Основные отрасли (направления) прокурорского надзора
По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид го- сударственной деятельности — един. Единство это обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокура- туры, единством правовой базы ее деятельности. Однако в самом процес- се прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены: <» особенностями законодательства, за исполнением которого осуще- ствляется надзор;
«? • различием объектов и субъектов, исполняющих это законодательство; *1* различием в полномочиях прокуроров.
В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре Законом о про- куратуре выделяются следующие отрасли (направления) прокурорского надзора:
Надзор за исполнением законов (ст.ст. 21-25 Закона о прокуратуре). Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует отметить чрез- вычайную широту предмета надзора, в связи с чем в теории прокурорско- го надзора, прежнем законодательстве и на практике она называлось «общий надзор». В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и исполнение огромного количества чрезвычайно раз- нообразных по содержанию законов, действующих на территории Рос- сии. Их многочисленность и разнообразие не позволяют в полной мере классифицировать их основные виды.
Более подробно в Законе о прокуратуре характеризуются объекты и субъекты, данной отрасли надзора. Хотя и здесь многочисленность и раз- нообразие этих объектов и субъектов позволяют ограничиться перечис- лением только их видов. Согласно п.2 ст.21 Закона о прокуратуре ими являются:
федеральные министерства;
государственные службы;
иные федеральные органы исполнительной власти;
представительные органы государственной власти субъектов РФ;
исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
органы местного самоуправления;
органы военного управления;
органы контроля;
должностные лица перечисленных органов; 26
•> органы управления коммерческих и некоммерческих организаций; «> руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Нет нужды еще раз подчеркивать постоянно меняющуюся числен- ность этих объектов и субъектов, разнообразие и специфику их деятель- ности. В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемой от- расли прокурорского надзора в пределах его деятельности
на практике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли):
надзор за исполнением законов в социальной сфере;
надзор за исполнением законов в экономической сфере;
надзор в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних; надзор в сфере экологического законодательства и т.д.
Названная отрасль прокурорского надзора осуществляется в двух формах. Согласно п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор в данной отрасли осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам правовых ак- тов, издаваемых перечисленными в этой статье объектами и субъектами надзора.
Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов. Закон о прокуратуре не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются объектами и субъекта- ми исполнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о проку- ратуре. Кроме того, следует иметь в виду, что проверке законности под- лежат только правовые акты, т.е. акты порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.26-28 Закона о прокуратуре). В этой отрасли осуществляется над- зор за соблюдением Конституции РФ и законов федеральными министер- ствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательны- ми) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного са- моуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммер- ческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли проку- рорского надзора определяется сферой правовых отношений, связанных с правами и свободами граждан, предусмотренных в Конституции Россий- ской Федерации и основных федеральных законах.
*'
В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит исполнение большого числа законодательных актов, объединенных сферой регулиро- вания прав и свобод человека и гражданина. Исполняют (соблюдают) требования этих нормативных актов десятки, если не сотни тысяч органи- заций, учреждений, их должностные лица, руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Характеризуя данное направление прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность в деятельности органов прокура- туры как отражение важного пути реализации государственной полити- ки в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; дознание и предварительное следствие (ст.ст.29-31 Закона о прокуратуре).
Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительно важной для каждого гражданина и государства деятель- ностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан. Поэтому они четко регулируются уголовно-процессуальным и иным законодательством. Нарушения этого законодательства влекут за собой тяжелейшие, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невоспол- нимый вред. Вот почему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за исполне- нием законов названными органами в самостоятельную отрасль надзо- ра, подчеркивая тем самым ее особую важность.
Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы го- сударства (государственную федеральную собственность, порядок управ- ления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, проводящих оперативно-розыскную дея- тельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и пол- ного выявления и расследования преступлений, установления размеров причиненного ущерба, принятия мер к его возмещению и т.д. Тем самым он защищает интересы государства. Осуществление прокурорского над- зора в рассматриваемой сфере правоотношений призвано обеспечивать 28
права и свободы не только лиц, совершивших это преступление, но и по- терпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, становящихся нередко потерпевшими от пре- ступления, о чем на практике иногда забывается.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и уч- реждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры при- нудительного характера, администрациями мест содержания задер- жанных и заключенных под стражу (ст.ст.32-34 Закона о прокуратуре). Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора объясняется исключительной важностью комплекса законов, регулирующих важней- шие права и свободы граждан отбывающих наказание, особенностями за- конов и деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законно- сти распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении пре- ступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказа- ния, также имеют определенные права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются уголовно-исполнительным и иным за- конодательством.
Соблюдение прав и свобод лиц, отбывающих наказание, не менее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в настоящих условиях строительства правового государства про- курорский надзор в этой отрасли приобретает особо актуальное значение, ибо отражает политику государства в рассматриваемой сфере обществен- ных отношений.
Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за ис- полнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении пре- ступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурорский надзор выступает гарантией законности осуществленного ограничения свободы граждан. В этом просматривается двуединая задача прокурор- ского надзора — обеспечение прав и свобод граждан и интересов госу- дарства.
В связи с принятием Федеральных законов «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ1 и «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ2, а также согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона
1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
2 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокура- туре Российской Федерации» от 10.02.99 г. №31 ФЗ, прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами (п. 2 ст.1 Закона о прокуратуре). Эту деятельность прокурора следует считать частью надзора за исполнением законов государственными орга- нами, исполняющими приговоры и решения суда. Отличительной чертой данной надзорной деятельности прокуратуры является то, что законода- телем четко определены субъекты, исполняющие требования законов, а именно судебные приставы-исполнители.
