Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концептуальные положения развития прокуратуры Российской Федерации в переходный период
Как и другие государственно-правовые структуры, прокуратура под- вержена изменениям, которые должны соответствовать направлениям развития общества и государства на конкретном этапе. Такое развитие осуществляется в правовом, организационном, кадровом, методическом, иных аспектах. Основные направления и перспективы развития совре- менной Российской прокуратуры отражены в научном труде «Прокура- тура Российской Федерации (Концепция развития на переходный пери- од)» М., 1994. В последующем, с учетом происходящих в стране социальных, экономических, иных изменений, тенденций, состояния правовой защищенности граждан, состояния законности и правопорядка в стране, взгляды разработчиков концепции развития прокуратуры пре- терпели изменения1.
Национальным интересам России, интересам законопослушной части граждан соответствует, чтобы прокуратура Российской Федерации оста- валась федеральным, централизованным надзорным органом и органом уголовного преследования с оставлением за нею всех функций, опреде- ленных Конституцией и Законом о прокуратуре, чтобы она в дальнейшем развивалась как орган надзорного типа.
Функция надзора за исполнением законов присуща всем государствам, она вызвана объективными потребностями добиться надлежащего испол- нения законов. Без этого невозможно нормальное функционирование го- сударств. Но в разных странах функция надзора за исполнением законов возложена на различные по своей структуре и назначению органы. Исто- рически сложилось так, что в России функция надзора за исполнением законов возлагалась на органы прокуратуры. Такая практика себя вполне оправдала. И никакой необходимости освобождать прокуратуру от над- зорной функции не имеется, так как это неизбежно привело бы к негатив- ным последствиям, что не отвечает национальным интересам России. В будущем прокуратура может развиваться как надзорный правоза- щитный орган.
Учитывая, что только сильное в политическом и экономическом от- ношении государство в состоянии обеспечить нормальные условия для проживания всех категорий граждан, включая достижение высокого жиз-
1 Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры (в условиях пе- реходного периода) М., 1998.
ненного уровня, защитить их в социальном отношении — защита именно государственных и общественных интересов (публичного интереса) оста- нется приоритетной задачей для прокуратуры. Сказанное вовсе не озна- чает, что прокуратура не должна защищать интересы предпринимателей, частных владельцев предприятий (частный интерес). Речь лишь идет о смещении акцента в сторону защиты государственных и общественных (публичных) интересов. Приоритетным для прокуратуры будет также за- щита прав и свобод человека и гражданина.
Получат дальнейшее развитие все отрасли надзора и участки деятель- ности прокуратуры. Однако в зависимости от происходящих в стране преобразований, встающих перед обществом, новых задач, будут уточ- няться приоритеты и задачи, пределы отраслей надзора и участков дея- тельности прокуратуры, полномочия прокуроров.
Все более приоритетное значение будет приобретать международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации с органами проку- ратуры, иными правоохранительными органами зарубежных стран, меж- дународными организациями. В частности, дальнейшее углубление полу- чит деятельность Координационного Совета генеральных прокуроров стран СНГ, особенно в деле борьбы с организованной, транснациональ- ной преступностью (незаконный оборот наркотиков, оружия, торговля людьми, терроризм). Об этом свидетельствует создание в структуре этого Совета аппарата исполнительного секретаря с участием представителей генеральных прокуроров стран СНГ. Активизируется участие Генераль- ной прокуратуры РФ в деятельности Международной ассоциации проку- роров, в иных организациях.
Можно полагать, что в будущем более полно будет востребован пра- возащитный потенциал российской прокуратуры, задействованы имею- щиеся резервы.
Повышению роли прокуратуры как надзорного правозащитного ор- гана, а, следовательно, повышению эффективности ее многогранной деятельности в наибольшей мере могли бы способствовать повыше- ние правового статуса как самой прокуратуры, так и ее работников, полное проведение в жизнь принципа независимости прокурорского надзора, наделение прокуроров дополнительными полномочиями, т.е. дальнейшее развитие законодательства, регулирующего прокурорский надзор.
Представляется крайне необходимым в Конституцию Российской Фе- дерации вместо ст. 129, посвященной прокуратуре и входящей в главу 7
И
«Судебная власть», включить самостоятельную главу — «Прокуратура Российской Федерации», в которой изложить задачи, структуру, основ- ные направления деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности прокуроров и освобождения их от должностей, отказавшись от института согласования назначения прокуроров субъектов Российской Федерации с органами представительной и исполнительной власти этих субъектов, наделить Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Российской Федерации правом законодательной инициативы, закрепить, что организация и деятельность прокуратуры Российской Федерации оп- ределяются федеральным конституционным законом.
Этот закон мог бы воспроизвести основные положения ныне дейст- вующего Закона о прокуратуре. В нем следовало бы более обстоятельно изложить структуры прокуратур, полномочия прокуроров всех звеньев, посвятив этому самостоятельные главы: «Генеральная прокуратура Рос- сийской Федерации», «Прокуратуры субъектов Российской Федера- ции», «Районные прокуратуры», в кратком виде закрепить процедурные вопросы деятельности прокуроров по отраслям надзора, их правовое положение при участии в судах, более подробно регламентировать в специальной главе вопросы координации деятельности правоохрани- тельных органов по борьбе с преступностью. Самостоятельная глава могла бы быть посвящена специфике прохождения службы в органах прокуратуры.
|