Сущность прокурорского надзора
Прокурорский надзор — это специфическая деятельность государст- венных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действую- щих на ее территории. Ее содержанием является:
»! • выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения тре- бований законов;
•> установление виновных в правонарушениях;
<» принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению; •I» наказание виновных.
Из сказанного принципиально важным для усвоения содержания сущ- ности прокурорского надзора является то, что
1) Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять ника- кие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.
2) Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Рос- сийской Федерации. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их ус- транению и наказанию виновных не от имени отдельных органов местно- го самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представи- тельной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, орга- низаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.
3) Прокурорский надзор — самостоятельный вид государственной дея- тельности. Его отличие от других видов деятельности иных государствен- ных органов определяется спецификой содержания. Это проверка точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, соответст-
вия иных правовых актов закону, принятие мер к устранению выявленных правонарушений с помощью средств, представленных законом исключи- тельно прокуратуре.
Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти (представи- тельной, исполнительной, судебной) прокурорский надзор не имеет от- ношения ни к одной из них.
Органы прокуратуры занимают особое место в системе государствен- ной власти Российской Федерации. Это специфическое положение проку- ратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать деятель- ность ветвей власти и обеспечивать их оптимальное функционирование.
Помимо сказанного следует иметь в виду, что под термином «проку- рорский надзор» понимается:
«»» специфический вид государственной деятельности; »«• самостоятельная отрасль юридической науки; »> учебная дисциплина.
В данном разделе рассматривается содержание только первого из при- веденных значений прокурорского надзора. Любой вид государственной деятельности содержит ряд понятий, требующих объяснения их смысла, содержания и назначения. В связи с этим рассмотрим основные понятия прокурорского надзора, как вида государственной деятельности, со- ставляющие терминологию прокурорского надзора.
Прокурор — это физическое лицо, состоящее на постоянной или вре- менной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, ус- тановленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федера- ции», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.
Прокурор — понятие собирательное, обобщающее. В узком смысле — это руководители прокуратур: Генеральный прокурор Российской Феде- рации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. В широком же смысле под- разумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и заместители Генерального прокурора РФ, его советники, старшие помощники, по- мощники, помощники по особым поручениям, заместители и помощники всех нижестоящих прокуроров — руководителей прокуратур, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, старшие про- куроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры- криминалисты управлений и отделов, действующие каждый из перечис- ленных прокуроров в пределах своей компетенции.
В системе прокуратуры работают также прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (в органах и учреждениях военной прокуратуры — воин- ские звания), являющиеся научными сотрудниками или преподавателями научных и образовательных учреждений.
Прокурорский надзор — это понятие, которое, как уже отмечалось, характеризует:
< «основную функцию прокуратуры как самостоятельный и специфичес- кий вид государственной деятельности — федеральной государствен- ной службы;
«I» отрасль юридической науки; *> учебную дисциплину.
Понятие «прокурорский надзор» применительно к деятельности про- курора подразумевает проведение проверок точности соблюдения Кон- ституции РФ и исполнения всех законов, действующих на территории РФ и любого из них в каждом конкретном случае.
Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет надзор, расследует преступления, участвует в рассмотрении дел судами, занимается законопроектной, законотворческой деятельностью, коорди- нацией борьбы с преступностью. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов — важнейшая функция прокуратуры. V Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знании о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществ- ления надзора, проблемах эффективности этой деятельности и т.д. Как наука, прокурорский надзор тесно связан с уголовным, гражданским и арбитражным процессами, криминалистикой, иными отраслями юриди- ческой науки.
Прокурорский надзор как учебная дисциплина это — часть образова- тельных программ высших и средних юридических учебных заведений. По содержанию и структуре делится на общую и особенную части. В об- щей части обычно рассматриваются задачи и принципы прокурорского надзора, система органов прокуратуры, полномочия прокуроров и т.д. Содержанием особенной части является информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных отраслях (направле- ниях) специфика реагирования прокурора на различные виды правона- рушений.
