Понятие прокурорских проверок исполнения законов и методика их проведения
Понятие и содержание прокурорских проверок исполнения законов
Прокурорские проверки исполнения законов — это основное право- вое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся только при нали- чии сведений о нарушении закона. Однако проверки законности содер- жания административно задержанных в камерах временного содер- жания, в медицинских вытрезвителях и в центрах социальной реабили- тации или в приемниках-распределителях проводятся прокурорами пе- риодически и при отсутствии сведений о нарушении законов. Без сигна- лов о нарушении законов проводятся военными прокурорами проверки законности содержания на гауптвахтах военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке.
Являясь разновидностью расследования, проверки служат установле- нию истины. В ходе их проведения устанавливается, соответствуют ли действительности полученные сведения о нарушении закона, т.е. имело ли место нарушение закона.
Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регули- рующих однородные общественные отношения, например, в сфере при- ватизации государственных и муниципальных предприятий. Они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения, скажем, в соци- альной, банковской и в других сферах. Проверки могут быть сквозными, когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или во многих органах данной отрасли, министерства, службы. К проведению таких проверок обычно подключаются прокуроры всех уровней, обслуживаю- щие территории, где имеются предприятия, учреждения и организации данной отрасли, министерства, службы. Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами 146
проверки исполнения закона. Проводятся также одновременные с други- ми органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, например, налоговая инспекция — в другом.
Все перечисленные выше проверки являются первичными.
Прокуроры проводят также вторичные или контрольные проверки. Основная цель проведения контрольной проверки — определение каче- ства и полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским ра- ботником, в особенности не имеющим достаточного опыта работы. Раз- новидностью контрольной проверки является повторная проверка. В ходе ее проведения устанавливается, какое влияние оказали предприня- тые прокурором меры на состояние исполнения законов, т.е. уменьши- лось, осталось на прежнем уровне или увеличилось количество правона- рушений.
Могут также проводиться проверки результативности актов проку- рорского надзора (реагирования) или фактического устранения наруше- ний законов. Основная цель проведения таких проверок — определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора (реаги- рования). Их цель — установление достаточности принятых прокурором мер реагирования.
В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, рас- пространения положительного опыта работы практикуется проведение показательных проверок исполнения закона, которые проводятся наибо- лее опытными прокурорами.
Проверки должны проводиться своевременно.
Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявленные в ходе ее проведения нарушения законов можно устранить. Эффективность проверок тем выше, чем ближе время их проведения ко времени наруше- ния закона. Поэтому желательно всячески добиваться приближения време- ни проведения проверок ко времени совершения правонарушений.
Проверки должны быть полными. Их полнота определяется двумя ка- тегориями: объемом и глубиной.
Объем — это собственно границы проверки, которые должны быть оп- тимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Если границы проверки определены слишком узкими, это может привести к тому, что отдельные нарушения закона останутся невыявленными. Если же они определены неоправданно широкими, то в силу большого объема работы ее трудно или невозможно будет провести качественно.
Глубина проверки характеризуется полнотой или степенью проникнове- ния в те вопросы, которые подлежат выяснению (доказыванию). Она вы- ражается в полноте выявления нарушений законов, причин и условий, спо- собствующих нарушениям, в полноте установления вредных последствий совершенных правонарушений, а также в полноте установления лиц, допу- стивших нарушения закона и способствующих (попустительствующих) им. Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров. Содержание подготовки к проверкам зависит от профиля органа, где ее предстоит проводить, от ха- рактера сведений о нарушении закона, в определенной мере от объема и специфики предстоящей проверки, ее сложности, от опыта работы и ква- лификации прокурора и от времени, которым он располагает. Особенно тщательно следует готовиться к проведению проверок начинающим или проводящим такие проверки впервые прокурорским работникам.
