Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы кадровой работы в органах прокуратуры
Работники кадровых служб органов прокуратуры должны придержи- ваться принципов, закрепленных и вытекающих из законодательства, других нормативных документов, а также выработанных практикой. Их выполнение обеспечивает эффективность организации и деятельности всей системы органов прокуратуры.
К таким принципам следует отнести следующие.
Принцип конкурсное™, профессиональной, медико-психологи- ческой, моральной и возрастной пригодности. Это означает, что при подборе кадров для службы в органах прокуратуры, их расстановке и вос- питании работники кадровых аппаратов, руководители органов прокурату- ры, принимающие решения по рассматриваемому вопросу, обязаны учиты- вать имеющиеся в законодательстве о прокуратуре требования, которыми должны обладать кандидаты на работу в органы прокуратуры. Названные требования закреплены в ст. 401 Закона о прокуратуре. При соответствии кандидатов всем необходимым требованиям принимаются те, которые имеют характеристики относительно более высокого значения.
Всеобщность и равенство требований к прохождению службы в ор- ганах прокуратуры. В соответствии с этим принципом работники органов прокуратуры имеют равные права и обязанности по отношению к правилам прохождения службы в органах прокуратуры. В отношении каждого ра- ботника, независимо от его должностного положения, действуют, напри- мер, правила присвоения классных чинов, порядок аттестации, зачисления в резерв на выдвижение, морально-этические требования, материальные и социальные гарантии иные требования прохождения службы в органах прокуратуры.
Принцип безупречной репутации. Это требование вытекает из норм Федерального закона о прокуратуре, из морально-этических требований к личности прокурора и следователя. Законом о прокуратуре запрещено принимать на работу лиц, имеющих или имевших судимость. О действии названного принципа свидетельствует и текст присяги, которую должны принимать прокуроры и следователи, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры. Немаловажную роль в провозглашении данного принципа играет и то обстоятельство, что при отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры должна изучаться их личность с точки зре- ния соответствия установленным в законодательстве о прокуратуре тре- бованиям. Кроме того, сам характер предполагаемой работы, прежде всего ее правоохранительная функция, специальные способы и формы ее осуще- ствления, значительные права и гарантии самостоятельности при принятии решений, затрагивающих права и интересы граждан, создают условия, при которых нельзя принимать решения о зачислении на службу в органы про- куратуры лиц, о которых имеется общее негативное мнение.
Сочетание демократизма, гласности при подборе, расстановке, воспитании кадров органов прокуратуры является важным общим ус- ловием организации кадровой работы.
Принцип демократизма в кадровой работе реализуется через систему учета интересов коллектива органов прокуратуры. Наиболее важное ус- ловие внедрения демократических методов управления — это развитие гласности. Коллектив прокуратуры реально может участвовать в форми- ровании кадровых решений только в случае, когда кадровая работа для коллектива очевидна и не скрыта от их внимания. Соблюдение демокра- тизма и гласности при подборе, расстановке и воспитании кадров чрезвы- чайно важно, потому что коллективы конкретных прокуратур, как прави- ло, малочисленны. Каждый работник прокуратуры в коллективе играет значительную роль, его достоинства и недостатки очевидны для всех. Очень важно, чтобы интересы личные органически входили в интересы
общие и соответствовали интересам коллектива. Это обстоятельство ока- зывает положительное влияние на результаты деятельности органов про- куратуры. Условия демократизма и гласности позволяют обеспечить та- кое сочетание интересов. Принцип гласности предполагает открытость службы в органах прокуратуры, доступность к ней каждого, кто отвечает установленным требованиям.
Гласность предполагает право на достоверную, своевременную и пол- ную информацию в работе с кадрами и участие каждого в решении во- просов, касающихся собственных законных интересов.
Однако не менее важно, чтобы эти условия кадровой работы находи- лись в определенном отношении с конфиденциальностью деятельности по отбору, расстановке и воспитанию прокуроров и следователей. Дело в том, что при осуществлении этой работы представителями кадровых служб мо- гут стать известны факты и обстоятельства личного характера, составляю- щие тайну или те, разглашение которых может отрицательно сказаться на конкретном сотруднике, его родственниках, знакомых, на его работе или его взаимоотношениях в коллективе. В некоторых случаях конфиденци- альность кадровой работы может определяться характером выполнения служебных обязанностей.
