Законности административного задержания в органах министерства внутренних дел
В соответствии с международно-правовыми нормами Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на свободу и лич- ную неприкосновенность. Любое задержание граждан, в том числе и в административном порядке, доставление (приводы) в органы внутренних дел и личный досмотр как меры административного пресечения общего назначения, ограничивают свободу и личную неприкосновенность граж- дан, нередко наносят моральную травму задержанным, и поэтому должны производиться на законных основаниях в строгом соответствии с процес- суальными нормами.
Меры обеспечения производства по делам об административном пра- вонарушении, могут применяться, в частности, работниками органов вну- тренних дел (милицией) только в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя составления прото- кола об административном правонарушении, когда это невозможно осу-
ществить на месте совершения нарушения, а также в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел, ис- полнения постановлений по этим делам (ст. 27. 1 КоАП РФ).
Проверки законности административного задержания следует прово- дить в органах МВД систематически вне зависимости от наличия сведений о нарушении законов. Однако при поступлении в прокуратуру сведений о нарушении прав и свобод граждан при административном задержании, до- ставлении и личном досмотре проверки необходимо проводить в первооче- редном порядке. Сведения об этих и других нарушениях закона прокурор может получить из устных и письменных обращений граждан, из сообще- ний средств массовой информации, в ходе проведения проверок в органах внутренних дел, в процессе делового контактирования с работниками ми- лиции, органами представительной и исполнительной власти, с обществен- ностью.
Очередность проведения проверок законности административного за- держания устанавливается в каждой прокуратуре индивидуально. Это за- висит от состояния исполнения законов, т.е. в основном от частоты допу- скаемых нарушений, а также от возможностей, которыми располагает прокуратура. Однако чем чаще проводятся проверки, тем лучше, так как это помогает своевременно устранять допускаемые нарушения.
Проверки следует проводить в комнатах (камерах) административно задержанных, центрах социальной реабилитации (приемниках-распреде- лителях), в медицинских вытрезвителях (там, где они функционируют). В зависимости от целей, стоящих перед прокуратурой, состояния закон- ности и характера сведений о нарушении законов, проверкой могут охва- тываться все из перечисленных выше подразделений районного (город- ского) отдела (отделения) или управления внутренних дел, либо она проводится в одном их них. Многие прокуроры проводят проверки за- конности административного задержания одновременно с проведением проверок законности привлечения граждан к административной ответст- венности. Такой форме работы должно отдаваться предпочтение, так как при этом помимо экономии рабочего времени достигается повышение полноты проверок.
Проверка в комнате (камере) административно задержанных. В ходе проведения проверки следует тщательно ознакомиться в дежурной части с книгой учета лиц, доставленных в городской или районный отдел внутренних дел, обращая внимание на записи в графах: «За что доставлен (время, место, обстоятельства правонарушения)», «Дата и часы доставле-
Прокурорский надзор
1 0 1
ния», «Какие приняты меры или куда направлен доставленный», «Дата и часы освобождения». Незаполнение этих граф — нарушение закона само по себе, не говоря уже о том, что при этом затрудняется установление ис- тины. Необходимо также изучить протоколы об административном за- держании, если они составлялись, протоколы об административном пра- вонарушении, в которых могут быть записи о времени и причинах задержания. В канцелярии или в приемной районного (городского) отдела внутренних дел прокурор знакомится с жалобами и заявлениями граждан, оспаривающих законность административного задержания или личного досмотра.
Если на момент проверки в комнате административно задержанных содержатся задержанные в административном порядке, с ними необхо- димо побеседовать об обстоятельствах их задержания и существе совер- шенных правонарушений. Побеседовать в начале проверки следует также с должностными лицами органа ВД и с дежурным офицером (сержантом) дежурной части.
