А. Упражнения и задачи к практическому занятию. 1. Дайте определение предмета прокурорского надзора за исполнени- ем законов и законностью правовых актов
1. Дайте определение предмета прокурорского надзора за исполнени- ем законов и законностью правовых актов, назовите его задачи.
2. Что вы можете сказать о пределах прокурорского надзора за испол- нением законов и законностью правовых актов?
3. Перечислите полномочия прокуроров, направленные на выявление и устранение нарушений законов и способствующие этому обстоятель- ства.
4. Как организуется работа по надзору за исполнением законов и за- конностью правовых актов в районной и городской прокуратурах?
5. Назовите основания проведения проверок исполнения законов и проверок законности правовых актов.
6. Какие вы видите основания для привлечения прокурорами специа- | листов — их участия в проверках исполнения законов? Какие вопросы
ставятся перед специалистами в ходе проверок и как оформляются полу- I ченные ответы?
7. Прокурор города принял решение о проведении проверки исполне- I ния законов в районной налоговой инспекции. Проведение такой провер- ки поручено помощнику прокурора города. Составьте в роли помощника
I прокурора города программу (план) проведения этой проверки.
Какие вопросы следовало бы выяснить в ходе проверки и с какими до- | кументами ознакомиться? Какова возможная тактика подобной проверки?
8. Прокурор района прибыл в районную администрацию для проведе- I ния проверки законности правовых актов, изданных администрацией за | последние 6 месяцев.
Какие правовые акты, иные документы надлежит истребовать проку- | рору для проверки? Каков возможный порядок действий прокурора?
9. Главный санитарный врач города сообщил в городскую прокурату- I ру, что в связи с жалобами на недомогание жителей, проживающих в но- вом микрорайоне «Северный», дозиметристами проведены замеры уров- ня радиоактивности в ряде домов. Измерения показали — многих комнатах радиоактивность стеновых панелей достигает 60-70 микрорент-
ген в час при естественном радиационном фоне в городе 8-10 микрорент- ген в час. Причины высокой радиоактивности стеновых панелей выясня- ются. Однако ввиду реальной опасности лучевой болезни жители подле- жат немедленному выселению из домов.
Какие возможные действия могут быть предприняты прокурором в связи с получением этой информации? Следует ли в данном случае про- водить прокурорскую проверку? Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела?
10. В ходе прокурорских проверок, проведенных совместно со специа- листами Управления геологии на ряде рудодобывающих предприятий, выявлены следующие нарушения: выработка полезных ископаемых про- изводится за пределами горных отводов; из руд извлекаются не все ком- поненты полезных ископаемых; ведется выборочная добыча полезных ископаемых, т.е. только богатых руд; преждевременно списываются с ба- ланса как неперспективные отдельные участки, содержащие полезные ис- копаемые; не проводится рекультивация земель после окончания добычи полезных ископаемых; не осуществляется консервация временно неис- пользуемых горных отводов; вследствие длительного хранения и неис- пользования часть полезных ископаемых приходит в негодность; не со- блюдаются правила по технике безопасности.
Поясните, в какой орган и какие акты прокурорского надзора следует внести прокурору области и какие вопросы в них поставить?
11. Проводя комплексную проверку исполнения законодательства на заводе «Химво-локно», помощник прокурора города установил, что по распоряжению главного технолога Анисимова за последние три недели дважды производились в ночное время залповые выбросы в атмосферу токсических веществ, исключительно вредных для здоровья проживаю- щих вблизи завода жителей — совершено преступление, предусмотрен- ное ст. 251 УК Российской Федерации.
Как надлежит в дальнейшем действовать помощнику прокурора горо- да: продолжать проведение проверки или возбудить уголовное дело и приступить к выполнению неотложных следственных действий?
12. Постановлением Главы администрации Энской области от 26 ап- реля 2002 г. № 178 «О чрезвычайных мерах по стабилизации рынка про- довольствия области» ограничен вывоз непереработанного сельскохозяй- ственного сырья и продовольствия (мяса, молока, зерна, маслосемян) за пределы области; руководителям хозяйствующих субъектов по перера- ботке сельскохозяйственной продукции разрешается производить отпуск
готовой продукции по свободным ценам за пределы области только после выполнения заданий на ее поставку по ассортименту и декларированным ценам потребителям области; на территории области должно быть введе- но лицензирование деятельности по заготовке сельскохозяйственной продукции; за реализацию сельскохозяйственной продукции на террито- рии области без документов, подтверждающих ее происхождение (за ис- ключением продукции с личных подворий), предусмотрена возможность наложения санкций в виде конфискации продукции.
Это постановление издано в нарушение соответствующих статей Кон- ституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и лицензионного законодательства.
Скажите, какие статьи названных законодательных актов были нару- шены Главой администрации при издании этого постановления?
Подготовьте проект акта прокурорского надзора (протеста или заявле- ния в суд) о признании названного постановления недействительным.
Б. Примерный сценарий деловой игры «Заседание коллегии областной прокуратуры»
Деловая игра проводится в форме заседания коллегии областной или краевой прокуратуры с принятием соответствующего решения. На нее отводится 4 часа учебного времени. Студенты анализируют ситуацию, сложившуюся в регионе в связи с исполнением земельного и экологичес- кого законодательства, состояние работы местной администрации, при- родоохранных органов и прокуратуры как органов контроля и надзора, определяют меры, направленные на предупреждение, искоренение нару- . шений законов.
