Принцип независимости прокурорского надзора
Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществ- ляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных орга- нов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного са- моуправления, иных органов и общественных объединений.
Сущность рассматриваемого принципа в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятель- ность каких бы то ни было федеральных или местных органов. Независи- мость органов прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных 40
органов власти и управления. Свои организационные мероприятия по осуществлению надзора и в целом укреплению законности прокуроры осуществляют в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти.
Принцип независимости организации и осуществления надзора имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном его соблюдении прокуратура может обеспечить верхо- венство закона, единство законности на всей территории России, успешно защитить права граждан, интересы общества и государства.
Осуществление принципа независимости органов прокуратуры обес- печивается их организационным построением, порядком назначения про- курорских кадров, установленной законом системой подчиненности и по- дотчетности прокуроров. Гарантией соблюдения этого принципа является ст.5 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Согласно этой статье воздейст- вие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного само- управления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью по- влиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой- либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом уголовную или административную ответственность.
Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу на- ходящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, преду- смотренных федеральным законодательством.
Одной из гарантий принципа независимости является политичес- кая независимость прокурора. Она состоит в том, что согласно п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре прокурорам запрещено быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности. Это исключает возможность влияния таких объединений на прокурора, а следовательно, и на принимаемые им решения в процессе осуществления прокурорского надзора.
Известно, что во всех политических объединениях (партиях, движениях и т.п.) существует внутренняя, организационная дисциплина, подчинение меньшинства большинству, большая или меньшая степень обязательности выполнения решений руководящих органов партий, объединений или их большинства. Эти решения могут не всегда совпадать с целями и задачами органов прокуратуры. Их выполнение препятствовало бы реализации функ-
ций прокуратуры. Членства в такого рода объединениях исключает возмож- ность прокурора руководствоваться при осуществлении надзора чем-либо иным, кроме закона, приказов и указаний Генерального прокурора РФ.
Решению этой же задачи служит предусмотренное в том же п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение создания и деятельности общественных объединений, преследующих политические цели, их организаций в органах и учреждениях прокуратуры. Если прокурор не имеет права быть членом политических объединений, созданных вне органов и учреждений проку- ратуры, то тем более он не имеет права их создавать и участвовать в дея- тельности таких организаций в самой прокуратуре. Их создание в органах прокуратуры запрещено законом.
Разумеется, прокурор, будучи гражданином своей страны, членом об- щества вполне может разделять чьи-то воззрения, придерживаться опре- деленных взглядов, иметь свое видение на доктрины тех или иных поли- тических объединений, каковых в России ныне великое множество. Однако все это ни в коей мере не должно влиять на принятие им профес- сиональных решений.
Важность неукоснительного соблюдения принципа независимости прокуратуры особенно актуальна в условиях частых и быстрых измене- ний в социальных, политических и экономических отношениях, прису- щих современному российскому обществу.
|