Принцип законности в деятельности кадровой службы органов прокуратуры предполагает строгое и неукоснительное соблюдение требований Конституции Российской Федерации, трудового законода- тельства, законодательства о прокуратуре, иных законодательных актов при решении кадровых вопросов. К сожалению, все еще имеют место факты, когда принимаются не соответствующие закону решения об увольнении прокуроров и следователей, их перемещении, не обеспечи- ваются гарантированные законом социальные права и т.д. Следует так- же иметь в виду, что при осуществлении воспитательных мероприятий работники кадровых аппаратов, руководители органов прокуратуры должны большое внимание уделять внедрению данного принципа в со- знание подчиненных работников органов прокуратуры. Это очень важ- но, так как их деятельность по осуществлению функций органов проку- ратуры связана с различными ограничениями прав и свобод граждан.
Несоблюдение принципа законности в собственной деятельности ра- ботников прокуратуры может повлечь значительные негативные по- следствия, дестабилизировать общественное правосознание.
Важным принципом работы с кадрами при их подборе, расстановке и воспитании является принцип профессионализма и компетентности.
3 Пр0|
курорский надзор
В наших условиях пррфессионализм и компетенция — это критерии оценки при решении кадровых вопросов при приеме на службу в органы прокуратуры, при переводе и формировании структуры личности проку- рорского работника.
Профессионализм — это показатель степени выполнения должност- ных обязанностей, стимул к расширению и повышению знаний, показа- тель накопленного опыта, развития организаторских и иных способнос- тей, важных для успешного овладения профессией прокурора или следователя. Работники кадровых служб должны постоянно иметь в поле зрения уровень профессионализма работников органов прокуратуры, чтобы решить задачу повышения качества кадрового состава.
Компетентность — это вывод о том, что работник прокуратуры имеет по данной должности конкретный объем знаний, умений и навыков, поз- воляющий успешно справляться с функциональным предназначением. Компетентность является основанием для принятия решения о соответст- вии конкретного лица определенной должности. Сочетание профессиона- лизма с компетентностью свидетельствует об уровне соответствия долж- ности и динамике профессионального роста. Эти обстоятельства одни из главных при организации воспитательной работы прокурорских кадров.
В работе кадровых служб органов прокуратуры важно соблюдение та- кого принципа работы с кадрами, как высокая степень доверия кадрам и их иммунитет от незаконных и необоснованных обвинений в соче- тании с ведомственной подконтрольностью их поведения.
Высокая степень защищенности необходима. Она определяется зада- чами функциями и полномочиями, активная реализация которых нередко создает условия, при которых прокурор или следователь попадает под не- обоснованную и незаконную критику. В Законе о прокуратуре имеются специальные нормы, гарантирующие прокурорам и следователям защиту от необоснованных обвинений и устраняющие препятствия при исполне- нии служебных обязанностей. Так, в соответствии со ст. 5 Закона о про- куратуре воздействие в какой-либо форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемое решение или воспрепятствование в ка- кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную зако- ном ответственность. Прокурор и следователь не обязаны давать каких- либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и ма- териалов, предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательст- вом. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы
проверок и предварительного следствия, производимых органами проку- ратуры, до их завершения.
В соответствии со ст. 42 Закона о прокуратуре любая проверка сооб- щения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следова- телем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при со- вершении преступления), производство расследования является исключи- тельной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это пре- дусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.
Следуя названному принципу, кадровые службы должны, с одной сто- роны, очень тщательно осуществлять отбор кадров на работу в органы прокуратуры, чтобы туда не попадали нечестные люди, а с другой — до- верять прокурору или следователю, защищать его честное имя от различ- ного свойства нападок и необоснованной критики. Высокая степень дове- рия к прокурорам и следователям должна, однако, основываться на постоянном контроле их поведения.
В определенном смысле этот вид контроля осуществляется недавно учрежденной в управлении кадров Генеральной прокуратуры РФ инспек- цией по личному составу. В задачи инспекции по личному составу входит проведение служебного расследования по сообщениям о злоупотреблени- ях служебным положением, коррумпированных связях с коммерческими и некоммерческими организациями, иных порочащих проступках, несо- вместимых с занимаемой в органах прокуратуры должностью, совершен- ных работниками аппарата Генеральной прокуратуры, прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним специализированными прокурорами и их заместителями. В прокуратурах субъектов РФ эти функции в основ- ном выполняются кадровыми аппаратами или специально назначенными работниками прокуратуры.
|