Кадровая служба в органах прокуратуры
Задачи кадровой службы органов прокуратуры претерпевают значи- тельные изменения. Проявилась острая необходимость в выработке ее принципов дабы стабилизировать кадровый состав, сделать его высоко- профессиональным, обладающим необходимыми моральными качествами для достижения соответствующих целей и задач.
Кадровая служба в органах прокуратуры определяется сложившейся системой управления и в этой связи отражает ее трехуровневую (трех- звенную) структуру. Единство и централизация системы органов проку- ратуры, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим нашли преломление в целях, задачах, направлениях кадровой работы.
В районном звене органов прокуратуры прокурор района (города) осуществляет все задачи и функции кадровой службы в отношении вспомогательного персонала. Он принимает на работу и увольняет с нее, применяет меры дисциплинарного характера, обладает всеми пол- номочиями работодателя, предусмотренными в законодательстве о тру- де Российской Федерации.
В отношении оперативного состава прокурор района (города) обладает ограниченными возможностями. Многие вопросы кадровой работы, как свидетельствует практика, решаются прокурором района (города) за счет личного авторитета руководителя и его умения управлять коллективом прокуратуры без достаточно выраженных в документах полномочий по принятию кадровых решений. Прокуроры районов (городов):
* ведут предварительный учет и отбор кандидатов на вакантные должно- сти помощников прокуроров и следователей;
*»* организуют работу по повышению квалификации действующего кад- рового состава;
* поддерживают необходимую дисциплину и организационный поря- док;
*•* оказывают влияние на продвижение подчиненных сотрудников по службе;
*> участвуют в формировании коллективов способных эффективно ре- шать стоящие перед органами прокуратуры задачи. На этом же уровне управления действуют прокуроры городов с рай- онным делением. Их правовое положение некоторым образом отличается от положения прокуроров районов (городов). Так, в соответствии со ст. 19 Закона о прокуратуре прокуроры городов с районным делением * руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокура- тур;
*! «вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штат- ной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кад- ровых изменениях.
Приказом Генерального прокурора РФ от 21 октября 1996 г. № 57 «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» установлено, что прокуроры субъектов Российской Федерации должны обеспечить прокурорам городов с районным делением условия для реализации предусмотренных ст. 19 Закона о прокуратуре полномочий по руководству районными прокуратурами, не допуская смешения и дублиро- вания их функций. Прокуроры субъектов РФ в соответствии с данным при- казом должны осуществлять в числе других и кадровое обеспечение этих прокуратур. Прокуроры городов с районным делением обязаны, в свою очередь, принимать меры по повышению деловой квалификации проку- рорско-следственных работников прокуратуры города, подчиненных про- куратур. Они вносят предложения вышестоящим прокурорам об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кад- ровых изменениях, о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответ- ственности прокурорско-следственных работников.
При различии в правовом положении прокуроры городов с районным делением, как и прокуроры районов (городов), обладают полномочиями при принятии кадровых решений в отношении вспомогательного персо- нала в объеме, установленном законодательством о труде Российской Федерации для работодателей. Они решают кадровые вопросы в отноше- нии оперативных работников (помощников, следователей) в таком же объеме, порядке и в той же форме, как это делают прокуроры районов (городов).
На втором уровне управления в прокуратурах субъектов Российской Федерации и в приравненных к ним прокуратурах субъектами кадровой службы являются прокуроры-руководители, старшие помощники и по- мощники прокуроров субъектов РФ по кадрам.
Прокуроры субъектов федерации, приравненные к ним прокуроры в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и под- чиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, ус- тановленных Генеральным прокурором.
В прокуратурах субъектов РФ в штаты введены должности старших помощников и помощников прокуроров субъектов РФ по кадрам, на ко- торых возложена фактически вся работа по кадровому обеспечению про- куратур. В некоторых прокуратурах созданы самостоятельные отделы ка- дров. Они отвечают за организацию кадровой работы не только в аппарате прокуратуры субъекта РФ, но и во всей нижестоящей системе органов прокуратуры.
Во многих прокуратурах субъектов РФ приняты положения об отделах кадров, регламенты работы прокуратуры и другие организационно- управленческие документы, позволяющие более рационально вести кад- ровую работу.
