствах, способствующих нарушению законов; не подменяя ор- ганов контроля, требовать от них проведения мероприятий, направлен- ных на выявление и устранение нарушений законов, анализировать ре- зультативность актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.
Прокуратура в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с одной стороны, вправе обязывать органы контроля проводить про- верки в подконтрольных организациях и на предприятиях, требовать выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной дея- тельности вопросов, а с другой стороны — прокуроры сами проверяют законность и полноту принимаемых контролирующими органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к от- ветственности.
Эти обстоятельства позволяют выделить следующие формы взаимо- действия прокуратуры с органами контроля:
*! • взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения
нарушений законов;
*1» участие представителей органов контроля в рабочих группах по под- готовке координационных совещаний руководителей правоохрани- тельных органов, а также в работе таких совещаний; •> привлечение специалистов из контролирующих органов для участия в
прокурорских проверках;
*3» участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений.
На развитие форм взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами в определенной мере повлияет совершенствование функции про- куратуры по осуществлению надзора за исполнением законов. При выбо- рочном, избирательном характере этого надзора органы прокуратуры ос- новное внимание должны будут уделять надзору за исполнением законов самими органами контроля, особенно в части всесторонности и полноты выявления ими нарушений, принятии мер по их устранению и наказанию виновных. При ином, более широком предмете надзора, основные усилия прокуратуры будут направлены на проверку исполнения законов собствен- ными силами или с привлечением необходимых специалистов, в том числе и работников органов контроля. Соответственно, в зависимости от направ- ленности прокурорского надзора будут изменяться прежние и появляться новые формы взаимодействия прокуроров с органами контроля.
|