В случае проведения проверки в связи с сигналом о нарушении закона круг выясняемых прокурором вопросов или, иначе говоря, предмет про- верки определяется характером поступившего сигнала. В остальных слу- чаях прокурор выясняет, как правило, такие вопросы: *> имелись ли законные основания для административного задержания гражданина. Обычно основанием для задержания служит админист- ративное правонарушение. Исключением является задержание психи- чески больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для них и окружающих. Следует иметь в виду, что административное задержание не допускается при совершении малозначительного проступка и возможности его пресе- чения без задержания;
* правомочным ли лицом произведено задержание правонарушителя. Круг должностных лиц, правомочных осуществлять административ- ное задержание, определен ст. 27.3 КоАПРФ;
< * составлялся ли протокол об административном задержании на месте совершения административного правонарушения или по доставлении правонарушителя в орган внутренних дел; содержит ли он все необ- ходимые реквизиты и в особенности зафиксировано ли в нем время задержания, которое должно быть указано в часах и минутах. Обыч- ный срок административного задержания исчисляется с момента до- ставления нарушителя для составления протокола, а для лица, нахо- 162
дящегося в состоянии алкогольного опьянения, — со времени его вы- трезвления;
имелись ли законные основания для доставление задержанного в ор- ган внутренних дел. Эти основания перечислены в ст. 27.1 КоАП РФ. Чаще доставление нарушителя в орган милиции производится при не- возможности составления протокола на месте совершения админист- ративного правонарушения, когда это обязательно; не превышают ли сроки задержания трех часов, за исключением случаев, когда законом установлены более длительные сроки, на- пример в случаях нарушения пограничного режима и необходимос- ти установления личности и выяснения обстоятельств правонаруше- ния (до 48 часов), если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность. За совершение хулиганства и ряда других наиболее общественно опасных проступков граждане могут быть задержаны до рассмотрения судом или начальником (замести- телем начальника) органа внутренних дел (ст. 27.5 КоАП РФ). В спорных случаях для установления продолжительности задержа- ния необходимо получить объяснения у должностных лиц органа внутренних дел, задержанного, других задержанных, от свидетелей, если они были, сличить их показания с записями в протоколах об административном задержании и об административном правонару- шении, а также истребовать документы на питание; разъясняются ли задержанным их права, в частности, право на обжа- лование действий работников милиции;
удовлетворяются ли просьбы задержанных об уведомлении о месте их нахождения родственников и администрации по месту работы или учебы;
уведомляются ли родители или лица их замещающие о задержании несовершеннолетних;
на законных ли основаниях проводился личный досмотр и досмотр вещей, присутствовали ли при этом понятые (ст. 27.7 КоАП РФ). Нужно иметь в виду, что эти меры, как и задержание, могут приме- няться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Однако в отличие от задержания, личный досмотр и досмотр вещей могут оформляться как отдельным протоколом, так и отметкой в протоколах об административном задержании;
не производится ли личный досмотр лицом другого пола или досмотр вещей в отсутствие собственника (владельца);
•> не изымаются ли вещи и документы без составления протокола. Во всяком случае в протоколе задержания или в протоколе об админист- ративном правонарушении должны быть сделаны об этом соответст- вующие записи; Ч* вручаются ли лицам, у которых изъяты вещи и документы, копии
протоколов с перечислением изъятых вещей и документов; *! • организован ли учет, обеспечивается ли сохранность изъятых у за- держанных вещей и документов; не было ли случаев их утраты и не- возвращения их владельцам, когда закон обязывает это делать; * не унижается ли человеческое достоинство граждан при задержании, доставлении, личном досмотре (применение физического воздействия при отсутствии каких-либо оснований, оскорбления, грубость); •I» все ли задержанные, в действиях которых содержится состав админис- тративного правонарушения, привлекаются к установленной законом ответственности, приносятся ли извинения тем задержанным, состав административного правонарушения в действиях которых не подтвер- дился. Для выяснения этих вопросов следует ознакомиться с постанов- лениями- о привлечении к административной ответственности и с кни- гой (журналом) их учета, а также с сопроводительными письмами о направлении административных дел в органы, которые правомочны рассматривать эти дела (суд, административная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних и другие).
Следует иметь в виду, что задержанные могут направляться в центр социальной реабилитации, когда их личность не установлена, а также по- мещаться в медицинский вытрезвитель (если он есть) до вытрезвления.
Если в орган внутренних дел поступали жалобы от задержанных, не- обходимо поинтересоваться, какие в связи с этим меры принимались на- чальником этого органа и соответствуют ли они закону.
При ознакомлении с книгой учета лиц, доставленных в городской или районный отдел внутренних дел, и со статистическими отчетами, надо выяснить количество лиц, доставленных в отдел за совершение админис- тративных правонарушений, сравнить эти данные с прошлым периодом.
Проверка в центре социальной реабилитации (приемнике-рас- пределителе). Центры социальной реабилитации (далее — центры) есть в городах областного уровня, в других крупных городах, в ряде иных на- селенных пунктов. В эти учреждения работники милиции доставляют за- держанных, не имеющих документов, удостоверяющих личность, места проживания и работы, для установления личности и нередко — места по-
стоянного проживания. После соответствующей проверки им обычно вы- дается справка по форме 9, удостоверяющая личность, и они направляют- ся в паспортно-визовую службу для оформления паспортов.