Подготовка к проверкам обычно включает следующие элементы: •«» ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе прове- рок исполнения законов в целях уяснения, какие нарушения данного закона и других законов допускались там ранее, и какие в связи с этим принимались меры администрацией к устранению нарушений и недопущению их в будущем;
< * тщательное изучение законов, положений, других нормативных ак- тов, регулирующих деятельность органа, где предстоит проводить проверку;
* подбор и изучение законов и других нормативных актов, применяе- мых органом, где предстоит проводить проверку; *5* ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими
специфику деятельности данного органа;
«I* изучение руководящих указаний Генерального прокурора РФ, его за- местителей, прокуроров субъектов федерации в части предмета про- верки;
«I» изучение методических пособий и рекомендаций по предмету про- верки;
•5* определение тактики и методики проведения предстоящей проверки: характера и последовательности проверочных, иных действий; опре- деление структурных подразделений (отделов, цехов, участков, лабо- раторий и т.д.), охватываемых проверкой, определение перечня мате- риалов и документов, с которыми надлежит ознакомиться в ходе проверки, а также перечня вопросов, подлежащих выяснению; 148
•*«определение и подбор специалистов, привлекаемых к проверке (если есть необходимость) и формулирование вопросов, на которые им не- обходимо дать ответы преимущественно в виде заключений; •«• составление плана или программы проверки, отражающих ее состав- ные этапы, задачи и содержание, источники получения информации о нарушениях законов и другие вопросы.
При подготовке к проведению совместной (одновременной) проверки исполнения законов в составлении плана участвуют все участники про- верки. По ходу проверки в план могут быть внесены коррективы.
Процедура проведения проверок исполнения законов конкретными органами фиксируется в методических пособиях и в разработках. Обычно о предстоящей проверке заблаговременно ставится в известность руково- дитель органа, где ее предстоит проводить. Проверка начинается со встречи прокурора с руководителем органа, который ставится в извест- ность о цели прибытия прокурора и задачах, которые ему необходимо разрешить в ходе проверки. По просьбе прокурора в его распоряжение выделяется сотрудник органа для оказания помощи прокурору в предо- ставлении необходимых материалов и документов, вызове сотрудников органа и т.п.
В ходе проверок прокуроры (как сами, так и с помощью специалистов) выясняют самые различные правовые вопросы, касающиеся исполнения законов. Характер выясняемых вопросов зависит от характера сведений о нарушении закона, которыми обладает прокурор: каждая проверка индиви- дуальна, не похожа одна на другую. Во всех случаях, в первую очередь, подлежат проверке сведения о нарушении закона. Если становится извест- но, что имели место и другие нарушения законов, в том числе и в других структурных подразделениях, то объем проверки увеличивается. Прокурор обязан выявить все нарушения законов и принять меры к их устранению.
Если в адрес органа ранее вносились протесты или представления, то необходимо выяснить, реализованы ли они, действительно ли отменены незаконные акты и устранены другие нарушения законов. Достижению полноты проверок исполнения законов способствует комплексное приме- нение различных проверочных действий.
Прокурорами применяются следующие проверочные действия: *«* ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентари- заций, приказами и другими правовыми актами, статистическими от- четами и многими другими документами; *«* осмотр документов и предметов;
назначение ревизий и экспертиз;
получение заключений специалистов;
беседы с должностными лицами и сотрудниками (работниками);
получение устных или письменных объяснений;
направление запросов и отдельных поручений;
снятие копий с документов;
составление разного рода справок. В целях установления события правонарушений и обстоятельств, способствующих им, прокурорам с помощью специалистов приходится прибегать ко взятию проб и образцов (воды, грунта, разного рода ве- ществ, материалов и т.д.) на исследование; к проведению контрольных и иных замеров; опробованию в работе техники и оборудования; изъя- тию предметов и документов; проведению различных расчетов (подсче- тов); фото- и киносъемке различных объектов и местности; изготовле- нию схем, макетов; записи объяснений на магнитную ленту и к другим действиям.
Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руко- водителями органа, руководителями структурных подразделений, охвачен- ных проверкой, сотрудниками юридической службы. В разборе принимают участие специалисты, привлеченные к проверке. Основное внимание уде- ляется анализу причин выявленных нарушений законов и рассмотрению путей их устранения и недопущения в будущем. В обязательном порядке называются должностные, а также иные лица, виновные в совершении этих нарушений и способствующие (попустительствующие) этому.
По результатам проверки прокурором-руководителем прокуратуры составляется справка. Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы и фиксируются выявленные нарушения законов.
|