На третьем высшем уровне управления в аппарате Генеральной проку- ратуры к субъектам кадровой службы относится Генеральный прокурор. В соответствии со ст. 17 Закона о прокуратуре он руководит системой про- куратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками орга- нов прокуратуры правовые документы, регулирующие порядок реализации мер материального и социального обеспечения, в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и струк- туру Генеральной прокуратуры, определяет полномочия структурных под- разделений, устанавливает штатную численность и структуру подчинен- ных органов и учреждений прокуратуры.
Генеральный прокурор назначает на должности и освобождает от них прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их замести- телей, директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений сис- темы прокуратуры РФ и их заместителей, прокуроров районов и городов.
В структуре аппарата Генеральной прокуратуры РФ кадровая служба выделена в самостоятельное управление кадров, состоящее из четырех отделов. Первый отдел занимается кадрами центрального аппарата. В компетенцию второго отдела входит организационно-методическое обес- печение, штаты и обучение кадров. Третий отдел занимается кадрами территориальных органов прокуратуры. В качестве четвертого функцио- нирует отдел пенсионного обеспечения.
Названные кадровые подразделения центрального аппарата Генераль- ной прокуратуры действуют в соответствии с Положением об управлении кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 апреля 1996 г. Управление кадров Генеральной прокуратуры РФ: •I* организует, направляет и осуществляет контроль за работой с кадрами в прокуратурах субъектов РФ, территориальных, а также военных и специализированных прокуратурах;
•I* совместно с другими подразделениями осуществляет работу по под- бору, расстановке, воспитанию и обучению кадров в Генеральной прокуратуре РФ;
«5* проводит проверки работы с кадрами, в том числе совместно с други- ми подразделениями аппарата, оказывает практическую помощь; < * готовит материалы для рассмотрения на заседании коллегии и опера- тивных совещаниях при руководстве Генеральной прокуратуры РФ. Другое направление работы с кадрами — контроль исполнения орга- нами прокуратуры требований Закона о прокуратуре, приказов Генераль- ного прокурора РФ, инструкций и указаний по кадровым вопросам.
Изучая кадры органов прокуратуры, управление кадров готовит резерв для выдвижения на должности прокуроров субъектов РФ, иных прирав- ненных к ним прокуроров и их заместителей, начальников управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ и их заместителей, вносит предло- жения о назначении на эти должности компетентных работников, пригод- ных по своей деловой квалификации и индивидуально-психологическим качествам к руководящей работе. Значительная работа связана с подготов- кой материалов о назначении или освобождении работников по должнос- тям, на которые правом назначения наделен Генеральный прокурор РФ, присвоением классных чинов.
Кроме того, управление кадров Генеральной прокуратуры РФ изучает и обобщает работу по аттестации прокурорских работников в подведомствен- ных прокуратурах, совместно с отделами и управлениями готовит материа- лы и проводит аттестацию руководящих работников прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, работников аппарата Генеральной прокуратуры РФ.
Среди других направлений работы с кадрами, которые реализуются в деятельности управления кадров Генеральной прокуратуры РФ следует выделить:
Ч* анализ состояния работы с кадрами в системе прокуратуры РФ; •I» изучение и распространение положительного опыта;
»> рассмотрение вопросов, связанных с награждением, поощрением и дисциплинарной ответственностью работников органов прокуратуры. На управление кадров возложены обязанности по:
«I» организации профессионально-психологического отбора лиц, пред- ставляемых на работу в органы прокуратуры;
•> разработке критериев оценки деятельности следователей и прокуроров; * изучению практики использования штатной численности; •> разработке предложений по совершенствованию структуры и штатов аппарата Генеральной прокуратуры и подведомственных прокуратур. Управление кадров Генеральной прокуратуры РФ занимается также организацией работы по профессиональному обучению прокурорско- следственных кадров, внедрению передовых приемов и методов учебы на местах.
Кроме специализированного управления по работе с кадрами в аппарате Генеральной прокуратуры РФ ответственными за нее являются заместите- ли Генерального прокурора, начальники управлений и отделов Генераль- ной прокуратуры РФ, которые обязаны формировать профессионально подготовленный, инициативный корпус прокурорских кадров в возглавля- емой организационной системе.
|