Характеристика судебных приставов, их задачи и полномочия опреде- лены в названном выше законе «О судебных приставах». Предметом рас- сматриваемого надзора является исполнение федеральных законов «О су- дебных приставах» и «Об исполнительном производстве» судебными приставами.
Объектами данного надзора являются подразделения службы судеб- ных приставов. К ним относятся:
* департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;
«I* служба военных приставов^Управления военных судов Министерства юстиции РФ;
* службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
*»* районные, межрайонные или соответствующие им согласно админис- тративно-территориальному делению субъектов РФ, подразделения судебных приставов.
Перечисленные субъекты и объекты надзора относятся к системе Ми- нистерства юстиции РФ, это объединяет их с администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые су- дом меры принудительного характера.
Определенным исключением из этого является деятельность службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, чья деятельность определяется не толь- ко названными законами, но и федеральными конституционными закона- ми об этих судах.
Основной задачей рассматриваемой отрасли прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные акты.
Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров яв- ляется их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о про-
куратуре (ст.ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголов- ных гражданских, арбитражных и административных дел.
Это направление состоит из надзорной и иной ненадзорной деятель- ности (участие в рассмотрении судом дел) прокурора. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотре- нии уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основных функции.
1) Принимает непосредственное участие в судопроизводстве по кон- кретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам. С учетом положений судебной реформы и принятого на ее основе нового процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судо- производства.
2) Осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опреде- лений или постановлений суда. Реализация этой функции, закрепленной в п.1 ст. 36 Закона о прокуратуре, предполагает право и обязанность про- курора опротестовать или обжаловать в установленном законом порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности или необосно- ванности.
Помимо названных основных функций, пунктом 5 ст. 35 Закона о про- куратуре предусмотрено право Генерального прокурора РФ в соответст- вии с действующим законодательством принимать участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. А в соответствии с п. 6 ст.35 того же Закона Ге- неральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд Рос- сийской Федерации в связи с нарушениями конституционных прав и сво- бод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Кроме того, ст. 39 Закона о прокуратуре предусматривает такое пол- номочие (вид деятельности Генерального прокурора), как обращение в Пленум Верховного Суда Российской Федерации и в Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлением о даче су- дами разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арби- тражным, уголовным и иным делам.
Осуществление указанных функций прокурором преследует разреше- ние нескольких задач. Наиболее важными из них являются: защита прав и свобод человека и гражданина;
защита охраняемых законом интересов общества и государства^^^^^ защита охраняемых законом прав и интересов предприя, заций и иных юридических лиц.
ваемых судом правовых актов осуществляется
к*" " " " " - -., -
ментируются процессуальным законодательством.
Отдельные полномочия прокурора предусмотрены в самом Законе о прокуратуре. Так, в соответствии со ст. 35 названного Закона про- курор имеет право:
*1* участвовать в рассмотрении дел судами; *> осуществлять уголовное преследование в суде;
<» выступать в качестве государственного обвинителя в суде. Это пол-- номочие может показаться аналогичным предыдущему. Однако еле- - дует иметь в виду, что осуществляя уголовное преследование в суде, в процессе судопроизводства, прокурор может изменить свою пози- цию относительно виновности подсудимых и отказаться от обвине- ния, от выступления в качестве государственного обвинителя; обратиться в суд с заявлением. Это полномочие предполагает воз-
„ „ „ааапением о признании пра-
ских лиц;
вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защи та прав граждан и охраняемых 31__.
сударства. В данном случае закон не конкретизирует, в какое дел(
------ ~„„по тяжланское, и т.д. Совер
В ЛЮООИ Стадии и^иц*, *" —, -------
и охраняемых законом интересов общества или го
„", " ТГ01/ПР ТТР, П(
может
. вступить прокурор: уголовное, гРа" °
Генеральный прокурор РФ имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Конкретные формы и основания этого полномочия регламентированы соответствующим процессуальным законодательством;
за Генеральным прокурором РФ закреплено также право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации в связи с нарушени- ем или возможностью нарушений конституционных прав и свобод граждан примененным или подлежащим применению каким-либо за- коном. Закон о прокуратуре РФ не указывает, какой закон может на- рушить или уже нарушает конституционные права и свободы граж- дан. Поэтому можно считать, что законодатель имел в виду любой закон, принятый на территории РФ, в том числе как федеральный, так и закон субъекта федерации;
обжаловать (опротестовывать) в вышестоящий суд не вступившее в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Порядок применения этого полномочия регулируется процессуальным законодательством. Неко- торые особенности его применения приводятся в последующих раз- делах об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел; обжаловать (опротестовывать) вступившие в за- конную силу решение, приговор, определение или постановление су- да по любому делу (п. 2 ст.36). Основания, форма и условия примене- ния этого полномочия, как и предыдущего, довольно существенно различаются в зависимости от того, каким процессуальным законода- тельством (уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным) оно регламентируется. Особенности его применения рассматриваются ниже в разделах об участии проку- рора в каждом виде судопроизводства;
обращение Генерального прокурора РФ с представлением в Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и ад- министративным делам (ст. 39). В Законе о прокуратуре РФ перечислены лишь основные полномочия
Л-" -'*" ^ ----- - - ~ ГТООЦеС' оолдди
шенно очевидно, что вступление прокурора в уже ебовани)' пР°курора, реализуемые в процессе участия в рассмотрении судом дел и супопооизводства требует соблюдения определенных осуществлением надзора за законностью судебных решений, приго'во- •> А у ______„„, ппгшрг.сл/альным законодатели*__________
^А" " ^" —-г-1-
установленных соответствующим процессуальным вом;
определений и постановлений. Участвуя в судопроизводстве по
|