Деловая игра способствует повышению знаний в области земельного и экологического законодательства; совершенствованию навыков анализа конкретной ситуации, сложившейся с исполнением этого законодательст- ва; закреплению знаний о компетенции органов исполнительной власти, природоохранных органов и прокуратуры в области охраны окружающей природной среды; приобретению навыков проведения заседаний колле- гии и принятия решений.
Ситуация, предлагаемая для обсуждения на занятии (возможный вариант)
Прокурорские работники областной прокуратуры, изучив организа- | цию работы по надзору за исполнением земельного и экологического за-
конодательства в прокуратурах Иваньковского, Григорьевского и Свя- щевского районов, а также работники межрайонной природоохранной прокуратуры, проведя прокурорские проверки на сельскохозяйственных предприятиях, в районных комитетах по земельным ресурсам и землеуст- ройству, в других органах, установили следующее.
В декабре 2000г. начальник Иваньковского районного управления сельского хозяйства Контарев, председатель комитета по земельным ре- сурсам и землеустройству Снегирев, председатель районного комитета профсоюза работников сельского хозяйства Азаров, заместитель началь- ника управления сельского хозяйства Хомич, директор производства ис- правительной колонии №21/17 Штанько, управляющий делами главы администрации района Терентьев подали заявление в районную админис- трацию с просьбой предоставить каждому из них в пожизненное наследу- емое владение по 150 га земли для организации и ведения сельского хо- зяйства. В заявлении указывалось, что они предполагают заниматься растениеводством.
В течение двухмесячного срока заявления указанных лиц были рас- смотрены и удовлетворены. Им были выданы земельные участки, а за- тем и зарегистрированы крестьянские хозяйства. Контарев, Снегирев, Азаров, Хомич, Штанько и Терентьев после регистрации фермерских хозяйств создали ассоциацию крестьянских хозяйств. Одновременно было принято решение о сдаче выделенных им 750 га в аренду коопера- тиву «Луч». При этом в договоре между ассоциацией и кооперативом оговаривалось, что указанные земельные участки силами кооператива будут обработаны и засеяны ячменем. Кооператив обязался проводить все необходимые агротехнические работы, жатву, обмолот, просушку и продажу зерна. При этом 75% вырученной суммы перечислялись на расчетный счет ассоциации, а 25% оставались у кооператива. В резуль- тате члены ассоциации крестьянских хозяйств получили по заключен- ному договору аренды 4 млн. руб.
Аналогичные нарушения земельного законодательства имели место также в Григорьевском, Свящевском и ряде других районов области. К сожалению, районные прокуроры не реагировали на подобные наруше- ния законов.
Установлено также, что выделенные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельные участки нередко используются не- рационально или по несколько лет вовсе не используются. Так, фермер Климов в течение трех лет не засевал участок земли площадью 10 га
(Иваньковский район), фермер Скоков не возделывал участок площа- дью 19 га в течение четырех лет (Свящевский район). Климов и Скоков признались, что получая землю, они не думали заниматься сельским хозяйством, а ждали момента, когда землю можно будет выгодно про- дать.
В большинстве из проверенных сельскохозяйственных предприятий в результате нарушения правил обработки земли и невнесения удобрений происходило снижение плодородия почв, вследствие чего падала уро- жайность.
Установлено, что в указанных районах земли, передаваемые во вре- менное пользование для добычи полезных ископаемых, ведения строи- тельных и дорожных работ, как правило, после окончания этих работ не рекультивировались. Вследствие этого только за последние два года бо- лее 20 га земли были приведены в непригодное для сельского хозяйства состояние. Кроме того, на территории Иваньковского и Свящевского районов возникли несанкционированные (неразрешенные) свалки про- мышленных и бытовых отходов, что привело к потере и загрязнению сельскохозяйственных земель.
Из-за несоблюдения правил обращения с горюче-смазочными матери- алами (солярка, бензин, масла и др.) многими сельскохозяйственными предприятиями происходило загрязнение земель, выведены из севооборо- та более II га земли. В результате урожай в Иваньковском, Григорьевском и Свящевском районах за последние три года снизился соответственно на 27, 15 и 36%.
Установлены факты, когда ядохимикаты хранятся в неприспособ- ленных помещениях. Во многих хозяйствах склады вообще отсутству- ют, в связи с чем ядохимикаты и другие сильнодействующие вещества хранятся в зерноскладах или на открытом воздухе, нередко вблизи ис- точников водоснабжения. Несмотря на многочисленные нарушения зе- мельного и экологического законодательства, внимание прокуроров к надзору за исполнением этого законодательства ослабло. Стало прово- диться значительно меньше прокурорских проверок. Снизилась острота прокурорского реагирования. Районные комитеты по земельным ресур- сам и землеустройству, центры санитарно-эпидемиологического надзо- ра, областной комитет природных ресурсов и другие органы, не всегда принимали меры воздействия к нарушителям законов, не предъявляли иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды к предприятиям, причинившим вред окружающей среде и юридическим лицам. Предпи-
сания природоохранных органов не всегда исполнялись должностными лицами.
Ознакомившись с предоставленными материалами, прокурор области принял решение о проведении заседания коллегии с приглашением на не- го представителей местной администрации, комитетов по земельным ре- сурсам и землеустройству, областного комитета по охране окружающей среды, центров санитарно-эпидемиологического надзора. Выступление с докладом было поручено начальнику отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов1.
|