В ходе проверки в центре прокурор ознакомившись с книгой (журна- лом) учета лиц, доставленных в центр, протоколами задержания, рапор- тами работников милиции, ведомостями выдачи пищи, а при необходи- мости с другими документами, а кроме того — бесед с администрацией и опроса задержанных обычно выясняет следующие вопросы:
* имелись ли законные основания для помещения лица в центр соци- альной реабилитации;
* получена ли санкция суда на содержание лица в центре, а если не по- лучена, то почему, и не содержатся ли здесь лица, законный санкцио- нированный судом срок содержания которых окончился. Выяснению этих вопросов помогает обращение прокурора к копиям постановле- ний о санкционировании содержания задержанных в центре;
*! * проходят ли задержанные при доставлении их в центр медицинский осмотр, оказывается ли им необходимая медицинская помощь по их просьбе, направляются ли они с случае необходимости в лечебные учреждения;
•I* организовано ли трехразовое питание лиц, находящихся в центре;
*! * соответствует ли помещение центра и его оборудование, порядок размещения задержанных, предъявляемым санитарным и охранным требованиям;
*5* какая работа проводится по установлению личности задержанных (запросы, опросы);
•I* не превышаются ли предусмотренные законом сроки нахождения в центре задержанных. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.11.93 г. № 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в этих учреждениях лица, занимающиеся бро- дяжничеством и попрошайничеством, могут с санкции суда находится до 10 суток. Если этот срок превышается, то необходимо выяснить причину;
* не унижается ли человеческое достоинство содержащихся в центре лиц. Этот вопрос может быть установлен в ходе опроса этих лиц и оз- накомления с жалобами и заявлениями, зарегистрированными админи- страцией. Подобные жалобы и заявления могут поступать и в органы прокуратуры;
* выдается ли лицам, личность которых установлена, справка по фор- ме 9, дающая им право на получение паспорта или другого докумен-
та, удостоверяющего личность, с последующей регистрацией этих лиц в соответствующем населенном пункте;
< • оказывается ли лицам, вышедшим из центра, содействие в трудоуст- ройстве направляют ли их в центр занятости;
«I» оказывается ли лицам без определенного места жительства и занятий, в первую очередь, пожилого возраста и инвалидам, вышедшим из цент- ра, помощь в определении их в учреждения социальной защиты — до- ма ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы и другие (см. «Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», утвержден- ное постановлением Правительства РФ от 08.06.96 г. № 670). Необходимо также поинтересоваться, имеют ли возможность лица, содержащиеся в центре, подавать жалобы и заявления, в том числе для направления их в прокуратуру, налажен ли их учет и соблюдается ли по- рядок рассмотрения и разрешения обращений. Эти вопросы могут быть выяснены по ознакомлении с книгой учета жалоб и заявлений, с жалоба- ми и заявлениями и перепиской по ним. В случае необходимости проку- рор может выяснять и другие вопросы.
Проверка в медицинском вытрезвителе. В процессе проверки в ме- дицинском вытрезвителе прокурору следует ознакомиться с журналом регистрации лиц, доставленных в это учреждение, обращая особое вни- мание на графы: «Доставлен: час, минута», «Выписан или направлен ме- дицинское учреждение: дата, час, минута». Прокурору необходимо также ознакомиться с карточками на лицо, помещавшееся (доставлявшееся) в медицинский вытрезвитель, с протоколами об административном право- нарушении или о задержании, с протоколами о доставлении (помещении) лица в медицинский вытрезвитель, привлечении к административной от- ветственности или мерам общественного воздействия, с протоколами или актами медицинского осмотра, ежедневными сводками (справками), пре- доставляемыми начальнику отдела внутренних дел, при необходимости в органы ГАИ и в уголовный розыск, а также с иными отчетными и учет- ным документами, с журналом регистрации неоплаченных счетов и при необходимости с другими документами.