Предмет прокурорского надзора. Прокурорский надзор как вид го- сударственной деятельности (федеральной службы), отрасль юридичес- кой науки и учебная дисциплина имеет различающиеся предметы, кото- рые в теории нередко путают или необоснованно отождествляют.
Рассмотрим предмет прокурорского надзора как вида государствен- ной деятельности. В этом случае под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности про- курорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением требований законов. Поскольку соблю- дение Конституции РФ и требований законов обязательны для всех юридических и физических лиц, на которых они распространяются, то предметом прокурорского надзора следует считать соблюдение Кон- ституции РФ и исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Перечень этих лиц определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не вхо- дит исполнение законов высшими органами представительной и испол- нительной власти РФ. Ограничен предмет надзора и в части исполнения законов судебными органами.
Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти понятия тесно свя- заны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию. На практике и в юридической литературе нередки случаи неправильного при- менения каждого из них, когда объект называют субъектом и, наоборот.
Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых прово- дятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, орган исполнительной или законодательной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.
Субъектом прокурорского надзора следует считать участника про- курорско-надзорной деятельности — прокурора (в узком и широком смысле этого слова), проводящего проверку исполнения законов юриди- ческим или физическим лицом (объектом надзора). В прокурорско- надзорных отношениях могут участвовать одновременно несколько объ- ектов и субъектов надзора. Так, исполнение законов может проверяться одновременно на нескольких объектах (контрольные, бухгалтерские, иные подразделения одного министерства) несколькими прокурорами.
Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления надзорных функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления над- зора в различных отраслях (направлениях) законом определяются раз- личные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуще- ствления надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов в ст. 22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических, иных сведений и др. Для надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след- ствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных реше- ний названных органов и ряда других, предусмотренных согласно ст. 30 Закона о прокуратуре нормами УПК РФ. Ряд полномочий прокурора определяется не только Законом о прокуратуре, но и уголовно- процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Правовые средства прокурорского надзора тесно связаны с рассмот- ренным выше понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе, и на практике они без достаточных оснований понимаются как однозначные.
Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуще- ствляется посредством полномочий, в числе которых есть предусмотрен- ные законом, но есть и законом не предусмотренные (получение сведений из средств массовой информации, беседы, анализ различных данных, ор- ганизационные мероприятия и другие).
К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным фе- деральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть проку- рорского надзора.
Правовые средства прокурорского надзора по своему содержанию мо- гут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.
Акт прокурорского реагирования — это широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закреп- ленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которо- го он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств
надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, проку- рор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материаль- ным выражением этого правового средства является протест, в котором указывается, какой акт не соответствует закону (какому конкретно), изла- гаются требования прокурора об отмене (полной или частичной) неза- конного акта.
Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отме- чалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о проку- ратуре и иным законодательством правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций, какие из этих средств и в ка- ких конкретных случаях необходимо применять в целях выявления и уст- ранения различного вида правонарушений. Такие рекомендации выраба- тываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального проку- рора РФ, в методических пособиях, разработках, рекомендациях и мето- дических письмах органов прокуратуры.
Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические реко- мендации имеют различную степень конкретности. Одни определяют ме- тоды осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффектив- ности и т.п., другие — носят более частный характер определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответст- вии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.
Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой зада- чи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, проку- рор решает, применяя различные правовые средства. Каждое из них мо- жет быть применено с помощью различных методов, приемов и способов. Приемы и методы применения одного и того же правового средства (на- пример, получения объяснения от должностного лица) могут различаться в зависимости от вида объекта, характера правонарушения, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов.
Более эффективные приемы применения одного и того же правового средства проверки одного вида законов, могут оказаться нерезультатив- ными при проведении проверки другого вида законодательства. Поэтому
в теории и практике прокурорского надзора выработана совокупность на- иболее оптимальных приемов и способов применения конкретных право- вых средств в целях решения задач прокурорского надзора с учетом кон- кретных условий и обстоятельств. Такая совокупность приемов и способов применения каждого правового средства и называется тактикой прокурорского надзора.
|