Обычно в ходе проверок в медицинских вытрезвителях прокурор вы- ясняет такие вопросы:
* на законных ли основаниях было произведено задержание лица, его доставление в медицинский вытрезвитель и составлялся ли при этом протокол. В медвытрезвитель в соответствии с «Положением о меди- 166
цтском вытрезвителе при отделе внутренних дел исполкома город- ского, районного Совета народных депутатов», утвержденным при- казом Министра внутренних дел СССР от 30 мая 1985 г. № 106, могут помещаться только лица, находящиеся в средней или тяжелой степе- ни опьянения, если они утратили способность самостоятельно пере- двигаться либо могут причинить вред окружающим или себе. В связи с этим при ознакомлении с протоколами медицинского осмотра и другими документами необходимо выяснить, не было ли случаев до- ставления в медвытрезвитель граждан с признаками легкого опьяне- ния, с острыми отравлениями, травмами черепа и с другими опасны- ми повреждениями, а также инвалидов. Обычно помещение в медвытрезвитель как мера административного пресечения применяет- ся в отношении лиц, совершивших административное правонарушение в виде появления в общественных местах в нетрезвом состоянии, ос- корбляющем человеческое достоинство и общественную нравствен- ность. Доставление таких лиц в медвытрезвитель чаще производит де- журный наряд. Находящиеся в состоянии опьянения военнослужащие обычно в медвытрезвитель не помещаются, а передаются представите- лям воинских частей. При необходимости прокурор может истребовать объяснения от лиц дежурного наряда;
все ли доставленные в медвытрезвитель лица проходят медицинский осмотр, оказывается ли им медицинская помощь и направляются ли нуждающиеся в лечебные учреждения;
протоколируется ли изъятие у доставленных в медвытрезвитель лиц документов, денег, ценных предметов; обеспечивается ли сохран- ность изъятого и возвращаются ли изъятые ценности и документы владельцам;
соответствует ли помещение и оборудование медвытрезвителя предъ- являемым требованиям, в частности, есть ли кабинет медицинского работника, процедурная (здравпункт), комната для осмотра и разде- вания доставленных, дезинфекционная и сушильная камеры, кладовая для белья, палаты для размещения доставленных. Это устанавливает- ся посредством обхода помещений медвытрезвителя. От лиц, нахо- дящихся в состоянии опьянения, отбирать какие-либо объяснения не следует;
своевременно ли освобождаются из медвытрезвителя находящиеся там лица. Они подлежат освобождению после вытрезвления, т.е. не позднее суток с момента помещения их в медвытрезвитель;
•> направляются ли освобожденные из медвытрезвителя лица и прото- колы об административном правонарушении или задержании в де- журную часть отдела внутренних дел для решения вопроса о привле- чении к административной ответственности. В действиях этих лиц помимо появления в пьяном виде в общественных местах могут со- держаться и такие составы административных правонарушений, как мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах, злостное неповиновение законному распоряжению или требо- ванию работника милиции, управление транспортным средством в состоянии опьянения, другие составы.
Необходимо также поинтересоваться, взыскивается ли с лиц, освобож- денных из медвытрезвителя, стоимость содержания в этом учреждении пу- тем предъявления счетов по месту работы указанных лиц или в суд.
Прокурорам следует систематически проводить проверки в специаль- ных приемниках или в изоляторах временного содержания для выяснения законности содержания лиц, отбывающих административный арест, на- значенный судом. В ходе проверок в этих подразделениях основное вни- мание прокурор обращает на законность содержания в них граждан и на соблюдение установленного режима содержания.
В случаях установления фактов незаконного задержания и содержания граждан в комнатах (камерах) административно задержанных, центрах со- циальной реабилитации, медицинских вытрезвителях, в специальных при- емниках или в изоляторах временного содержания, а равно в других анало- гичных специализированных подразделениях (учреждениях) прокурору следует принимать меры к незамедлительному освобождению этих лиц, вынося соответствующее постановление, которое должно быть мотивиро- ванным. Освобождение производится через начальника отдела, отделения или управления внутренних дел, которому предъявляется постановление,
вынесенное прокурором.
Перед принятием решения, во избежание ошибки, необходимо тща- тельно разобраться в основаниях задержания и нахождения граждан в указанных подразделениях. При этом следует истребовать письменные объяснения у лиц, подвергшихся незаконному задержанию и содержанию в соответствующем подразделении внутренних дел, у работников мили- ции, допустивших эти нарушения, и при необходимости у других лиц.
Для устранения и предупреждения других выявленных нарушений за- конов, если не ставится вопрос об освобождении незаконно задержанных или содержащихся в подразделениях органа внутренних дел лиц, проку-
рор реагирует внесением представления. В представлениях перед началь- ником отдела, иного органа внутренних дел следует ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников милиции, допустивших незаконное административное задержание граждан и дру- гие значительные нарушения, ущемляющие права и свободы граждан-
Контрольные вопросы
1. Раскройте задачи и содержание прокурорских проверок исполнения законов.
2. Назовите основания проведения проверок исполнения законов и проверок законности правовых актов.
3. В каких случаях прокурорами привлекаются специалисты для учас- тия в проверках исполнения законов?
4. Расскажите об особенностях проведения проверок в органах, наде- ленных функциями экологического контроля.
5. Покажите особенности проведения проверок законности админист- ративного задержания в органах Министерства внутренних дел.
|